Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Власть монарха ограничивается 2-х палатным парламентом. Верхняя  палата состоит из крупных землевладельцев, нижняя - из народных представителей. Нижняя палата наделяется правом вотирования бюджета, правом контроля за исполнением закона.

В судебной власти играют роль все 3 силы: глава государства  назначает судей; представители  народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностное преступление.

Он критикует существующее правление в России, считает его  тормозом развит т.к. власть ничем не ограничена. Основным его достижением стало создание либерально-консервативного направления политико-правовой мысли в России. Чичерин враждебно относился к социалистическим теориям.

63. Учение В.И.  Ленина о государстве и праве. 

Опубликовал множество работ по вопросам государства, политики, власти. Произведения: «Что делать», «Империализм как высшая стадия капитализма».

Взгляды основаны на классовой природе  государства. Классовость – неотъемлемая врожденная черта государства. Она присуща государству в силу нескольких причин:

1. воплощение в государстве антагонизма классов, расколовших общество со времен утверждения в нем частной собственности.

2. комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса.

3. осуществление политики, угодной для господствующего класса.

Кроме классовых и межклассовых отношений для Ленина нет иных факторов детерминирующих природу государства. Суть всех государств – диктатура класса.

Конкретное содержание феномена диктатур класса Ленин видит таким:

1. осуществление господства над остальными социальными группами.

2. опора власти на насилие, применяемое в разных формах.

3. полная раскрепощенность, не связанная никаким законом.

Оборотная сторона марксистско-ленинской  теории государства как классов  диктатур – это восприятие и оценка демократии, свободы, права как малозначимых компонентов общественно-политической жизни. К вопросу о свободе, реализуемой посредством института демократии, Ленин оставался равнодушным. Он был антилибералом.

Применительно к социалистической революции встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству (либо пролетариат обладает уже готовой государственной машиной, либо разрушает ее и создает новый тип государства).

Ликвидацию государственной машины он мыслит следующим образом. Это  ликвидация бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидация репрессирующего аппарата, отказ от территориальных принципов формирования представительных учреждений, отказ от принципа разделения властей, от равенства всех граждан перед законом и от многих начал демократического устройства.

Ленин является решительным сторонником  террористических методов для осуществления  диктатуры пролетариата. Ленин понимал, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве не только для подавления своих врагов, но и для управления страной. Государственной формой должна быть Республика советов. В ней соединяются элементы представительной и непредставительной демократии.

Советы - это учреждение, которое  одновременно является законодательным  органом, которое исполняет закон и контролирует их исполнение. Строится и функционирует республика на основе выборности всех органов власти, подотчетности и подконтрольности, сменяемости депутатов.

По сути дела, большевики нелегитимным путем устанавливают господство над страной и концентрируют в своих руках закон. Суд, исполнительная власть не нужны однопартийному государству, ибо по серьезному счету нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть государство подобных образов.

Отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда социально-экономических и общественных условий. Но сама идея отмирания государства является в марксистско-ленинской теории сугубо важной.

64. Политико-правовая  доктрина солидаризма. Л. Дюги.

Леон Дюги (1859-1928 гг.). Работы - "Государство, объективное право и положительный закон" (1901 г.) и др.

Основой общества является неравенство людей, что приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как факт взаимной зависимости.

Осознанный факт солидарности порождает социальную норму. Эта  норма солидарности стоит выше государства  и положительных законов, которые  лишь служат ее осуществлению.

Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбе. По теории Дюги, предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии. Дюги - не сторонник социализма, но он признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдикалистское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям наемных рабочих.

Дюги особенно яростно  нападает на идеи равенства и естественных прав человека. Люди не равны от природы, занимают соответственно этому разные положения в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние. Что касается прав личности, то Дюги вообще отрицает это понятие. Он призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции (обязанности исполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма).

Дюги не признает понятие  субъекта права и утверждает, что  индивиды лишь "составные клеточки социального организма".

Обращаясь к теории государства, Дюги отвергает концепции общественного договора и государственного суверенитета. Дюги вообще отрицал суверенитет как признак государственной власти. Правовым основанием публичной власти, по теории Дюги, является только осуществление социальной солидарности.

Дюги предлагал ряд  преобразований в государственном  строе Франции. Палата депутатов  должна избираться по пропорциональной системе, чтобы в ней полнее были представлены все существующие партии. Сенат должен стать представительством синдикатов. Отношения между классами будут регулироваться договорами, конвенциями, санкционированными государством с точки зрения их соответствия социальной норме солидарности.

В противоположность  теоретикам либерализма Дюги уделял большое внимание положительным  обязанностям государства. Он считал, что норме солидарности соответствуют  законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.

В учении о праве Дюги резко отходит от принципов и  понятий юридического позитивизма. Ставя норму социальной солидарности выше государства и созданного им права, Дюги утверждал, что закон, не соответствующий этой норме, "как бы не существует". Дюги одобрял судебные решения, которые, хотя и противоречат "запретительным устаревшим текстам", но соответствуют, по его мнению, общественной солидарности.

Идеи Дюги, изложенные к тому же в довольно дерзкой манере, произвели сильное впечатление на современников. Однако влияние теории Дюги на политико-правовую идеологию и практику было глубоким и долговременным. В России идеи Дюги нашли своеобразное преломление в концепции М.М. Ковалевского.

Но использование идей Дюги (фактически умеренно реформистских) фашистским, франкистским и другими антидемократическими режимами подорвало доверие к идее синдикалистского представительства вообще.

65. Школа «свободного  права». Е. Эрлих. 

В конце XIX - начале XX в. возникает  ряд теорий и школ, выступающих с критикой юридического позитивизма. Представители этого направления призывали искать право в жизни, в общественных отношениях. Право, по их учению, не может быть сведено к нормам закона. Значительное распространение это направление получило в Германии и Австро-Венгрии (Герман Канторович, Евгений Эрлих, Эрнст Фукс и др.), а также во Франции (Франсуа Жени и др.). Это направление назвали "школа свободного права".

Представители школы "свободного права" утверждали, что закон еще  не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка. Противопоставляя "мертвой букве закона" практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества. Особенное внимание и значение правоведы этого направления придавали деятельности судей, их свободному убеждению.

Все это, однако, не означало отрицания законности и закона. Главным  признавалось решение intre legem (no закону), а при пробелах в законе praeter legem (кроме закона). Решения contra legem (против закона) допускались как редчайшее исключение.

Школа "свободного права" не создала единой концепции права, но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права.

Видным представителем школы "свободного права" был австрийский  профессор Евгений Эрлих. Наиболее значительное его произведение - "Основы социологии права" (1913 г.).

Право, по его учению, существует и развивается прежде всего как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Организационные нормы складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений различных организаций; эти нормы образуют, по его учению, право первого порядка.

Для охраны права первого  порядка и регулирования спорных  отношений создаются "нормы решений", образующие право второго порядка; эти нормы создаются деятельностью государства и юристов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы.

Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является "живое право", которое не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни.

Закон, по Эрлиху, не столько  право, сколько один из способов обеспечения  права; применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же главным способом существования "права решений" (второй слой права) является свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела. В правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам закона", а свободному слову квалифицированных юристов.

Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Роско Паунда (США), а идеи школы "свободного права" о судебном правотворчестве были созвучны идеям "реалистической школы права".

66. Политико-правовые идеи национально-освободительного движения в Индии. М.Ганди.

МОХАНДАС КАРАМЧАНД  ГАНДИ - один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием «гандизм». Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения.

В 1893-1914 Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев в Южной Африке, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В Южной Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой.

Когда в 1919 англичане  провели законы Роулетта, продлившие срок действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди  объявил первую всеиндийскую сатьяграху. Тысячи жителей страны выразили свой протест, не прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в Амритсаре. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи в ее решительного противника.

Вторую всеиндийскую сатьяграху Ганди начал в 1920. Вскоре он призвал соотечественников бойкотировать британские текстильные товары и производить собственные ткани на ручных станках. В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к шести годам заключения (освобожден в 1924).

Ганди не ограничился  сатьяграхой, выдвинув т.н. конструктивную программу. Проводил энергичные кампании: против неприкасаемости и за мусульмано-индусское единство, за права женщин, подъем начального образования, запрещение алкогольных напитков, внедрение правил личной гигиены. В 1929 конгрессисты объявили 26 января Днем национальной независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху.

По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии началось массовое антиимпериалистическое движение. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки.

В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную организацию, пользовавшуюся поддержкой народа.

Ганди идеализировал  патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества.

Ганди боролся против всех проявлений английской политики, против разжигания индусско-мусульманской  розни, против сохранения каст.

В 1942, во время 2-й мировой  войны, когда английское правительство  отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в  связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении  английских колонизаторов лозунг: "Вон  из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам.

В обстановке подъёма  массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Ганди осуждал  революционные выступления.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"