Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

31. Принципы современного права. Принципы права - это исходные норма-тивно-руководящие начала, отличающиеся общей значимостью, универсальностью и определяющие общую направленность правового регулирования. Принципы права своего рода идеологическая объединяющая основа всей правовой системы, а не только системы права. Они лежат в основе правотворческой и правоприменительной деятельности. Они обеспечивают единство содержания норм права и их соответствующего воздействия на общественные отношения. Правовые идеи становятся правовыми принципами, будучи непосредственно закреплёнными в официальных нормативных документах. Этим они отличаются от прочих правовых идей, лежащих в основе научного и профессионального правосознания. Будучи официально закреплёнными, имея сходство с нормами права, принципы права отличаются от них более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, большей устойчивость и стабильностью, не содержат санкций. Принципы права обычно делят на социально-правовые и специально-правовые. Социаль-но-правовые выражают начала, на основе которых регулируются различные сферы общественной жизни, т.е. это своеобразные приоритеты соответствующих сфер (экономической - равноправие всех форм собственности, свобода предпринимательской деятельности и т.д.; социальной - справедливость, гуманизм, равноправие и т.д.; политической - демократизм, политический плюрализм, многопартийность и т.д.; духовной -идеологический плюрализм, свобода мысли, слова и печати и т.д.): Специально-правовые принципы делятся на общеправовые, отраслевые, межотраслевые, межинституционные принципы, принципы отдельных институтов. Право - это система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных  государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование обществен¬ных отношений. Малько. Принципы права — это основные, исходные начала, положе¬ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со¬циального регуля-тора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общепра¬вовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым относят такие принципы, как: справедливость; юридическое равенство граждан перед законом и судом; демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть "закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственны¬ми и общественными делами, защищать свои права и свобо¬ды); единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав); федерализм (он присущ только для тех правовых систем, ко-торые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодатель¬ства); законность (означает систему требований общества и госу¬дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно); сочетание убеждения и принуждения и др.

Принципы, действующие в рамках только одной  отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности, в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Источники (формы) права: исторические  разновидности. Одним из признаков права выступает его формальная опреде¬ленность. Правовые нормы должны быть обязательно объективи¬рованы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общест¬венных отношений. Следовательно, формы права — это способ выражения государ-ственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходи¬мо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источни¬ком права следует понимать: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных об-щественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); 2) правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приво¬дящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут ре-гулироваться обычаями делового оборота); 3) юридический прецедент — это судебное или административ¬ное решение по конкретному юридическому делу, которомупридается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распро-странен преимуществен¬но в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.); 4) нормативный договор — соглашение между правотворчески¬ми субъектами, в резуль-тате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллек¬тивный договор, который заключают между собой админи¬страция предприятия и проф-союз). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распро¬странение в конституционном, трудовом, граж-данском, админи¬стративном и иных отраслях права. Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов. В отличие от просто договоров (договоров-сделок) норматив¬ные договоры не носят индивиду-ально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, за¬ключающие нормативный договор, создают новое правило пове¬дение — новую норму права, выступая правотворческими субъ¬ектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государствен¬ными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятель¬ности, представляющей их общий интерес.

 

33. Нормативный акт как источник  права. Система нормативных актов России. Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источни¬ком права следует понимать: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основных формы права: нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных об¬щественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения.4) юридический прецедент — это судебное или административ¬ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права. 5) нормативный договор — соглашение между правотворчески¬ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.;  Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полно-мочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянно¬го действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма¬тивный акт является официальным документом, носителем юри¬дически значимой информации. По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются: 1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на: нормативные акты государ-ственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муници¬пальных орга-нов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме; 2) в зависимости от сферы действия на: общефедеральные; нормативные акты СРФ; ОМСУ; локальные. 3) в зависимости от срока действия — на: неопределенно-длительного действия; временные. ПОДРОБНО. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор¬ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули¬рующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов по их юридической силе: 1) Конституция (закон законов); 2) ФКЗ — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с К.; 3) ФЗ — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4) законы СРФ — издаются их представитель-ными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Классификация законов может проводиться по различным ос¬нованиям: по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.; по характеру (текущие и чрезвычайные); по содержанию (экономические, бюджетные, социальные. Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Выделяют следующие виды подзаконных актов: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, инструкции, положения министерств,  и других ФОИВ; решения и постановления местных ОГВ и др.

 

 

 

 

 

 

34. Закон в системе нормативных  актов. Виды законов. Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным ОГВ, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. От других нормативных актов законы отличаются тем, что: 1) принимаются только высшими ОГВ; в современном мире это, как правило, высшие представительные органы (парламенты), а в нескольких существующих абсолютных монархиях - монархи; 2) процедура принятия законов чётко закреплена, как правило, в конституции страны, а также в регламенте законодательного органа; это призвано обеспечить «прозрачность» процедуры, её подконтрольность обществу, а также качество принимаемых законов; 3) регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения, обуславливая первичный, базовый характер содержащихся в них норм права, играя тем самым роль фундамента для всей последующей правотворческой деятельности; 4) обладают высшей юридической силой, то есть м.б. изменены или отменены только тем органом, который их принял; другими словами - все иные нормативные акты должны им соответствовать, а в случае противоречия между ними будут действовать нормы закона. Закону в самых различных правовых системах принадлежит верховенство, но особое значение они имеют в романо-германских правовых системах. Классификация законов может проводиться по различным основаниям. По юридической силе они обычно делятся на два вида - конституцию и текущие законы. Законы можно классифицировать по субъектам законотворчества - принятые в результате референдума (в России это только Конституция) или законо-дательным органом. По отраслевому признаку законы делятся на конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п. По времени действия: постоянные законы (принимаются  на неопределённый срок) и временные (принимаются на определённый срок, например, законы о бюджете РФ). По уровню систематизации большинство законов относится к обычным, а некоторые к кодификационным (кодексы, основы законодательства). Малько. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор¬ганом законодательной власти или референду-мом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули¬рующий наиболее важные общественные отношения. К признакам закона относятся следующие: он принимается только органом законодательной власти или референдумом; порядок его подготовки и издания определяется Конститу¬цией РФ и Регламен-тами палат Федерального Собрания РФ; в идеале он должен выражать волю и интересы народа; он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре¬чить; он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от¬ ношения. Виды законов по их юридической силе: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди¬ тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион¬ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю¬щий форму правления и государственного устройства, учреждаю¬щий ФОГВ; 2) ФКЗ — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти¬туцией (например, ФКЗ о Кон-ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра¬вительстве РФ и т.п.); 3) ФЗ — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.); 4) законы СРФ — издаются их представитель¬ными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

 

35. Процедура принятие федеральных  законов в России. Законотворческий процесс — главная составная часть право¬творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Законотворчество вклю-чающий в себя следующие стадии: 1) Законодательная инициатива — закрепленное в Конститу¬ции РФ право определенных субъектов внести предложение об из¬дании закона и соответствующий законопроект в законодатель¬ный орган. Право законодательной инициативы порождает у зако¬нодательного органа обязанность рассмотреть предложение и зако¬нопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно К. РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, чле¬нам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Прави¬тельству РФ, законодательным (представительным) органам СРФ. Право законодательной инициативы принадле¬жит также КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, однако только по вопросам их ведения. 2.  Обсуждение законопроекта — начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устра¬нить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наи¬более существенные законопроекты выносятся на всенародное об¬суждение. 3. Принятие закона — достигается с помощью механизмов голо¬сования (простым большинством и квалифицированным). Приня¬тие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Гос. Думой (ФЗ принимаются простым  большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, т.е. 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го¬с. Думы); б) одобрение закона Сов. Федерации (ФЗ считает-ся одобрен¬ным Сов. Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа  членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Сов. Федерации; ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Сов. Федерации);  в) подписание закона П. РФ (согласно К РФ П. РФ в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4. Опубликование закона (как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания П. РФ; неопубликованные законы не применяются). Цыганов. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий или этапов. 1) Стадия выявления потребности в правовом регулировании. Эту потребность могут выявлять различные общественные инсти¬туты - общественные объединения, политические партии, СМИ, наука. 2) Стадия правотворческой инициативы. Это первое офици¬альное действие компетентного субъекта, состоящее во внесении в правотворческий  орган  предложения  о  принятии  НПА или его подготовленного проекта. 3) Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план работы и т. п. 4) Разработка проекта НПА акта и его предва¬рительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от того, кому поручена его разработка, а также от харак¬тера и важности будущего нормативно-правового акта. 5) Рассмотрение НПА в том органе, ко¬торый уполномочен его принять. 6) Принятие НПА. 7) Доведение его содержания до адресатов. Стадии: 1) Внесение в Гос. Думу проекта закона субъектом законодательной инициативе (К. РФ). 2) Рассмотрение   проекта   закона   в   комитетах   и   комиссиях Гос. Думы. 3) Обсуждение законопроекта в Гос. Думе. а) Принятие в 1 чтении. б) Принятие во 2 чтении. в)  Принятие в 3 чтении. 3) Рассмотрение законопроекта в Сов. Федерации: а) одобрение; б) отклонение. 4) Президент подписывает.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"