Становление института Президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление института Президента в России 6
Глава 2. Порядок избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 11
2.1. Выборы Президента РФ 11
2.2. Вступление в должность 21
2.3. Прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти. 29
3.1. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 36
3.2. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 40
3.4. Акты Президента РФ……………………………………………...…….41
Глава 4. Органы при Президенте РФ…………………………...…..46
4.1.Администрация Президента 46
4.2. Совет Безопасности РФ 46
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение

Президент   (от латинского  – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

В Российской Федерации должность  Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России.

Актуальность  выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в истории России президентская форма правления существует сравнительно недавно. Ранее в СССР и во всех советских республиках вместо единоличного главы государства действовал коллегиальный орган – так называемый «коллективный глава государства». Рассматриваемая тема особенно актуальна на пороге предстоящих президентских выборов.

Статья 80 Конституции РФ 1993 года  определяет, что Президент РФ является   главой государства. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из её  ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё.

  Конституционный статус президента реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, по вопросам, отнесённым к его компетенции.

В той мере, в какой функции и  полномочия присущи исключительно  главе государства (т. е.  не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства.

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объёме. Поэтому у главы государства  всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях.

Объектом  исследования является действующее  федеральное законодательство, регулирующее порядок деятельности Президента в  системе власти в РФ.

Предметом исследования стали правоприменительные требования и нормы, предъявляемые законом к лицу, имеющему статус Президента РФ, к виду и содержанию таких законодательных норм и т.д.

Основной  целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.

В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

1. Определить положение Президента  РФ в системе органов государственной  власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.

2.  Раскрыть основные полномочия  Президента РФ в соответствии  с его компетенцией.

3.  Рассмотреть деятельность органов,  осуществляющих обеспечение деятельности  Президента РФ.

        Для достижения цели курсовой работы и решения поставленных задач использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности. В ходе работы использовались как общенаучные (диалектический, системный), так и частные (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой) и другие методы исследования.

Информационной  базой работы послужили: действующие  Конституция, федеральное законодательство РФ, указы Президента РФ, а также, учебно-публицистические материалы.Теоретической  базой стали работы таких авторов как: Авакьян С.А., Лебедев В.М., Карпович В.Д., Абова Т.Е., Богуславский М.М., Кабалкин А.Ю. и др.

Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Становление института Президента в России

 

              Институт президентства – это властный институт, иными словами совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции1.

Общепризнанного определения  института президентства в настоящее  время нет. Анализ конституционных  определений  президента только по нескольким странам сразу показывает существенное отличие таких понятий. Во многих конституциях вообще отсутствует само определение президента. Косвенно влияют на определение президента, как научного понятия, вспомогательные конституционные нормы, такие как круг полномочий и обязанностей президента, статус президента и функции института президентства2.

Различные модели президентской  власти предопределяют использование  в конституции таких терминов, как «глава исполнительной власти»(США), «арбитр»(Франция), «высшее должностное лицо» и конечно же «глава государства»(Россия). Глава государства – это чаще всего высшее должностное лицо, которое официально занимает высшую степень в иерархии институтов государственной власти3.

Важнейшим в понимании сущности института президентства является определение основных черт, которые характеризуют данный институт. По мнению Б.П. Елисеева к ним относятся следующие:

________________

  1Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.26

  2Огородников А.А. «Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти». Москва. «Современный мир». 2001 г.стр.19

 3 Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право». Москва. Юристъ.2002 г. стр.403

 

Президент является выборным главой государства, который может  возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей.

        В организационном аспекте президент никому не подчинён и обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, но это не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнением законов;

Пост Президента имеет  ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в  формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами1.

Учреждение в системе  государственной власти Российской Федерации поста президента значительно  усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в  различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.        Становление же  института президентства – это достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен учёт богатого зарубежного опыта функционирования президентской власти в различных странах2.

Внешней предпосылкой становления  института президентства в России явилась мировая практика аналогичного института, но существует и внутренняя предпосылка, а именно опыт того политического  строительства, который Россия накопила за свою тысячелетнюю историю1.

           История становления и развития института президентства в нашей стране уникальна и неповторима, но конечно же в ней проглядываются черты, общие для целой группы стран, оставивших своё социалистическое прошлое.

______________________

  1Елисеев Б.П. «Нормативно – методическое обеспечение деятельности государственного органа (на примере Администрации Президента РФ)». Москва. 1997 г. стр.93              

  2Сахаров И.А. «Институт президентства в современном мире».

Первые реальные шаги к учреждению должности

Президента в отечественной  практике были сделаны вскоре после  прихода к власти Горбачёва, хотя следует отметить, что вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 года, однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 году,  Хрущёв Н.С. предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Но эта попытка также потерпела неудачу. Обращение к идее создания поста Президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того времени, а главным образом кризисом советского федерализма, который проявился после объявления курса на обновление федерализма в СССР.

На III съезде народных депутатов СССР после достаточно оживлённых прений 14 марта 1990 года был принят Закон « Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В Конституцию СССР 1977 года была введена глава 151  «Президент СССР». Президент СССР объявлялся главой государства и избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Но в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов. На данный пост был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, сохранивший за собой при этом высокую партийную должность Генерального Секретаря ЦК КПСС.

Особенности становления  института президентства в России тесно связаны с непосредственными  причинами появления данного института в нашей стране в рассматриваемый период:

Во-первых, это размежевание функций государства и партии.

Во-вторых, появилась  необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов власти после проведения

_____________________

1Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л. «Государственное право зарубежных социалистических стран».Москва.1984 г. стр.318-326

разделения властей.

В-третьих, возникла настоятельная  потребность в стабилизации обстановки и скором разрешении чрезвычайных ситуаций1.

Учреждение поста Президента СССР, по мнению многих, способствовало упорядоченности дел в стране. Фактически Президент СССР изначально был сильной политической фигурой, но это обеспечивалось не только Конституцией СССР,  но и личным авторитетом первого Президента СССР, М.С. Горбачёва.

 По началу  были попытки Президента самому возглавить Правительство, но в 1990 году в Конституцию СССР включается положение, согласно которому Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, а Правительство подчиняется Президенту, который формирует кабинет министров по согласованию с Верховным Советом СССР.

Таким образом, в данный период модель института президентской  власти находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что же должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было, что  в принципе и обусловило его характерные особенности.

Но очевидным оставался  тот факт, что Президент необходим  России как высшее лицо, которое  будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о его представительстве как внутри страны, так и на международной арене, защищать государственные интересы.

Представляя президентский  проект Конституции, один из её разработчиков, Алексеев С.С., следующим образом охарактеризовал содержание президентской власти: «Глава государства - это глава. Его ответственность - за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство…Каждый (то есть суды, Правительство и Федеральное Собрание) занимается своим профессиональным

____________

1Заседания Верховного Совета СССР: Стенографический отчёт. Заседание8-е.Докладчик- Кудрявцев В.Н. 27 февраля 1990 г.Москва. 1990 г.

 делом, не претендуя ни на что другое.

       Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее» 1

       Правовое положение Президента в Конституции РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, а из этого следует, что он – первый среди государственных должностных лиц и единственный, кто


Концепция президентской власти, принятая в Конституции РФ, существенно отличалась от прежней Конституции. Суть изменений главным образом состоит в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти и согласно ст.110 Конституции РФ исполнительная власть теперь осуществляется Правительством РФ.

         Таким образом, Конституция   ставит перед Президентом задачу  охранять государственные устои  в целом, суверенитет и государственную  целостность, а поскольку в  Российской Федерации происходит  становление не только института  президентской власти, но и парламентаризма, формируются независимые судебная власть, органы исполнительной власти и местного самоуправления, и ни один из них не функционирует вне рамок общей системы организации публичной власти, в той или иной мере взаимодействуя с Президентом как главой государства, то необходимым видится исследование института президентства России с учётом взаимодействия его с другимим органами государственной власти.

Информация о работе Становление института Президента в России