Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоведению"

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы

по дисциплине: «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

  1. Понятие правоведения как учебной дисциплины. Роль государства и права в жизни общества.

Правоведение - это наука о праве.  Предметом ее изучения является понятие права и соответствующее правовое понятие государства, а также различные аспекты правоприменительной деятельности, т.е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом. 

Государство формирует  гражданское общество, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь  и свободную жизнь человека. Выполняет ряд функций. Делятся на внутренние и внешние. Внутренние: экономическая, оказание социальных услуг, экологическая, охрана правопорядка, культурно-воспитательная, регулирование меры труда. Внешние: оборона страны, поддержание отношений с другими государствами, международная охрана окружающей среды, интеграция в международную экономику.

Право, являясь универсальным регулятором  общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.  
Обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.  
Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.  
Право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.  
Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

 

  1. Понятие, признаки и происхождение государства, его функции.

Государство явл-ся субъектом правоотношений, это власть над обществом (союзом людей). Характерные признаки: 1. власть ограничена определенной территорией, 2. власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна — суверенна, 3. гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.) 4. общая цель, т.е. идеология, 5. признание людьми, 6. профессиональный аппарат управления, 7. сис-ма налогов, 8. валюта и мн. Др. От баланса реализованных признаков гос-ва зависит политический режим. Таким образом, гос-во — это: 1) союз людей, имеющий постоянную общую цель, действующий самостоятельно и суверенно исключительно в пределах определенной территории, 2) признанная принудительная власть над обществом в интересах самого общ-ва, 3) организация публичной политич. Власти, гл. целью к-рой явл-ся достижение компромисса между противостоящими интересами различных групп людей, достижение общего блага, 4) воля людей, возведенная в ранг закона.

Государство – это особая неполитическая организация, обладающая аппаратом управления и подавления, принуждающая своим велением.

В науке сформировалось множество точек зрения, каждая из которых по-своему описывает государство, его роль и предназначение в жизни общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что длительное время государство отождествлялось с самим обществом. Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей, стремящихся к благой жизни.

Представители договорной теории определяли государство как союз людей, живущих  на определенной территории и подчиняющихся верховной власти.

Марксистско-ленинская наука акцентировала  внимание исключительно на классовой природе государства. Исходя из этого государство понималось как организация политической власти экономически господствующего класса, и ввиду приоритета марксистско-ленинского учения в литературе взгляды на понятие и сущность государства излагались исключительно в классовой тональности.

Когда марксистско-ленинская идеология  рухнула, ученые, критически осмыслив наследие прошлого, а, также учитывая существенные изменения общественной жизни, стали определять государство как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность.

В учебной литературе можно встретить  определение государства как  единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает распоряжения, обязательные для всех, и обладает суверенитетом.

Признаки государства:

- Территориальное деление –  административные и государственные границы;

- Взимание налогов;

- Наличие аппарата управления;

- Нома творчества;

- Аппарат принуждения;

-Суверенитет – независимость  государственной власти от других  государств;

Функции государства — это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Функции государства могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от сферы общественной жизни выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функции; функцию финансового контроля; функцию налогообложения и т. д.

Внешними признаются, такие функции, как оборона страны (в зависимости от характера государства это может быть и функция агрессии); экологическая функция; функция поддержки мирового порядка.

По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Выделение временных функций связано с появлением чрезвычайных ситуаций, т. е. они направлены на решение важных, но при этом временных задач. Например, функция ликвидации последствий, какой либо аварии.

Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства. Правовая форма заключается в принятии различных юридических актов. К ней относят: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.

Организационная форма осуществления функций государства охватывает цикл подготовительной работы, не влекущий за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не падает, так как данный вид деятельности создает необходимые условия для успешной реализации задач государства.

Причины происхождения  государства:

Социально-экономическая теория происхождения  государства

1. Экономические причины: 1) неолитическая революция, обеспечивающая переход от собирательства к производящему хозяйству. 2) три крупных разделения труда

- появление скотоводства

- отделение ремесла от земледелия

 рост производительности труда  и появление излишков

2. Социальные причины: 1) разложение рода, появление семьи. 2) противоречие в обществе. 3) расслоение общества (появление классов).

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «форма государства»; характеристика ее структурных элементов.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Многообразие форм государственности  обусловлено влиянием на государство  различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • исторические традиции развития национальных государств;
  • исторические особенности становления национальной государственности;
  • реальное соотношение социальных сил в стране;
  • национальный состав населения страны;
  • менталитет населения;
  • зарубежный опыт;
  • уровень жизни населения;
  • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
  • роль мирового сообщества[2].

Форма государства так  или иначе зависит от стоящих  перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);

2. Формы государственного  устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;

3. Политического  режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.

 

 

 

  1. Механизм государства: понятие, признаки и структура.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства  составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

 

 

 

  1. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы становления в современной России.

 

 

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

 

Идея правового государства  направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

 

Основные признаки правового государства:

 

1. Осуществление государственной  власти в соответствии с принципом  ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

 

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной власти.

 

3. Верховенство закона  и права, что означает: ни один  орган, кроме высшего представительного  (законодательного), не вправе отменять  или изменять принятый закон.Все  иные нормативно-правовые акты (подзаконные)  не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"