Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

РАбота содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Правоведение".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 78.20 Кб (Скачать файл)

1)Теория  происхождения государства  и права.

Основные из них: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Наиболее популярны в мире: теологическая (идеи божественного происхождения государства и права), патриархальная (государство появляется из разросшейся семьи), договорная (государство как результат добровольного объединения людей на основе договора) и материалистическая (государство приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям).

   Основные причины возникновения государства.

1. неолитическая  революция – переход от собирательной к производственной экономике

2. разделение труда,  история их знает три:

- отделение скотоводства  от земледелия;

- отделение ремесел

- появление купечества

3. рост производительности  труда и появление излишек,  дополнительного продукта (богатства)

4. появление частной  собственности

5. появление эксплуатации

6. раскол общества  на антагонистические страты (класса, группы). 

2)Понятие  и признаки государства.

Государство — 1)это особая форма организации общества, которое действует на территории, ограниченной границами.

                            2) Политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия. 

ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВА

1) наличие аппарата  власти и управления, аппарата  принуждения; 

2) разделение населения  по территориальным единицам;

3) суверенитет, т.е.  независимость во внешних и  внутренних делах; 

4) принятие ряда  обязательств перед народом (защищать  территорию, бороться с преступностью,  осуществлять цеди общего благополучия  и др.);

5) существование  ряда монопольных прав (право  издавать законы, выпускать денежные  знаки, собирать налоги, выпускать  займы и т.д.). 

3)Формы  государства.

Формы государства — это способ организации и осуществления государственной власти на территории данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента:  
Форма государственного правления. Это организация верховной суверенной власти в государстве.  
Существует две основные формы государственного правления: 

Монархия — Такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией. 

Республика — Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть: — парламентские. 

Форма государственного устройства. 
Это территориально-организационная структура государства. Формы государственного устройства могут быть разделены на три группы

— унитарные —  цельные, единые государства, части  которых не обладают признаками государственного суверенитета;

 — федерации  — союзные государства, части  которых в той или иной мере  обладают признаками государственности и обладают суверенитетом;

 — конфедерации  — союзы государств, образуемые  для  
определенных государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства.   

Политический  режим. 
Это совокупность средств и способов осуществления политической власти. Различают два вида политического режима:  
— демократический. Он характеризуется тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека;  
— авторитарный. Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.  
Для формы государства определяющим фактором является его исторический тип.  
Существенное значение для формирования формы государства имеют также:

а) уровень экономического развития общества;

б) соотношение классовых  сил;

в) национальные и  исторические традиции, международная обстановка.  

4)Функции  государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства.

1. Внутренние функции:

1)В экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры, организация денежного обращения, установление и сбор налогов; поддержание макроэкономического равновесия, поддержка отечественных производителей, обеспечение научно-технического прогресса...

2)В политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов государственной власти, охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью, разрешение этнических и религиозных конфликтов...

3)В социальной сфере: воспроизводство населения, поддержка социально слабых групп (старые, больные, безработные,..), развитие здравоохранения, образования, физической культуры; строительство жилья...

4)В духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры, искусства, науки, религии...

2. Внешние функции:

1)Национальная оборона, охрана границ.

2)Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное,..).

3)Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях.

4)Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом.

Можно проводить классификацию  функций государства и по другим критериям. Например, по способу осуществления  функций можно выделить функции регулятивные (создание правовых норм), исполнительно-распорядительные (организация текущей деятельности), охранительные (обеспечение выполнения норм и наказание нарушителей).

   Механизм государства.

Механизм  государства - это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки  механизма государства:

а) наличие системы  взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчинённых органов  и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых  является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности  реализации задач и функций государства  как организационными, финансовыми  средствами, так и принудительными  средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого  из государственных органов и  предприятий, учреждений, организаций  своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма  государства различают:

а) государственные  органы;

б) государственные  предприятия, учреждения, организации. 

   Органы государства.

   Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая собственной компетенцией (т.е. предметом ведения и полномочиями), в пределах которой она выступает от имени государства и реализует его функции.

   Характер функций органа государства. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

1.Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят, как говорят юристы, представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин "парламент" (французское слово, буквально означающее "говорильня").

2.Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

3.Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции. 

    Территория деятельности органа государства, в зависимости от которой выделяются:

1.Центральные - органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются "федеральными". Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.

2.Региональные - органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно - формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область,..). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований - субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).

3.Местные - органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая "элементарная" административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна,..) или даже отдельное поселение (город, поселок,..). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).

Порядок принятия решений, в соответствии с которым выделяются:

1)Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов.

2)Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать        решения самостоятельно. Например, Президент России,. 

5)Политическая  система общества. 

Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.   

В основе современных  теорий политических систем лежит представление  о политике как некой самостоятельной  целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.

    В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

1)во-первых, тесная связь ее с государственной властьюс борьбой за государственную власть и ее осуществление;

2)во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

3)в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

4)в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями. 

   Правовое государство.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"