Становление института Президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление института Президента в России 6
Глава 2. Порядок избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 11
2.1. Выборы Президента РФ 11
2.2. Вступление в должность 21
2.3. Прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти. 29
3.1. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 36
3.2. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 40
3.4. Акты Президента РФ……………………………………………...…….41
Глава 4. Органы при Президенте РФ…………………………...…..46
4.1.Администрация Президента 46
4.2. Совет Безопасности РФ 46
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

§ 4.3. Акты  Президента РФ

       Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов: указы и распоряжения ( ст. 90 Конституции ). Различие между ними установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ – акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы,           то распоряжения ( например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них ). Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ ( например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и др. ). Поэтому граница между актами Президента порой условна.

       Проблема  соотношения указа и закона  заслуживает того, чтобы на ней  остановиться подробнее. Введя  пост Президента, Конституция РСФСР  предусмотрела, что Президент  издает свои акты на основе и во исполнение не только  Конституции и законов РФ, но и решений Съезда и Верховного Совета. Однако при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. осталось лишь положение о том, что указы ( но не распоряжения ) не могут противоречить Конституции и законам РФ. То же записано и в действующей Конституции, но относится к обоим видам актов: указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам ( ст. 90, ч. 3 ).

      Здесь отражена иная концепция назначения актов Президента, а именно: в том случае если какой-то вопрос уже урегулирован законом, Президент обязан с ним считаться. Однако если вопрос в законе не урегулирован, Президент вправе его урегулировать своим актом.

     Причем на практике могут возникать такие ситуации: а) вопрос юридически не урегулирован, и неясно, каким актом это должно быть сделано – законом, указом Президента, постановлением Правительства и т.д.; б) вопрос еще не урегулирован, но понятно, что он является предметом закона. По мнению Президента РФ, он вправе издавать свой нормативный акт не только в первой ситуации, но и во второй – для заполнения правового пробела на тот период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования. 

Свою логику Президент изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 года: « Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы. Тем более что и конституционно-правовая основа для такого рода президентских актов. Во-первых, указы Президента – это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден. Разумеется, эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента могут считаться формой реализации этого полномочия. В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом, - сделал вывод Президент, - пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений »1 .

В последующем позицию  Президента поддержал Конституционный  Суд РФ. В Постановлении от 30 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года « О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации » и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом КС определил: « В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом

Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во

__________________

1Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России». М., 1995. С. 92 –93.

времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов ».

            Можно было бы согласиться с позицией Президента и Конституционного Суда, если бы не некоторые серьезные обстоятельства. Прежде всего в ряде случаев в силу указания Конституции либо в силу правовой логики вообще вряд ли допустимо принятия акта Президентом даже при отсутствии закона и необходимости в нем. Например, если ст. 6 Конституции говорит о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается « в соответствии с федеральным законом », невозможно принятие вместо него указа. Или, к примеру, поскольку Федеральное Собрание принимает законы РФ, постольку логично то, что оно и определяет порядок их опубликования и вступления в силу. В этом плане принятие Президентом Указа от 5 апреля 1994 года « О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов »2  вызывает недоумение, даже если и объяснять подобное действие тем, что депутаты затянули с принятием закона по данному вопросу ( он был подписан Президентом 14 июня 1994 г. ).

        Далее для случаев, когда очевидно, что общественные отношения составляют предмет закона, но нет возможности его принять, то необходимо заложить в Конституции хотя бы вынесение Государственной Думой решения о поручении Президенту урегулировать эти отношения. Подобная практика есть в других странах, она именуется делегированным законодательством. Там не принимаются указы вместо законов явочным порядком, и президент либо правительство, вторгшиеся таким путем в компетенцию парламента, будут считаться нарушителями Конституции.

Отсюда еще один фактор: принятие указа вместо закона, даже на время, допустимо тогда, когда  концепция регулирования ясна и  в оценке органы не расходятся.

            Если же имеет место обратное, принятие указа вместо закона означает не что иное, как подмену президентом парламента. Наглядный тому пример: представленный в Госдуму Правительством проект Закона о втором этапе приватизации не получил ее поддержки. И на следующий день Президент РФ принял свой указ об утверждении программы. Это уже не « восполнение пробела », а поступок « в пику » Госдуме. И вряд ли в данном случае речь может идти о « полноценной », как ее назвал Президент, правовой базе общественных отношений. Надо ответить и еще на некоторые вопросы. Один из них: связывает ли появившийся указ законодателя ( т.е. Федеральное Собрание ), должен ли российский парламент исходить из позиции указа либо,

принимая закон, самостоятельно по-новому урегулировать общественные отношения? Это отнюдь не риторический вопрос; в сентябре – декабре 1993 года, до начала работы Федерального Собрания, Президент несколькими десятками своих указов урегулировал многие общественные отношения. Немало указов сопровождалось пометкой: внести на рассмотрение Федерального Собрания. Спрашивается, для чего: одобрения, поддержки, утверждения? Но по Конституции ничего подобного для парламента в отношении актов Президента не предусмотрено. Кстати, и отрицательная оценка не приостановила бы действия указов! Не случайно Федеральное Собрание не стало обсуждать упомянутые указы, а занялось текущей законодательной деятельностью. При этом указы не стали препятствием для формулирования норм, по-иному регулирующих общественные отношения ( например, в формировании системы местного самоуправления ). Конечно, если бы указ появился как акт делегированного законодательства, парламент должен был бы считаться с ним при разработке и принятия закона.

                        Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой не только в решении вопрос внутри страны, но и на внешнеполитической арене.

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Органы при Президенте РФ

         Ст. 83  Конституции гласит , что Президент Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, а также Глава государства формирует Администрацию Президента РФ.

                          §4.1 Администрация президента

   В соответствии  с Указом от 6 июня 2000 г. Администрация  Президента сформирована в следующей  структуре. Администрацию Президента  России возглавляет Руководитель  Администрации Президента РФ, который имеет 10 заместителей, в том числе первых.

функции Администрации  входит: подготовка законопроектов для  внесения в Государственную Думу; подготовка указов, распоряжений, посланий, предупреждений и обращений Президента; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента; обеспечение взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями; обеспечение координации деятельности федеральных органов по реализации основ государственной политики в области обеспечения прав человека, свободы средств массовой информации; обеспечение -взаимодействия с государственными органами и должностными липами зарубежных государств и международными выступлениями; обеспечение реализации государственной политики в области кадров .и государственной службы, подготовка обращений в Конституционный Суд РФ; подготовка выступлений Президента; обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания и другими органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; планирование рабочего графика Президента и др.

                                         §4.2 Совет Безопасности РФ

 

Конституции РФ закреплено право Президента формировать и  возглавлять Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (п. «ж» ст. 83). Что представляет собой Совет Безопасности РФ? Это — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для  реализации Президентом РФ его конституционных  полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

       Основными функциями Совета Безопасности являются:

рассмотрение  вопросов внутренней, внешней и, военной  политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, ведения экономических санкций, информационного развития, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации;

рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и  войной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации, представление рекомендаций по ним Президенту Российской Федерации;

подготовка проектов указов Президента Российской Федерации  по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;

организация и координация  разработки стратегии в области  внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников;

осуществление контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации;

рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;

рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;

накопление, анализ и  обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;

организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;

организация научных  исследований в области обеспечения  безопасности личности, общества и государства;

решение иных задач в  сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.

      Совет Безопасности формируется Президентом   Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности». Постоянные члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности РФ. В настоящее время в состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности — Президент РФ. Постоянные члены Совета Безопасности: Председатель Правительства РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ; Министр иностранных дел РФ; Директор Федеральной службы безопасности РФ; Министр обороны РФ. Члены Совета безопасности РФ: Председатели палат парламента России; Руководитель Администрации Президента РФ; Все полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.                                                                                            

Информация о работе Становление института Президента в России