Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Обязанность подчиняться закону - первая обязанность каждого гражданина. Наряду с «писаным» законом, есть закон «неписаный», который действует  у всех народов, установленный очевидно богами. Это требование почитать богов, уважение родителей и воздавать добром за добро.

В 399г. Сократа предали суду за то, что он отвергает божества своего государства, развращает юношество, внушая им гибельные идеи (аристократические  убеждения). Он был приговорен к смерти. Причина его осуждения- склонность к демократии, нравственно-религиозный характер учения, затрагивание основ государственного устройства.

Сократ вошел в историю как  учитель нравственности.

6. Учение Платона  о государстве и законах.

ПЛАТОН (427-347 г.г. до н.э.) имел аристократическое происхождение. В 20 лет познакомился с Сократом и стал его верным учеником. Создал Академию, просуществовавшую 900 лет, собственную фсф школу.

Платон – первый греческий философ, учение которого дошло в оригинале. Почти все они написаны в форме  диалогов. Взгляды на государство и законы изложены в 3-х диалогах: «Государство», «Политика», «Законы».

В трактате «Политика» лучшим правителем должен быть мудрейший. Его мудрости достаточно, чтобы сделать правление совершеннейшим. Для мудрого правителя законы не нужны. Обладая всеми добродетелями, он сам закон и должен руководствоваться своим усмотрением. Лучшая форма правления – неограниченная никакими законами власть мудрейшего над подчиненной ему массой граждан.

В сочинении «Государство» Платон изображает идеальное государственный строй. Население должно делиться на следующие классы:

1. Достаточное количество людей, занятых материальным трудом – низшие сословия, едва достойные звания граждан (земледельцы, ремесленники и купцы).

2. Защитники государства (воины, стражи). Основная цель – охранять государство от внешних и внутренних врагов. Это граждане в собственном смысле слова. Стражи живут в полном коммунизме – нет частной собственности, нет жен и детей, все общее.

3. Из стражей выделяются правители, старшие годами и обладающие наибольшими добродетелями. Они немногочисленны, им вверяется неограниченная власть в государстве.

Процесс деторождения строго контролируется. Человеку определяют место в государстве  по его способностям, распределяют по классам.

Принадлежность власти философам – главное условие правильной политики. Ближе всех к совершенным формам правления из всех существующих несовершенных находится ТИМОКРАТИЯ (правление мужественных и храбрых воинов) и ОЛИГАРХИЯ (господствуют богатейшие граждане). ДЕМОКРАТИЯ И ТИРАНИЯ – худшие формы: они напрочь лишены всех добродетелей.

Почти в 80 лет написал новый труд – трактат «Законы». Убедившись в несбыточности своего политического идеала, он берет смешанную форму правления из монархии и демократии. Монархия должна быть ограничена свободой граждан, а демократия усилием власти в необходимых случаях.

Государство должно быть удалено от прибрежья. Количество народа должно быть достаточно для защиты государства  и не быть слишком большим  (5040 семейств). Каждое семейство получает по земельному участку, отчуждение которого не допускается. Наследует только один из сыновей. Устанавливается средний размер имущества с определением низшего и высшего пределов (не более чем в 4 раза). Излишки – в казну.

Граждане делятся на 4 класса по имуществу. Высший орган государства – «хранители законов» - стражи, составляющие коллегию из 37 человек от 50 до 70 лет. Второй по значению орган - Сенат (360 человек). Сенаторов избирают все. Также избираются надзиратели за городом, жрецы. Военачальники избираются воинами.

В таком государстве велика роль законов. Здесь уже сами правители  должны подчиняться законам, т.е. позиция  Платона меняется. Вместо абсолютного  правления философов он теперь предлагает абсолютное правление законов.

Итак, Платон остается идеалистом. Свобода лица, личность приносится в жертву «общему благу», единству государства. Меры, которые он предлагает к нарушителям – вплоть до смертной казни.

7. Политическое  и правовое учение Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.

Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”, “Никомахова этика” и “Афинская полития”.

В политической сфере не увлекался  мечтами об идеальном обществе, а  постоянно сообразовывался с  действительностью. Целая глава  посвящается необходимости рабовладения. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.

О государстве.

Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства - достижение общего блага. Т.к. цель общая - управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (изгнание во имя демократии из государства граждан, которые становились популярными политиками).

Формы государства

Монархия - правит один в интересах  общества.

Аристократия - господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.

Полития - власть общества.

Извращенные формы:

- [монархия]-тирания

- [аристократия] - олигархия, где правят богатые для своего счастья

- [полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.

Идеальное политическое устройство:

1. Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.

2.В нем должны жить греки,  ибо северные народы храбры, но  не умны, азиаты - умны но не  храбры, греки соединение этих  прекрасных качеств

3.Граждане должны полностью  посвятить себя служению государству,  гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.

Граждане в совершенном государстве  занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а  обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными  делами. Это исключительное призвание граждан.

Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии.

Вывод: политические блага как и  блага этические состоят в  умеренности, политическое искусство - в умении воздержания.

Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает  каждый народ для себя. Есть неписаные  законы - "правда", они восполняют писаное право.

Законы подразделяются на те, которые  устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).

8. Политико-правовая  теория Полибия.

ПОЛИБИЙ (род 201 или 120 до н.э.) - дипломат. Был епархом - начальником конницы, выполнял дипломатические миссии, выдающийся историк и правовед, фсф. После победы Римлян в числе богатых Афинян был отправлен в Рим в качестве заложника. Был принят в Римское общество.

Фсф воззрения основывались на теории цикличности, круговороте явлений. Любое явление от отдельного человека до государства развивается в соответствии с порядком природы и проходят в своем развитии определенные этапы: зарождение, зрелость, упадок.

Формы государства также зарождаются, развиваются и неизбежно вырождаются. После чего- новый цикл. Главный труд своей жизни «Всеобщая история» посвятил выяснению вопроса о том, почему Рим смог стать великой державой. Основная причина – совершенство государственного строя. По принципу Аристотеля, выделял три формы правления (3 правильных (царство, аристократия, демократия) и 3 извращенных (тирания, олигарх, охлократия).

Каждая из правильных форм переходит  в соответствующую извращенную  форму, все меняется в соответствии с законом человеческой природы. Первоначально люди жили стадом под предводительством сильнейшего, за которым другие следовали добровольно. Мера власти его – физическая сила. Этот способ правления есть единовластие, но пока не монархия.

С течением времени люди получают представление о чести, долге  и справедливости, они со временем приобретают политическое значение и отношения основанные на силе переходят в отношения подчинения общества власти - царство. Цари властвуют добродетельно, но потом стали возвышать себя и угнетать подвластных. Пользуясь общественными благами, стали отличаться от народа и угнетать его - тирания. Народ восстает против таких правителей и свергает их - аристократия, когда поколение освободителей сменяется новым, воспитываемым в роскоши - олигархия. Народ восстает против вельмож и оставляет власть за собой, не доверяя никому. Умирает поколение умеренных и привычка к свободе приводит к всеобщему разгулу - господство черни -охлократия, анархия.

Каждая из форм таит в себе зародыш  гибели, т.к. человек склонен употреблять  во зло свободу и власть. Необходим сдерживающий фактор. Наиболее оптимальна смешанная форма. Цари не злоупотребляют властью, т.к. боятся народа, народ не восстает, т.к. опасается вельмож, которые стоят посредине и не допуск преобладания ни одной власти. Два консула в высшей магистратуре, аристократия в сенате, народ в Народном Собрании.

9. Политическая  и правовая теория Цицерона.

Марк Туллий Цицерон (106 – 43гг до н.э.) был виднейшим идеологом римской аристократии в период республики. Знаменитый оратор, писатель, юрист. Его эпоха - переломный момент в истории Рима - переход от демократии к тоталитарному режиму империи.

Цицерон получил юридическое  образование, прославился победами в суде, красноречием. В 66 году (40 лет) стал претором, в 63 – консулом, но вскоре сошел с политической арены. Выступал против Антония после убийства Цезаря, что и послужило причиной его убийства как неугодного правителю лица.

По образу мыслей он был  ЭКЛЕКТИКОМ – сочетал в себе различные  философские школы, выбирая из них  самое необходимое. Его учение- это соединение идей стоиков и эпикурейцев, взглядов Платона и Аристотеля. Свое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.

Трактат о республике является учением  о сущности государства и его  формах. Государство – это дело народа. Народ не всякое множество людей. Народ - основанное на общности права и пользы соединение людей. Таким образом, государство - есть дело народа, как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью пользы.

Причина соединения людей в государство  состоит не в беспомощности, слабости и страхе, а в свойственной людям общественности. Но из всякого общежития возникает потребность во власти. Всякое государство должно кем-то управляться. Если одним лицом - царем, то это монархия. Если же избранными - это аристократия (власть ОПТИМАТОВ- лучших людей). Если власть предоставлена народу - демократия (народоправство).

Он выделяет недостатки каждой формы  правления. В монархии и аристократии нарушается принцип справедливости. В демократии равенство, но при нем  не соблюдены степени достоинства  каждого. Царская власть неизбежно вырождается в тиранию, власть оптиматов из власти лучших по мудрости и храбрости - в господство богатых, а полновластие народа – в безумство толпы, что также ведет к тиранической власти толпы. Лучше всех смешанная форма правления (в Спарте и Риме), образованная из гармоничного сочетания всех 3-х элементов: монархии, демократия, аристократии.

Вывод: государству как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором в заведовании общими делами принимают участие совместно все элементы, соединенные совместно между собой общностью права.

«О законах» – учение о естественных правах граждан. Права устанавливаются  не по человеческому усмотрению, а  самой природой. Под природой он понимает космос, человеческое бытие, весь окружающий мир. Разумно-духовный аспект природы и является источником права.

Истинный и первый закон возникает  до того, как люди объединяются в  гражданские общины, его нельзя изменить ни голосованием, ни решением судьи. Постановления  и законы государства должны соответствовать божественному порядку, иначе они не имеют законной силы. Если закон препятствует справедливости, то они не является законом.

10. Политико-правовые  идеи римских юристов.

Римский юрист был  юристом-практиком и выполнял 2 функции:

1. Составление юридических документов. Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы-понтифики. Формулы держались в строгом секрете. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов проявилась их творческая роль.

2. Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам. С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права.

На закате республики, когда в ряды респодентов влились  смутные личности, Август предоставил  право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.

“Закон о цитировании  юристов”: мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.

Три вида права, действующего в Риме:

1. Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"