Шпаргалка по "Таможенносу делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Правовое регулирование обращения валютных ценностей на территории Российской Федерации имеет сложный многоплановый характер. Валютное законодательство относится к ведению Российской Федерации, что органично связано с нахождением в ее ведении установления правовых основ единого рынка, финансового, кредитного, таможенного регулирования, внешнеэкономических отношений Российской Федерации (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА КОНТР ВОПРОСЫ АФАНАСЬЕВ.docx

— 126.19 Кб (Скачать файл)

Оплата импортируемого товара другим банком или со счета третьего лица, не являющегося импортером, допускается  только при наличии у импортера  разрешения (лицензии) ЦБ РФ на осуществление  такой операции.

После оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров импортеру  запрещается (если иное ему прямо  не разрешено ЦБ РФ) до завершения таможенного  оформления оплаченных товаров на территории РФ уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств в его  пользу. Исключением из этого правила  является переуступка прав требования банку импортера.

Импортер обязан обеспечить ввоз в  РФ товара, эквивалентного по стоимости  уплаченным за него денежным средствам  в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или по ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено ЦБ РФ.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 90 календарных дней между  днем оплаты импортируемого товара и  датой его таможенного оформления, могут быть осуществлены только при  наличии лицензии ЦБ РФ на осуществление  валютных операций, связанных с движением  капитала.

Под "днем оплаты" в данном случае подразумевается дата валютирования  банковской операции по списанию средств  со счета "Ностро" банка импортера  или зачисление средств на счет "Лоро" иностранного банка или банка - его  корреспондента в пользу иностранной  стороны по контракту или ее приказу. Под "датой таможенного оформления" импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара.

При непоступлении по истечении 90 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию РФ и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортера импортер в случае отсутствия лицензии ЦБ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты.

Таможенное оформление товаров  по сделкам, предусматривающим оплату импортируемого товара после его  ввоза на таможенную территорию РФ, производится без разрешения ЦБ РФ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала (Телефонограмма ГТК РФ от 16.02.1999 г. № 479).

За выполнение функций агента валютного  контроля по импортным контрактам уполномоченный банк импортера вправе взимать плату  с импортера в размере, не превышающем 0,15% от суммы контракта, на основании которого подписан паспорт импортной сделки.

 

27. Понятие внешнеторговой  бартерной сделки и условия  ее осуществления

 

Внешнеторговая  бартерная сделка - сделка, совершаемая  при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ).

Бартер по классическому  определению - товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной  чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных  поставок товара. Бартер - это своего рода купля-продажа, но с оплатой  не денежными средствами, а встречной  поставкой товара равной стоимости. В расчетах между сторонами бартерного договора банки не участвуют.

Внешнеторговые бартерные  сделки являются разновидностью товарообменных сделок. Российский поставщик за поставляемый экспортный товар получает от иностранного поставщика импортный товар, при  этом стоимость товаров эквивалентна.

В ГК РФ бартеру или договору мены посвящена гл. 31 "Мена". Статья 567 ГК РФ дает определение договора мены. Согласно данной статье по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны  один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она  обязуется передать, и покупателем  товара, который она обязуется  принять в обмен.

Ст. 568 ГК РФ допускает, что  в соответствии с договором мены обмениваемые товары могут быть признаны неравноценными. Пунктом 1 данной статьи установлено: если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы  на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая  несет соответствующие обязанности.

Если в соответствии с  договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в  обмен, должна оплатить разницу в  ценах непосредственно до или  после исполнения ее обязанности  передать товар, если иной по рядок  оплаты не предусмотрен договором (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Определение внешнеторговой бартерной сделки дано в Указе  Президента России от 18.08.1996 № 1209 "О  государственном регулировании  внешнеторговых бартерных сделок". В соответствии с п. 1 Указа под  внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении  внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся  сделки, предусматривающие использование  при их осуществлении денежных или  иных платежных средств. Однако в  соответствии с п. 3 Указа № 1209 при  заключении бартерной сделки выполнение иностранным лицом встречного обязательства  способом, не предусматривающим ввоза  на таможенную территорию России товаров, работ, услуг, допускается лишь при  получении разрешения, выдаваемого  МВЭС России.

Внешнеторговая бартерная  сделка по определению, данному в  ст. 2 Закона № 164-ФЗ, - это сделка, совершаемая  при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая  обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в  том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

28. Порядок оформления и выдачи паспорта бартерной сделки

Порядок оформления внешнеторговых сделок

В соответствии с п. 2 Указа  № 1209 бартерные сделки совершаются  в простой письменной форме путем  заключения двустороннего договора мены.

Заключенный бартерный договор  должен иметь дату и номер и  должен быть составлен в виде одного документа.Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет выполнения международных соглашений. В этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, содержащих сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки. В договоре должны быть определены:

- номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой  товарной позиции, сроки и условия  экспорта, импорта товаров;

- перечень работ, услуг,  результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения  работ, момент предоставления  услуг и прав на результаты  интеллектуальной деятельности;

- перечень документов, представляемых  российскому лицу для подтверждения  факта выполнения работ, предоставления  услуг и прав на результаты  интеллектуальной деятельности;

- порядок удовлетворения  претензий в случае неисполнения  или ненадлежащего исполнения  сторонами условий договора.

Паспорт бартерной сделки

Экспорт товаров, работ, услуг  при совершении бартерных сделок, согласно п. 5 Указа № 1209, может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки и представления  данного паспорта в таможенные органы. После этого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через  таможенную границу РФ в счет исполнения бартерной сделки.

Согласно указанному порядку  паспорт - это документ контроля и  учета бартерных сделок, совершаемых  российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами. По каждому заключенному договору оформляется один паспорт  независимо от даты заключения договора. Если в договор вносятся изменения  и дополнения, меняющие сведения, использованные при оформлении паспорта бартерной  сделки, российские лица до начала таможенного  оформления перемещения товаров  обязаны переоформить паспорт.

Для оформления паспорта подписанное  и удостоверенное печатью заявление  направляется уполномоченному МВЭС России (теперь Министерство экономического развития и торговли РФ) в регионе, где зарегистрировано российское лицо. Если сумма договора превышает в  эквиваленте пять миллионов долларов США, паспорт бартерной сделки оформляется  только в Управлении уполномоченного  МВЭС России по Центральному району.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

- два экземпляра подписанного  и удостоверенного печатью (для  юридических лиц) российского  лица паспорта, составленного по  установленной форме;

- оригинал договора, изменения  и (или) дополнения к договору, на основании которых был составлен  паспорт, и их удостоверенные  копии;

- оригинал и копия разрешения  МВЭС России, выдаваемые в случаях,  когда превышены сроки, в течение  которых российские лица обязаны  обеспечить ввоз на таможенную  территорию РФ товаров, работ,  услуг и когда иностранное  лицо выполняет встречное обязательство  способом, не предусматривающим  ввоз на таможенную территорию  РФ товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности;

- удостоверенная копия  документа о государственной  регистрации российского лица;

- копии учредительных  документов (для юридических лиц  и только при первом обращении  в Управление уполномоченного  МВЭС России в регионе за  оформлением паспорта);

- копия документа, подтверждающего  учет российского лица органами  государственной статистики;

- копия международного  договора РФ, если договор, на  основании которого составлен  данный паспорт, заключен во  исполнение международного договора  РФ;

- документы, подтверждающие  исполнение части договора (копии  грузовых таможенных декларации, актов и других документов, свидетельствующих  о выполнении работ, оказании  услуг, передаче прав на результаты  интеллектуальной деятельности), если  паспорт составлен на основании  договора, заключенного до вступления  в действие Указа N 1209;

- удостоверенный российским  лицом перевод договора при  отсутствии оригинала договора  на русском языке.

Срок рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления. При  несоответствии договора установленным  требованиям МВЭС России может отказать в оформлении или переоформлении паспорта бартерной сделки. В случае отказа российскому лицу возвращаются оригиналы и копии документов и выдаются рекомендации по составлению  паспорта.

Паспорт бартерной сделки оформляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается  и удостоверяется печатью уполномоченного  МВЭС России: один экземпляр выдается представителю российского лица, второй остается в управлении. Оформленному паспорту присваивается номер.

Российские лица при совершении бартерных сделок должны представить  экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены.

29 Валютный контроль  при осуществлении внешнеторговых  бартерных сделок

В целях  совершенствования правовых основ  при проведении бартерных сделок, а также наведения надлежащего  порядка при их осуществлении  были подписаны два основных документа: 
 
1)     Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»; 
 
2)     Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок». 
 
  Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами. К внешнеторговым бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств, или так называемый смешанный бартер. 
 
Контроль внешнеторговых бартерных сделок базируется в основном на методическом и методологическом обеспечении технологии ТБВК за экспортными и импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах, для которых характерно активное участие не только ФТС России, но и иных контролирующих ведомств. 
 
 Особенностью осуществления бартерных сделок, связанных с экспортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, является обязанность российского лица представить в течение 15 дней с момента их вывоза в Министерство финансов РФ документы, подтверждающие этот факт. 
 
Бартерная сделка оформляется единым договором, в котором содержится оценка товаров, необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, установления санкций, таможенной статистики и др. 
 
Порядок осуществления контроля за бартерными сделками предусматривает, что до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в Минэкономразвития РФ паспорт бартерной сделки. 
 
Паспорт бартерной сделки – это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами. 
 
Оформление и выдача паспорта бартерной сделки производится уполномоченным Минэкономразвития РФ в регионе, а когда сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долл. США, - Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития РФ. 
 
Для оформления паспорта бартерной сделки участник сделки представляет необходимые документы и два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью паспорта бартерной сделки. Срок рассмотрения документов – не более 21 рабочего дня. 
 
Паспорт бартерной сделки в двух экземплярах подписывается уполномоченным Минэкономразвития РФ и скрепляется печатью. Один экземпляр паспорта бартерной сделки выдается представителю участника сделки, второй остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе. Электронные копии оформленных паспорта бартерной сделки, образцы оттисков печатей уполномоченных в регионах Минэкономразвития РФ направляет в ФТС России. 
 
По завершении таможенного оформления бартерных поставок в ТД проставляются соответствующие отметки. Копия паспорта бартерной сделки и экземпляр ТД хранятся в делах таможенного органа в течение срока хранения ТД. 
 
Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации, которая для обеспечения экономической безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций 
 
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в торговом обороте, включает в себя несколько этапов: 
 
–          предварительный контроль документов, представляемых при таможенном оформлении товаров; 
 
–          автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные поставки товаров; 
 
–          целевые проверки участников внешнеэкономической деятельности по фактам возможных нарушений таможенных правил, связанных с не поступлением в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров. 
 
        Развитие и совершенствование механизма таможенно - банковского контроля за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенносу делу"