Эволюция института власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:32, сочинение

Краткое описание

Взаимодействуя, эти тенденции то взаимодополняли друг друга и, находя согласие, скрепляли общество, значительно усиливая одна другую, то вступали между собой в острое противоречие, нередко завершавшееся противоборством. Говоря о возникновении, реализации на практике идеи народного представительства в истории России и о складывании парламентаризма, отметим, что первая серьезная попытка создать в России представительные органы власти, была связана с деятельностью Земских соборов. Они созывались на Руси примерно в течение 120 лет (середина 60-х годов XVI века – середина 80-х годов XVII века). Конечно, они не были и не могли быть парламентами в современном смысле слова.

Вложенные файлы: 1 файл

Esse_sotsiologia.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Эссе на тему: «Эволюция института власти в России»

В процессе становления отечественной государственности изначально формировались и соседствовали друг с другом две ведущие тенденции: великокняжеская, самодержавная, и общинная, земско-соборная, демократическая. 
На всем протяжении политико-правовой истории России можно с известной долей условности наблюдать их параллельное движение: князь, его дружина и народное вече, избиравшее должностных лиц; атаман и казачий круг, определявший направление деятельности казачьего сословия; самодержец и Земские соборы как «Совет всея Земли»; император и Государственная Дума как попытка представить классы и сословия всего общества; Генеральный секретарь монопольной правящей партии и сама партия, Советы народных депутатов, по-своему стремившиеся к отстаиванию интересов человека труда, всего общества. 
Взаимодействуя, эти тенденции то взаимодополняли друг друга и, находя согласие, скрепляли общество, значительно усиливая одна другую, то вступали между собой в острое противоречие, нередко завершавшееся противоборством. Говоря о возникновении, реализации на практике идеи народного представительства в истории России и о складывании парламентаризма, отметим, что первая серьезная попытка создать в России представительные органы власти, была связана с деятельностью Земских соборов. Они созывались на Руси примерно в течение 120 лет (середина 60-х годов XVI века – середина 80-х годов XVII века). Конечно, они не были и не могли быть парламентами в современном смысле слова. Тем не менее, при укреплявшемся самодержавии они обеспечивали представительство, как некоторых общественных сил, так и специфических местных интересов.

Лишь к концу XVII столетия самодержавная тенденция окончательно берет верх, и институт Земских соборов исчезает из политической истории. Однако вплоть до революции 1905 года идея Земского собора оставалась в России важным символом для разных политических сил.

С 30-х годов XVIII столетия русская политическая мысль интенсивно разрабатывает различные планы ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа. А в период правления Екатерины II возникают институты представительства сословий, сначала дворянства, затем купечества.  
В ходе реформ Александра II в России рождается земство — всесословное (включая и крестьянство) представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 году формируются городские сословные «парламенты» — органы городского самоуправления. Наконец, в 1906 году вводится общенациональный двухпалатный парламент, и до октября 1917 года в стране существует парламентская система, хотя, безусловно, нетождественная парламентаризму современного типа.

Официально народное представительство в России было учреждено манифестом и законом о создании Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. 
В «Свод основных государственных законов» был внесен специальный § 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. 
Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство. 
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий. Самой многочисленной фракцией в ней были кадеты – 179 депутатов. Вторая Дума (председатель Ф.Л. Головин) просуществовала с февраля по июнь 1907 года. За этот период ее деятельности состоялась одна сессия. По численному составу депутатов и их политическим взглядам она была значительно левее первой, что не соответствовало замыслу царедворцев. Третья Дума (председатели Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков), единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Четвертая и последняя в истории самодержавной России Дума (председатель М.В. Родзянко) возникла в предкризисный для страны и всего мира период — канун первой мировой войны. С ноября 1912 года по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

  • Конституция РСФСР 1918 года. Конституционно-правовое оформление Республики Советов и советской избирательной системы произошло на V Всероссийском съезде Советов, который 10 июля 1918 года принял первую Конституцию (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
  • Конституция СССР 1924 года, Конституция РСФСР 1925 года и выборы в Советы. Конституция СССР устанавливала, что верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов – Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.
  • Конституция СССР 1936 года. Новая Конституция СССР была принята на VIII чрезвычайном съезде Советов СССР 5 декабря 1936 года. Она объявила Советский Союз социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют Советы депутатов трудящихся. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет, который избирался сроком на четыре года. Он состоял из двух равноправных палат «Совета Союза и Совета Национальностей.

Вслед за СССР в РСФСР также был учрежден институт президентства. Согласно Конституции Президент Российской Федерации являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Президентом мог быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент избирался сроком на пять лет. Первые выборы Президента РСФСР были проведены 12 июня 1991 года. На должность Президента претендовало шесть кандидатов: В.В. Бакатин, Б.Н. Ельцин, В.В. Жириновский, A.M. Макашов, Н.И. Рыжков и А.-Г.М. Тулеев. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, подучивший в ходе выборов большинство голосов избирателей.Своими указами Президент Российской Федерации сформировал Центральную избирательную комиссию, утвердил Положение о Комиссии, в соответствии с которым она была призвана обеспечивать возможность свободного волеизъявления граждан, единообразное применение законодательства, решать иные вопросы, входящие в ее компетенцию, определил местопребывание Комиссии.

12 декабря 1993 года состоялись  выборы депутатов Государственной  Думы и Совета Федерации, в  том числе для граждан, находящихся  за пределами территории Российской  Федерации. В 1995 году впервые в практике проведения выборов в Российской Федерации схема избирательных округов была утверждена федеральным законом. В 1993 году схему избирательных округов утверждала Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. По состоянию на 1 июня 1995 года, на территории России было зарегистрировано 104 979 098 избирателей.

Дата вторых выборов Президента страны была назначена Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года, то есть за 7 месяцев до их проведения. 
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации в 1996 году базировалось на Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и Федеральном законе от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Этот закон предоставил право выдвижения кандидатов на должность Президента как непосредственно избирателям, так и избирательным объединениям, созданным в порядке, установленном федеральными законами. Одной из главных особенностей третьих прямых выборов Президента Российской Федерации явилось то, что они проводились досрочно. 
В связи с прекращением Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока вследствие отставки. Президентом Российской Федерации был избран Путин Владимир Владимирович.Выборы Президента Российской Федерации состоялись 14 марта 2004 года. Дата была определена постановлением Совета Федерации от 10 декабря 2003 года № 337-СФ. Подготовка и проведение выборов осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». По результатам выборов Президентом Российской Федерации стал Владимир Владимирович Путин, за которого проголосовали 49,6 миллиона граждан страны, или 71,3 процента принявших участие в выборах.


Информация о работе Эволюция института власти в России