Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Нравственность охватывает все  действия человека: публичные и частные. Закон не может идти так далеко и не должно этого делать, т.к. законодатель может влиять на поведение людей посредством наказания, а это зло и может быть оправдано лишь когда им устраняется большее зло. Дело в средствах: право - принуждать, нравственность опираться на другие санкции. Когда нравственную норму следует переводить в юридическую - это вопрос целесообразности. Нравственная обязанность - на обязанностях к себе в отношении других => может быть отрицательная (в воздержании от посягательств на другое счастье) и + (содействие умножению чужого счастья).

Отношение к учению естественного  права

Существования естественных прав он не признавал, т.к. оно предполагает природу человека началом повелевающим, устанавливающим закон, чего в действительности нет. В человеке есть только чувства, удовольствия и страдания, но и они регулируются определенными нормами.

Таким образом, все законы устанавливаются правительствами, а все существующие правительства были установлены путем насилия, а затем стали привычкой и обычаем. Действительно право создается правительством, а естественное право - химера.

Форма правления: государственная власть всегда будет заботиться о своей пользе и эксплуатировать граждан. Власть должна находиться в руках народа и чистая демократия - наилучшая форма правления. Большинство имеет право требовать, чтобы меньшинство ему подчинялось.

59. Политико-правовое  учение марксизма. 

Марксизм сложился как  самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первые произведения зрелого марксизма - книга Маркса "Нищета философии" (1847 г.) и Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.).

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов.

К основным положениям марксизма  относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.

Одна общественно-экономическая  формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно  развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества).

Государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и является машиной для подавления эксплуатируемого класса. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства). Право тоже носит классовый характер, это есть лишь возведенная в закон воля вашего класса.

Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата. Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США, где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания  политической власти (государства) в  коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами.

Марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в.. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовала организация Международного Товарищества Рабочих (Интернационал). Через эту организацию Маркс и Энгельс получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию.

Распространению и росту  авторитета марксизма содействовали  находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы.

В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и  публицистическая деятельность Маркса и Энгельса, особенно опубликование первого тома "Капитала", считавшегося последним словом политической экономии.

60. Политические  идеи Г. Спенсера.

Спенсер - философ позитивист. Основная работа – «Система синтетической философии». Спенсер рассматривает общество как своеобразный организм, развивающийся по законам эволюции. Эволюция есть переход от неопределенной однородности к определенной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материи. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает влияние этой среды; в результате складывается государство.

Поначалу основной обязанностью государства является защита от внешнего врага и охрана общества от внутреннего врага. На этой основе сложился воинственный тип социальной организации.

Ее характерные черты:

1. народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения

2. иерархичная общественная организация

3. место индивида определяется его статусом

4. жизнь человека принадлежит обществу

5. государство устанавливает не только запреты, но и предписания

6. запрещены все объединения и союзы.

Военный тип общества сменяется промышленным, основывающемся на взаимодействии общества и природы. Государство основано не на иерархии, а на равенстве, на свободных договорах и частной инициативе. Инициатива поощряется, распределение благ по справедливости. Единственной обязанностью правителя является поддержание справедливости.

Различия военного и промышленного  типа в том, что в первом индивид  служит целям общества, а во втором общество служит для индивида. Спенсер  одобряет организации и деятельность рабочих профсоюзов, принуждающих предпринимателей идти на уступки. Спенсер дал традиционные для либерализма перечни прав и свобод (безопасность личности, свобода передвижения, свобода совести, речи, печати), обращая особое внимание на право собственности и свободы частной предпринимательской деятельности. Полностью индивидуальная собственность есть спутник прогресса. Он защищает права каждого, занимающегося чем угодно. Правительственное вмешательство в торговую и предпринимательскую жизнь он отвергает как пережиток военного режима.

Политические права рассматривает  как средство обеспечения индивидуальных прав. Он одобряет расширенные избирательные права, однако против предоставления полных прав женщинам. В статье «Человек против государства», Спенсер осуждает нарастающее вмешательство государства в общественные отношения под предлогом улучшения условий жизни. Многочисленные преобразования, проведенные парламентскими актами скорее приведут к государственному социализму и обращению рабочих в рабов общества, поскольку господствующие чиновники будут по своей воле определять продолжительность труда рабочего и его вознаграждение. Это завершилось бы возвращением к деспотическому устройству, самовластию лиц, достигших власти.

Причины несостоятельности социализма он видел в недостатках человеческой природы, таких как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. Спенсер утверждал, что в результате дальнейшей эволюции, совершенствования людей и общественных отношений, промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества, в котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей, и не для увеличения материального состояния, а для высших деятельностей.

61. Государственно-правовая  концепция Г. Еллинека.

Георг Еллинек (1851-1911 гг.) различал социальное учение о государстве  и учение о государственном праве. Государство как социальное явление представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же государства сводится к "корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных аспектах (в нормативном и в социальном) изучается и право.

Еллинек отличал писаную конституцию от фактической, создаваемой тем фактическим распределением социальных сил, которое существует в каждом государстве независимо от писаных правоположений.

Действующее право Еллинек  определял в духе юридического позитивизма: "Право есть совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отношения лиц друг к другу". Говоря о праве в социальном аспекте, он замечал, что положительность права в конечном счете основана на средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее.

В социально-психологическом  плане истолковывается и государство, сводимое к соотношениям воль властвующих  и подвластных: "Власть, которая  повелевает, но которой не подчиняются, теряет свой характер господствующей власти. Точнее говоря, вся государственная власть основана на повиновении подданных". Повиновение, по Еллинеку, обеспечивается там, где к фактическим отношениям господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений.

Еллинек, таким образом, высказывал идею, позже названную  социологами и политологами идеей "легитимации государственной  власти", ее признания подвластными, укоренения в общественном мнении как  социально-психологической основы государственного порядка.

Двухаспектное понимание  государства и права было для  Еллинека средством преодоления  теоретических затруднений, которые  испытывал примененный к государствоведению юридический позитивизм. Одно из них - проблема ненарушимости правопорядка, законности действии государственной власти. Еллинек придавал большое значение правам и свободам как необходимому условию свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности. Поскольку с точки зрения юридического позитивизма эти права и свободы определяются объективным правом, которое создается и применяется государством, необходимо было доказать "связанность государства" им же создаваемым правом; с юридической точки зрения эту связанность Еллинек объяснял обязательностью законов для государственных органов.

В том же духе Еллинек  пытался совместить юридическое  понятие государства с понятиями  социологии. Он готов признать, что  в прошлом существовали классовые  господства, основанные на привилегированном политическом положении части народа; но коль скоро теперь нет замкнутых господствующих классов, государство является представителем общих интересов своего народа.

В парламентском, представительном правлении, по Еллинеку, снимается противоречие между единством государства как юридической личности и социальной разобщенностью интересов народа, образующего эту юридическую личность.

Концепция Еллинека в  ее программной части служила  обоснованию развития представительных учреждений парламентского типа в Германской империи и других странах.

62. Политико-правовая  доктрина Б.Н. Чичерина.

Чичерин (1828-1904гг.) - деятель либерального движения в России. Принадлежал к старинному русскому роду. Обучался в Московском Университете на юридическом факультете. По рекомендации Чичерина в ТГУ приехал преподавать профессор Михайловский.

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитез, синтез) заменил логической схемой из 4-х элементов, в результате чего образовался круговорот из 4-х начал. В общественной жизни различал: власть, закон, свободу, общественную цель.

В общежитии различал 4 союза:

- семья (первоначальное единство)

- гражданское общество (союз стремления к единству)

- церковь (носитель нравственного закона)

- государство (верховный союз людей, образующий единое и самостоятельное целое)

По Чичерину, область  права – это внешняя свобода. С помощью критерия справедливости и равенства, он проводит деление  на уравновешивающую правду с формальным равенством (признание за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенства прав как юридически возможных действий) и правду распределительную с пропорциональным равенством (правами и свободами распоряжаться в соответствии со способностями и заслугами). Первая область - частного права. Вторая - публичного. В центре учения - личность со своими правами и свободами, из чего он выдвинул принцип: не лица для учреждений, а учреждения для лиц.

Право делил на объективное  и субъективное. Субъективное –  законная свобода что-либо делать или  требовать. Объективное право – сам закон, определяющий свободу, устанавливающий права и обязанности людей.

Соотношение права и  нравственности: право устанавливает  внешнюю деятельность, внутренняя же регулируется нравственностью.

Соотношение общества и  государства: эти понятия не совпадают ни по объему, ни по содержанию. Общество образуется от соединения различных единичных воль и не приобретает организационного единства. Общество более устойчиво, чем государство.

Государство в его  понимании – союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Элементы государства – верховная власть, закон, свобода, общая цель.

Высшей стадией развития идей государства является конституционная  монархия, монарх в которой различает начала общежития, приводящие к идеальному единству: монарх - представляет начало власти, народ - начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"