Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

26. Особенности формы российского  государства. Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государ-ственного устройства и политическом (государственном) режиме. Современная наука считает форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Статья 1 К. РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные пол¬номочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разрабо¬танный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правитель¬ства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате ко¬торого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках прини¬маются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России действует на основе ряда принципов: государ¬ственная целостность РФ, разграничение предме-тов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равно¬правие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ве¬дения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность Рос¬сии. Политический режим. Политический режим современного рос-сийского государства характеризуется переходом от тоталитарного про¬шлого к демокра-тическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Рос¬сию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политиче¬ские партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, от¬сутствия государственного диктата политические парии в России дейст-вительно могут активно участвовать в политической жизни страны: сво¬бодно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономическо¬го, политического, социального развития страны, бороться за их реализа¬цию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная орга¬низация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.

 

27. Нормативное регулирования, его  свойства и роль в жизни  общества. Разновидности нормативного регулирования. Нормативное регулирование — особая форма деятельности об¬щества, направленная на создание, реализацию и обеспечение раз¬личного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему вла¬сти, то упорядочение отношений — через систему нормативного регу¬лирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выра¬жение и согласование общих интересов различных субъектов общест¬венной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития. Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила. В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования: 1) традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций — правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыден¬ной жизни; 2) моральное, которое осуществляется путем выработки и реали¬зации главным образом в сфере личностных отношений системы нрав¬ственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общест венного мнения; 3) корпоративное, которое осуществляется путем создания и реа¬лизации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом; 4) правовое, которое осуществляется путем создания и реализа¬ции — права, системы особых правил поведения, регулирующих наибо¬лее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти. Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и до¬полняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклоне¬ния поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок. Нормативное регулирование – сложная разветвленная система, которая подразделяется на несколько типов, в зависимости от специфики соответствующих регуляторов. Выделяют 5 типов нормативного регулирования. 1) Обычное (традиционное). Виды норм обычного регулирования: 1) обычаи, складывающиеся исторически; 2) деловые обычаи, складываются в сфере торговых, коммерческих отношений; 3) традиции - правила поведения ритуального, процедурного характера, которым присущ субъективный фактор; 4) нравы- обычаи, имеющие нравственное содержание. 2) Религиозное. Основано на специфической форме общественного сознания, связанного с верой и принятием ценностей определенной веры. 3) Регулирование с помощью норм общественного мнения (мораль, мода, нравственность, этика ).Наиболее яркий вид - мораль или нравственность. 4) Корпоративное. Регулирование отношений участников соц. групп. 5) Правовое. Вобрало в себя все 4 типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Право и правовое регулирование. Право - это система общеобязательных, формаль-но-определённых правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование обществен¬ных отношений. Сущность права — это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, т.е. экономическими, ду¬ховными, национальными, религиозными, демографическими, геогра-фическими и другими условиями его жизни. Правовое регулирование – разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм – права, формирует в наиболее значимых отношениях правопо-рядок, обеспеченной государственной властью. Правовое регулирование. Оно осуществляется путём создания и реализации права, то есть системы особых правил поведения, регули¬рующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой гос. власти. Правовое регулирование возникает вместе с государством. В условиях усложнения всех сфер жизни общества прежние нормативные регуляторы оказываются неспособными обеспечить должный порядок. В отличие от традиционного, морального, религиозного нормативного регулирования правовое регулирование под¬держивается принудительной силой государства. Путём создания особых социальных норм — норм права, государство регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Предмет и пределы правового регулирования.  Право регулирует далеко не все общественные отношения. Предме¬том правового регулирования становятся только наиболее важные из них, те от которых зависит обеспечение и реализация наиболее важных общих интересов всего общества, его основных социальных групп. Очень важно  установить пределы правового регулирования. Оно не должно касаться отношений, которые эффективно могут быть урегулиро¬ваны, обычаями, моралью, корпоративными, религиозными нормами. В содержании предмета правового регулирования обычно выделяют три сферы общественных отношений. 1) Отношения по поводу определённых социальных благ, в первую очередь, отношения связанные с производством, обменом, потреблением материальных ценностей и услуг. 2) Отношения по поводу управления обществом. В первую очередь, это отношения государственного регулирования. 3) Отношения по поводу обеспечения общественного порядка (правопорядка). Иные отношения являются незначительным по объёму и не могут быть выделены в отдельные группы. Специфика предмета правового регулирования во многом опреде¬ляет методы, способы и типы правового регулирования. Методы, способы и типы правового регулирования.  Метод правового регулирования — это общий характер воздей¬ствия права, выражающийся в совокупности приёмов и способов, на регулируемые общественные отношения. В науке обычно выделяют следующие способы правового регули¬рования. Управомочивание — наделение стороны правоотношения субъек¬тивными правами, позволяющими ему совершать действия, требовать их совершения от обязанной стороны и т.д. Обязывание - возложение на участника правоотношения обязан-ности совершить те или иные действия. Запрещение - возложение на участника правоотношений обязанности воздержаться от совершения каких-либо действий.

 

29. Основные теоретические подходы  к определению сущности и социального  назначения права. Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.). Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общео¬бязательных, формально определенных юридических норм, выра¬жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных от¬ношений. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа¬тельная сторона).  Можно выделить следующие подходы к сущности права: 1) классовый, в рамках которого право определяется как систе¬ма гарантированных государством юридических норм, выра¬жающих возведенную в закон государственную волю эконо¬мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра¬зом интересов господствующего класса); 2) обще-социальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис-пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо¬мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.). Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на¬циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расо¬вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права — это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, т.е. экономическими, ду¬ховными, национальными, религиозными, демографическими, геогра-фическими и другими условиями его жизни. Право - это система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование обществен¬ных отношений. Сущность определяет другую важнейшую характеристику права - его нормативность. Право как государственная воля общества может быть выражена только совокупность официально установленных и признаваемых правил поведения - юридических норм. Только нормативный характер пра¬ва придаёт ему устойчивость, свойства регулятора общественных отноше¬ний, защищает от своеволия отдельных лиц, правоприменительных органов. А уже нормативность, наряду с сущностью определяет такие важ¬ные черты права как связь с государством, общеобязательность, формаль¬ная определённость, системность. Общеобязательность - право, регулируя общественные отноше¬ния, является обязательным для всех участников данного общественного отношения. Формальная определённость - право имеет внешнюю форму за¬крепления в виде, как правило, официальных письменных документов. Связь с государством - право представляет собой систему правил поведения, принятых государством или иными субъеком.

 

30. Правовая система общества. Разновидности (типы) правовых систем. Правовая система общества - это совокупность всех существующих в стране правовых явлений. Понятие «правовая система» не следует отождествлять с понятием «система права», служащим для выражения внутренней структуры права. Система права является лишь одним из элементов правовой системы, включающей в качестве основных составляющих частей следующие пра¬вовые явления: 1) идеологические (правовая наука, правовая культура, правовая поли¬тика, правовые понятия, правовые принципы); право в его системе и систему его источников; юридическую технику; систему юрисдикционных органов; систему правовых отношений; юридическую практику. Классификация правовых систем современности. Отдельные правовые системы имеют как свои специфические ха¬рактеристики, так и общие с другими правовыми системами черты. Это позволяет отграничивать их друг от друга и объединять в определённые группы правовых семей. Некоторые исследователи выдвигают идею вы¬деления трёх групп правовых систем (правовых семей): англосаксонских, романо-германских и социалистических. Весь остальной юридический мир, составляющий 4/5 правовых систем, отнесён им к группе «религиоз¬ных и традиционных систем». Другое. Правовая система общества — наиболее широкое по содержанию понятие теории права. Оно характеризует структурное единство всех правовых явлений общества, их качественное своеобразие по сравнению с правовыми системами других стран, принадлежность по общим при¬знакам к определенным типам (семьям) правовых систем. Структурными компонентами правовой системы общества являются: нормы права, принципы, институты и отрасли права, выражен¬ные в специфических источниках права; это — нормативный компонент правовой системы; правовая практика и правовые учреждения; это — деятельный компонент правовой системы; правовое сознание общества; это — духовный компонент пра¬вовой системы. Исторические особенности содержание и соединения этих компо¬нентов определяют различия правовых систем и объединение их в груп¬пы (семьи правовых систем) по степени общности. Обычно выделяют четыре основных семьи правовых систем среди современных стран: романо-германскую правовую систему, англосак¬сонскую правовую систему, мусульман-скую правовую систему и тради¬ционную правовую систему. Романо-германская правовая система (Германия, Франция, Рос¬сия, другие страны Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой норматив- . ных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право. Англосаксонская правовая система (Великобри-тания, США, Ка¬нада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных пре-цедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений. Мусульманская система права (страны арабского востока) харак¬теризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, при¬знанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана. Традиционная система права (значительная часть стран Африки) характеризуется признанием в качестве основного источника права тра¬диций и обычаев, перешедших со ступени родового строя, и поддержи¬ваемых государственной властью и традиционными родовыми структу¬рами.  Правовые системы современности достаточно активно взаимодейст¬вуют между собой и перенимают наиболее прогрессивные черты друг друга.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"