Шпаргалки по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:02, шпаргалка

Краткое описание

Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства. Выделяют три основных элемента в форме государства: -форму правления, -форму территориального (государственного) устройства, -политический (государственный) режим. Форма правления. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора право.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

16. Формы государств.

Форма государства — это его  устройство, выражающееся в характере  политических взаимоотношений между  людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в  процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной  власти и в административно-территориальном  делении государства. Выделяют три основных элемента в форме государства: -форму правления, -форму территориального (государственного) устройства, -политический (государственный) режим. Форма правления. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления. Признаки монархии: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. Ограниченная: Великобритания, Швеция. Неограниченная - в Саудовской Аравии, (ОАЭ) и др. Признаки республиканской формы правления: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. К числу президентских относятся США, Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Финляндия и др. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство имеет следующие признаки: 1) полное территориальное единство государства; 2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; 3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; 4) единая система законодательства для всего государства; 5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются. Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки: 1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; 2) возможность установления "двойного гражданства"; 3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта; 4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; 5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации. (РФ, США, и др.). Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим. Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Демократический политический режим Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

17. Происхождение государства  и права.

1.Теологическая (божественная) теория  происхождения государства и  права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных  религиозно-мифологических представлений  о происхождении мира. Поскольку  мир сотворил Бог, то и государство  и право имеют божественное  происхождение. 2.Патриархальная теория государства – государство это разросшаяся семья, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье. 3.Договорная теория. Ее представители (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти. 4.Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. 5.Теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. 6.Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". 7.Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. 8.Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

18. Понятие и основные  признаки права.

Право — Это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки права: 1.Нормативность. Право имеет нормативный характер. Права определены в соответствии с действующими нормами. 2.Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. 3.Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.). 4.Формальная определенность. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. 5.Системность. Состоит из трех элементов: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

19. Понятие и основные  признаки государства.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма  управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву  общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок. Признаки государства: 1.Территория. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств. 2.Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. 3.Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. 4.Право. Это система общеобязательных правил поведения, где правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. 5.Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. 6.Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. 7.Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. 8.Суверенитет. Это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

20. «Основы права» как  учебная дисциплина.

Основы права – это основная юридическая учебная дисциплина, способствующая формированию исходных представлений о государственно-правовых явлениях. В предмет изучения данной дисциплины входят закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, определение основных юридических понятий, а также основные положения таких базовых отраслей казахстанского права как: конституционное, гражданское, уголовное и административное право. Преподавания курса «Основы права» призвано, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий. Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, которые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют практическим потребностям. В отраслевых юридических дисциплинах таким требованиям отвечает познание норм права, правовых отношений и юридической ответственности за правонарушения граждан, должностных лиц и организаций.

21. Земельно-правовые отношения.

Земельно-правовые отношения – это отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе владения, пользования и распоряжения землей, обеспечения ее охраны, повышения почвенного плодородия. Земельное право – отрасль права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли в целях закрепления и создания эффективного земельного строя государства, обеспечения рационального использования и охраны земель. Земельный кодекс – систематизированный единый законодательный акт, регулирующий земельные отношения и связанные с ними отношения собственности. Земельный строй страны – предусмотренные Конституцией страны и ее законодательством формы собственности на землю, а также отношения, складывающиеся по поводу ее эксплуатации как природного ресурса и охраны. Источники земельного права – законодательство страны и ее субъектов, иные нормативно-правовые акты и решения, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Субъекты земельного права – граждане РК, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, а также государство и его органы, которые в соответствии с законом могут выступать участниками земельно-правовых отношений.

22. Понятие административного  права.

Административное право - отрасль  права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие  в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы административного права: 1.устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении; 2.регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов. Взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами. 3.определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. 4.регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Методы правового регулирования: 1.Предписание: установление определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма; 2.Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). 3.Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

23. Гражданские правоотношения.

Гражданские правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормами  гражданского законодательства, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей. Содержание гражданского правоотношения состоит из: Материального (социального) содержания - это само общественное отношение, правила поведения. Юридического содержания - это субъективные права и обязанности. Субъекты гражданских правоотношений: Физические лица (граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица. Объекты гражданских правоотношений — это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Объекты гражданских правоотношений: 1.материальные (вещь, работы, услуги). 2.нематериальные (информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, и т.д.)). Гражданские правоотношения подразделяются на: 1.имущественные и личные неимущественные. 2.абсолютные (управомоченому лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, правоотношения между автором и другими лицами, которые не должны нарушать его прав)) и относительные (управомоченому лицу противостоит определенное обязанное лицо (например, кредитор и должник по договору займа)). 3.вещные (правоотношения характеризуют принадлежность субъекту материальных благ (например, право собственности)) и обязательственные (это отношения, которые опосредуют передачу имущества, прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ или оказание услуг). 4.срочные (договор) и бессрочные (отношения собственности). Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются: 1.договоры и иные сделки, предусмотренные законом или не противоречащие ему; 2.акты государственных органов и органов местного самоуправления; 3.судебные решения; 4.приобретение имущества; 5.создание произведений науки, литературы, искусства, и т.д.

24. Понятие экологического  права.

Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РК, специально уполномоченные и иные государственные органы и Республика Казахстан в целом. Объекты экологического права: земля, недра, водные объекты, леса, животные, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы. Принципы экологического права: 1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. 2) принцип платности природопользования. 3) принцип ответственности за нарушение экологического законодательства. 4) принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Методы экологического права: 1)императивный. 2)диспозитивный. 3)некоторые выделяют и третий, довольно спорный метод экологизации. Императивный метод занимается установлением дозволения, запретов, предписаний и обеспечивает государственное принуждение к должному поведению. Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Метод экологизации заключается в проникновении экологических норм в другие отрасли законодательства.

Информация о работе Шпаргалки по "Правоведению"