Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

42. Система отраслей Российского  права. Право представляет сложное целостное образование, включающее множество компонентов, то есть является определённой системой. На сегодняшний день наиболее оптимальной и распространённой является структура, включающая нормы, институты и отрасли права. Этот подход базируется на нормативном подходе к праву, включающем также обязательное санкционирование норм права государством, что бы ни понималось при этом под источником права. Система права - это внутренняя структура права, выражаю¬щаяся в объединении всех действующих в стране юридических норм в субинституты, институты, подотрасли и отрасли права. Развитие и строение права определяются, в конечном счёте, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества, то есть система права объективное явление, обуслов¬ленное системой конкретно-исторических общественных отношений. Наиболее крупным основным элементом системы права является отрасль права. Отрасль права — это совокупность юридических норм, регули¬рующих относительно обособленную и качественно однородную об¬ширную сферу общественных отношений. (Существуют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское; административное; уголовное; земельное; трудовое; уголовно-исполнительное; и т.д.) Каждая отрасль регулирует определённый комплекс общественных отношений. Данные отношения образуют предмет правового регулирова¬ния отрасли. Так специфическим предметом гражданского права высту¬пают имущественные и связанные с ними личные неимущественные от¬ношения. Предметом трудового права являются отношения, складываю¬щиеся между рабочими, служащими, работодателями в процессе осуще-ствления трудовой деятельности. Но предмет регулирования недостаточен в качестве критерия деления системы права на отрасли, так как тогда пришлось бы признать отраслью права каждую более или менее обособленную совокупность юридических норм. В теории права выделяют базовые и производные отрасли. К базовым отраслям относят конституционное, гражданское, административное и уголовное право. Данные отрасли регулируют наиболее общие и важ¬ные отношения в различных сферах общественной жизни. К производным отраслям относятся семейное, трудовое, земельное, налоговое и др. отрасли права. Они выделились из базовых отраслей права и регулируют более узкие, специальные сферы общественных отношений. Для романо-германской системы права, в том числе и для россий¬ской характерно деление права на частное и публичное. К публичному праву относят отрасли, регулирующие отношения непосредственно связанные с государством и его органами (конституционное, административное, уголовное, финансовое и др. отрасли). К частному праву относят отрасли регулирующие сферу частного интересы, в которой действуют равные субъекты (гражданское, семейное, трудовое право). Отрасли права делятся также на материальные и процессуальные отрасли. Материальное отрасли права - это отрасли, которые прямо регулируют общественные отношения; закрепляют государственный и общественный строй, формы собственности, структуру и компетенцию государственных органов; устанавливают права и обязанности граждан и органи¬заций. Процессуальные отрасли права имеют организационно-процедурный характер, регулируют порядок разрешения юридических дел. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него (гражданский процесс, уголовный процесс, администра¬тивный процесс)

 

 

 

 

43. Соотношение системы права  и системы законодательства. Система права - это совокупность всех действующих в стране юридических норм, а система законодатель-ства - это совокупность принятых в стране нормативно-правовых актов. Система права — это его структура, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститу¬тов, институтов, подотраслей и отраслей права. Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных нормативных актов в той или иной области общест¬венной жизни. Между системой права и системой законодательства существу¬ет тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый коди-фицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому что учитывает требования системы права, осу-ществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифи-цированных актов (кодексы, уставы, поло¬жения и т.п.) содержат нормы одной отрасли права. Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли зако¬нодательства (например, уголовное право и соответствующее уго¬ловное законодательство). Другие — еще не имеют строго опреде¬ленной отрасли законодательства (например, аграрное право). На¬конец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо от¬раслями права (например, транспортное, хозяйственное, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохра¬нении и т.п.) Систему права и систему законодательства необхо-димо разли¬чать по следующим основаниям: 1) если первичным элементом системы права  является норма, то первичным элементом системы законодательства — норматив¬ный акт;

2) если  система права выступает в  качестве содержания, то сис¬тема  законодательства — в качестве  формы; 3) если система права складывается  объективно в соответствии с  существующими общественными отношениями,  то система зако¬нодательства  преимущественно субъективна, ибо  зависит от зако¬нодателя; 4) если  система права имеет первичный  характер, то система законодательства  — производный (первая служит  исходной базой для второй); 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства — еще и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод пра¬вового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам госу¬дарственного управления (например, комплексным являются сельскохозяйственное, торговое законодательство). Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных догово¬рах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Кодификация и инкорпорация  как способы систематизации права. Инкорпорация - это способ систематизации НПА без изменения формы и содержания, при котором происходит их объединение в сборники. Результатом инкорпорации являются сборники НПА. При инкорпорации не вносятся изменения в правовое ре-гулирования, то есть не принимаются, не изменяются и не отменяются нормы права. НПА подвергаются лишь внешней обработке - из них удаляются отменённые статьи и включаются принятые ранее изменения и дополнения с соответствующими указаниями. Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты располагаются в сборнике в соответствии со временем их принятия, и предметной, когда в сборник объединяются НПА, имеющие общий предмет правового регулирования. По субъекту осуществления инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компе¬тентными органами. На официальные сборники (своды, собрания) воз¬можны ссылки в процессе правоприменительной деятельности. Неофициальная инкорпорация может проводиться государствен¬ными и негосударствен-ными организациями для удобства использования нормативного материала в собственной правореализующей деятельности либо с коммерческими целями. В этом случае на сборники нельзя ссы¬латься при решении конкретных юридических дел. Инкорпорация не решает всех проблем систематизации, с его по¬мощь нельзя, например, устранить множественность НПА, регулирующих близкие общественные отношения. Такая проблема преодолевается с помощью консолидации. Консолидация - это систематизация НПА без изменения содержания путём объединения их в единый акт. Результатом консолидации является не сборник, а новый НПА, полностью заменяющий вошедшие в него акты. Но при этом не вносятся изменения в правовое  регулирование, новые нормы права не принимаются, может лишь осуществляться редак-ционная правка, например, устраняться повторы. Субъектам консолидации выступают официальные правотворческие органы. Т.о., это всегда право¬творческая деятельность, но правотворчество в этом случае выступает ме¬тодом, а суть консолидации заключается именно в систематизации НПА. Кодификация – особая форма систематизации НПА. Кодификация - это систематизация и коренная переработка НПА путём объединения их в единый обоб¬щающий акт. Результатом кодификации, как и при консолидации, является новый НПА. Однако, кодификация не ограничивается внешним объединением актов в один акт, она включает качественную пе¬реработку правового материала путём изменения, отмены прежних и при¬нятия новых норм права. Поэтому кодификацию можно считать разно¬видностью и систематизации, и правотворчества. Таким образом, к признакам кодификации можно отнести: осуществление только компетентным правотворческим субъектом; внесение существенных изменений в правовое регулирова-ние; результатом является новый НПА, обоб¬щающего характера (кодекс, основы законодательства, устав, по¬ложение, правила). Кодификация часто направлена на создание в отрасли законода¬тельства своеобразного нормативного ядра, вокруг которого группиру¬ются иные нормативные акты. Это упорядочивает отрасль в целом, при¬водит к её устойчивости. НПА в современном государстве принима¬ются большим количеством самых различных гос. органов. При этом каждый орган может принимать множество НПА. Система законодательства посто¬янно меняется, вновь принятые акты отменяют, изменяют уже действую¬щие акты, устанавливают новые нормы права. Систематизация нормативно-правовых актов - это упорядоче¬ние нормативно-правовых актов, придающее им характер системы

 

45. Механизм правового регулирования:  основные стадии и элементы. Механизм правового регулирования (механизм действия юридиче¬ских норм) — процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведе¬нии субъектов через систему специальных юридических средств. Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм). Исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права — отдельные лица и организации, наделенные возмож¬ностью совершать юридические действия. Итогом механизма действия юридических норм является их правомерное поведение. Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой их них специальными юридическими сред-ствами являются: 1) стадия общей регламентации правового положения (стату¬са) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные уча¬стники социальных процессов наделяются юридическими нормами пра¬воспособностью и дееспособностью; 2) стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъ¬ективные юридические обязанности; 3) стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъектив¬ные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридиче¬ских норм — правомерного поведения. 4) В качестве дополнительного элемента правового регулирования можно выделить механизм обеспечения  права, который основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, "запускается" в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юридической ответст¬венности и ее реализации. Малько. Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отно¬шения, которые право регулирует. Он является основным крите¬рием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулиро¬вания трудового права, семейные отношения — семейно-брачного права.  Метод правового регулирования — это совокупность юридичес¬ких средств, при помощи которых осуществляется правовое регу¬лирование качественно однородных общественных отношений.  Воротилина. Структура МПР выражается в том, что он состоит из ряда юридических средств (явлений), которые объединены между собой в логическую взаимосвязь путем их последовательного функционирования на ряде этапов на пути от правовой нормы к правомерному поведению.

 

 

46. Субъекты права, их правоспособность  и дееспособность. Правоотношение — это урегулированное нормами права и охра¬няемое государством общественное отношение, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязан¬ности. Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридиче¬скими обязанностями. Обычно в юридической литературе называют два вида субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданст¬ва, лица с двойным гражданством. Теория права определяет коллективного субъекта тоже как единое лицо, то есть лицо способное иметь единые цели, обеспечивать взаимо¬действие при их достижении, выражать единую волю, принимать на этой основе решения. Исходя из этого, к коллективным субъектам можно отне¬сти, в первую очередь, организации. Организации можно разделить на государственные и негосударст¬венные. К государственным относятся гос. органы, гос. учреждения и гос. предприятия. Государственные органы выступают субъектами права, главным образом, реализуя свои властные полномочия. Негосударственные организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие выступают субъектами права, участвуя в хозяйственной деятельности, а некоммерческие - в сфере политической, идеологической, социальной и др. Все органи-зации, в том числе и гос. в гражданско-правовой сфере выступают как юр. лица. В соответствии с ГК «юр. лицом признаётся организация, которая имеет в. собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо¬собленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущест¬вом». Правосубъектность — признаваемая нормами права способность лица быть участником правоотношений. Применительно к коллектив ным субъектам правосубъектность не делится на составные части и выражается в их компетенции. Компетенция — это совокупность закреплённых в нормативных актах прав и обязанностей, полномочий, которыми наделяются кон¬кретные органы или должностные лица. Применительно к индивидуальным субъектам правосубъектность делится на правоспособность и дееспособность. Правоспособность — это закреплённая в правовых нормах спо¬собность индивида иметь субъективные права и юр. обязан¬ности. Дееспособность — это закреплённая в правовых нормах способ¬ность индивида своими действиями осуществлять (приобретать, ис¬пользовать, изменять и прекращать) субъективные права и юр. обязанности. Правоспособность индивидов наступает с рождения и заканчивается со смертью.  Дееспособность индивида возникает с установленного в отраслях права возраста. (ГП - с 18 лет; АП - с 16 лет; УП - с 16 лет, по нек. преступлениям - с 14 лет). Общая правоспособность - это принципиальная возможность лица иметь права. Ею обладают все люди с момента рождения и до их смерти. Отраслевая правоспособность — возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (брачная, трудовая). Специальная правоспособность — возможность приобретать права при наличии дополнительных специальных познаний или профессио¬нально-должностных условий (судья, врач). Разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Деликтоспособностъ — это способность лица нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"