Становление института Президента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.
2. Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.
3. Рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление института Президента в России 6
Глава 2. Порядок избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 11
2.1. Выборы Президента РФ 11
2.2. Вступление в должность 21
2.3. Прекращения полномочий Президента РФ 22
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти. 29
3.1. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 36
3.2. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 40
3.4. Акты Президента РФ……………………………………………...…….41
Глава 4. Органы при Президенте РФ…………………………...…..46
4.1.Администрация Президента 46
4.2. Совет Безопасности РФ 46
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Президент РФ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом  РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ1.

Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2 ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О Президенте Российской Федерации».

 

Отрешение от должности

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

Такое решение принимается  вопреки воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой  обвинения в

совершении Президентом  тяжкого преступления. Инициатива в  принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса _________________________

 1Российская газета. 2000. 21 июня

на заседании Государственной  Думы требуется заключение специальной 

комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный  Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры  отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

В 1999 г. Государственной  Думой была предпринята попытка  отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого  в процессе обсуждения вопросов отрешения  Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы, в частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение — коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения1.

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента — достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

   1Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102

 

Глава 3. Полномочия Президента РФ

 

Президент как глава Российского  государства взаимодействует со всеми ветвями власти.

Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

- Президент РФ обладает правом  вето на законы принятые Федеральным  Собранием. 

  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики государства;
  • вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями  палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

  • назначает с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;
  • ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
  • назначает выборы  Государственной Думы;
  • распускает Государственную Думу;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента  для отрешения его от должности.

Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  • вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.
  • Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

  • принимает решение об отставке Правительства;
  • по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;
  • имеет право отменять постановления Правительства.

Президент стал главным  действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось  самостоятельным конституционным  органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».1

Президент во взаимодействии с судебной властью:

_____________________

1Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.

 

  • представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

- самостоятельно назначает  судей других федеральных судов;

- вправе обращаться с запросом  в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о  соблюдении обвинения Президента  в государственной измене или  совершения иного тяжкого преступления.

Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом  РФ, являются объектом судебного контроля. 

        Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции».1

Между тем, целый ряд  полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней  политики и т.д., Президент реализует  не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся  к законодательной или исполнительной ветвям власти. Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.

Если обратиться к  монографии Л. А. Окунькова, в которой  исследуется ______________

1Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 414.

правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия

Президент включает те его  права и обязанности, которые  закреплены в различных сферах его  деятельности (в области кадровой политики, обороны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т.п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды.

Такой подход Л. А. Окунькова  с методологических позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента.

Во избежание этого  мы сознательно пойдем на то, чтобы  при изложении полномочий Президента РФ исходить не из одного, а двух критериев их классификации: а) по направлениям деятельности и б) по сферам взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей государственной власти. Это повлечет за собой некоторые повторения, но при таком подходе они неизбежны.

 Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями  призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни1.

Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).


Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Для Президента обеспечение  выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.

Активное использование  Президентом своих полномочий и  дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.

Л. А. Окуньков в своей  монографии совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для

Информация о работе Становление института Президента в России