Институт президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:31, доклад

Краткое описание

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ.docx

— 26.14 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ

 

 Президента можно назвать  символом государства и официальным  представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Исходя из Конституции  РФ, Президент РФ является главой государства  и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции  и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке  он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с  Конституцией и законами разрабатывает  концепцию внутренней и внешней  политики государства и принимает  меры к ее реализации. Президент  в пределах предоставленных ему  настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в  международных отношениях. Президент  РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые  законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

Таким образом, видно, что  Президент как глава государства  наделён большим объемом полномочий, и занимает особое место в системе  органов государственной власти, но не входит на прямую непосредственно  ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований  трактовать президентскую власть как  стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции  РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного  правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четыре года, порядком его всенародных  прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более  двух сроков подряд, возможностью отрешения  его от должности, признание не соответствующим  Конституции РФ нормативных актов  Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Федерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении народа путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

По своей структуре Федеральное  Собрание РФ состоит из двух равноправных палат — Государственной Думы и Совета Федерации, что отражает прежде всего федеративный характер нашей страны. Хотя официально, в  том числе и в Конституции  РФ, деления этих палат на нижнюю и верхнюю не проводится, тем не менее, учитывая порядок прохождения  законов (сперва в Государственной  Думе, а затем — в Совете Федерации), ряд других обстоятельств и сложившуюся  мировую конституционную практику, очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней палатой. В РФ двухпалатная структура парламента была введена лишь в 1990 г., когда впервые в составе Верховного Совета РСФСР были образованы Совет Республики и Совет Национальностей (до этого РСФСР имела однопалатный парламент, хотя СССР — двухпалатный). Ныне, в отличие от прошлого, палаты относительно самостоятельны и независимы друг от друга, не имеют общего руководящего органа (президиума), имеют существенно разные компетенции, порядки формирования, статусы парламентариев, очень редко проводят совместные заседания палат, а их взаимодействие воплощает определенное разделение труда внутри единого парламента на основе взаимных уравновешивающих сдержек и противовесов.

В связи с осуществлением в нашей  стране принципа разделения властей, введением  президентской формы республиканского правления и закреплением очень сильной власти Президента РФ функции парламента по Конституции РФ 1993 г. существенно ограничены по сравнению с прошлым. Федеральное Собрание РФ ныне не обладает распорядительными функциями, а его контрольные функции существенно сужены. Но и при этом парламент РФ — один из важнейших постоянно действующих государственных институтов, органов политической системы страны, место, роль и значение которого непозволительно принижать в глазах общественности, что, к сожалению, происходит сегодня по вине как отдельных парламентариев, так и во многом тенденциозных оценок деятельности парламента некоторыми силами и в ряде средств массовой информации.

Федеральное Собрание РФ является постоянно  действующим органом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдельных случаях они могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания РФ является Счетная палата, создаваемая для контроля за выполнением федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться согласительные комиссии в случаях возникновения разногласий при принятии законов. Что же касается регламентов палат, то они разрабатываются и принимаются каждой палатой отдельно, самостоятельно. Заседания палат являются открытыми, хотя в определенных случаях, предусмотренных регламентом палаты, могут проводиться и закрытые заседания (ст. 99-101 Конституции РФ).

Члены Федерального Собрания РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопросы лишения депутатской неприкосновенности решаются по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ (ст. 98). Как депутаты Государственной Думы, так и члены Совета Федерации пользуются правом законодательной инициативы (ст. 104).

Правительство рф

Правительство рф - высший орган исполнительной власти. Состоит из Председателя П. РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель П. РФ назначается Президентом "РФ с согласия Государственной Думы, другие члены П. РФ - Президентом РФ по представлению Председателя П. РФ. Порядок деятельности П. РФ определяется федеральным конституционным законом. П. РФ ответственно перед Президентом РФ и, формально, перед Государственной Думой: Президент РФ может в любое время отправить его в отставку, Государственная Дума - выразить П. РФ недоверие, которое влечет его отставку только при наличии соответствующего решения Президента РФ. П. РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. П. РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ П. РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их реализацию. ; 


СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей — осуществление правосудия. С.с. РФ образует совокупность всех действующих в РФ судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп.) в С.с. РФ входят федеральные суды и суды субъектов РФ. К системе федеральных судов относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (система федеральных судов общей юрисдикции); 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (система федеральных арбитражных судов).

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. В  зависимости от осуществляемых форм правосудия С.с. РФ представлена тремя  видами судов: конституционными (уставными), общей юрисдикции и арбитражными. Конституционные (уставные) и арбитражные  суды, кроме того, относятся к  специализированным судам, поскольку  они рассматривают только те дела, которые законом прямо отнесены к их ведению. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом, призваны разрешать все иные дела. Поэтому система судов общей  юрисдикции является наиболее разветвленной, здесь работает основная масса судей, решается большинство дел (в частности, все уголовные). Каждая ветвь судебной системы самостоятельна: имеет свою собственную систему судебных органов, финансируется из федерального бюджета  по своей отдельной бюджетной "строке" (кроме конституционно-уставных судов  субъекта РФ и мировых судей), имеет  свою собственную законодательную (как материальную, так и процессуально-правовую) основу деятельности.

Вместе с тем Федеральный  конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" закрепляет единство С.с. РФ, которое гарантируется: установлением судебной системы  федеральным законом; обязанностью всех судов осуществлять правосудие в соответствии с определенными  федеральными законами правилами судопроизводства; признанием обязательности исполнения на всей территории РФ вступивших в  законную силу судебных решений; законодательным  определением единства статуса судей; финансированием федеральных судов  и мировых судей из федерального бюджета и др.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют  в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие  в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, рассматривают  заявления, жалобы и иные обращения.

Структура прокуратуры[


  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Информация о работе Институт президента РФ