Становление института Президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление института Президента в России 6
Глава 2. Порядок избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 11
2.1. Выборы Президента РФ 11
2.2. Вступление в должность 21
2.3. Прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти. 29
3.1. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 36
3.2. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 40
3.4. Акты Президента РФ……………………………………………...…….41
Глава 4. Органы при Президенте РФ…………………………...…..46
4.1.Администрация Президента 46
4.2. Совет Безопасности РФ 46
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Президентом традиционно именуется глава государства в странах с республиканской формой правления. На протяжении более чем 70-летней истории существования СССР и РСФСР единого главы государства Конституция не предусматривала. Его функции выполнял Генеральный секретарь ЦК КПСС. С ликвидацией монополии КПСС в политической системе государства был введен пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР, а в марте 1990 г. на третьем Съезде народных депутатов СССР был введен пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР был М.С. Горбачев. После этого посты президентов были учреждены в ряде республик в составе СССР. В соответствии с решением всероссийского референдума 17 марта 1991 г. пост Президента был учрежден и в России.

Статус главы  государства определяет место президента внутри страны и в международных  отношениях как высшего представителя  государства.

Президент РФ наделен широким кругом полномочий, которые он применяет, реализуя свой статус главы государства, самостоятельно, юридически независимо от других органов государственной власти РФ, но в тесном взаимодействии с ними. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, он не подчинен никаким органам власти и не должен отчитываться перед ними. Ответственность за свою политику он несет только перед народом. При этом Президент РФ обладает сдерживающими полномочиями по отношению к органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы в свою очередь обладают "сдержками и противовесами" по отношению к нему.

Роль Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Она выражается в том, что Президент РФ, реализуя свои конституционные полномочия, обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ.

Основные  направления внутренней и внешней  политики Президент РФ формулирует  прежде всего в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления  должны соответствовать общедемократическим принципам устройства общества и государства, содержащимся в Конституции.

Участие Президента РФ в законодательном процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют Президенту влиять на обеспечение  определяемых им направлений внутренней и внешней политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.

Предоставляя  Президенту РФ широкие полномочия, Конституция содержит ряд ограничений  президентской власти. Одним из них  является сравнительно короткий срок полномочий - 4 года.

Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России, в частности, устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке  был гражданином России. Конституция  также закрепляет ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков. Установлен также возрастной ценз для главы государства: Президент РФ не может быть моложе 35 лет.

Запрет занятия  поста Президента РФ одним и тем  же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений президентской  власти. Конституция не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу с перерывами.

Порядок выборов  Президента РФ определяется Федеральным  законом "О выборах Президента Российской Федерации". В соответствии со ст. 102 Конституции и указанным Законом выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.

Обязательным  атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга  Президента.

Роль Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его  взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей.

Основные  функции Администрации Президента РФ - организационное обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, консультативных и совещательных органов при Президенте РФ и обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ и иные направления деятельности.

Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства.

Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет  ему реализовать свои функции  по охране суверенитета и целостности государства, гаранта прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ.

Полномочия  Президента РФ реализуются в основном путем принятия им правовых актов. По Конституции актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Решения Президента РФ, носящие нормативный характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами.

Установление  Конституцией неприкосновенности Президента РФ является важной гарантией его  независимости и стабильности статуса  главы государства.

Конституция устанавливает основания отрешения Президента РФ от должности и содержит процессуальные нормы о процедуре такого отрешения. Единственным его основанием является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Понятия тяжкого и особо тяжкого преступления содержатся в Уголовном кодексе РФ Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.03 г. «О выборах Президента РФ» устанавливает мажоритарную систему абсолютного большинства голосов (т.е. в поддержку кандидата на должность Президента должно проголосовать более половины избирателей).

  

 

Список использованной литературы

-

Нормативно-правовые акты

 

1.     Конституция  Российской Федерации. «Российская  газета» от 25 декабря 1993 г. 

2.     Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 5 июня 2002 г. "Российская газета" от 2 июня 2001 г.

3.     Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". "Российская газета" от 16 января 2003 г.

4.     Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г.).  "Российская газета" от 6 мая 1992 г.

 

Монографии, учебники

 

4.    Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - 2000.

5.    Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и     политическая практика. - М., 1996.

6.    Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.26

7.    Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000.

8.   Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.

9.   Чиркин В.Е  Президентская власть. //Государство и право 1997 №5. С 12-19, 421

10.    Огородников А.А. «Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти». Москва. «Современный мир». 2001 г.стр.19

11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. С 411.

12.   "Российская газета" от 16 января 2003 г.

13.   Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право». Москва. Юристъ.2002 г. стр.403

 

 

 

1Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Констнтущи и политическая

практика. — М., 1996. С. 25

2 Конституция Российской Федерации. Комментарий. — М., 1994. С. 406.

   1Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 388..

4 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая и практика. — М., 1996. С. 54.




Информация о работе Становление института Президента в России