Шпаргалка по "Таможенносу делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Правовое регулирование обращения валютных ценностей на территории Российской Федерации имеет сложный многоплановый характер. Валютное законодательство относится к ведению Российской Федерации, что органично связано с нахождением в ее ведении установления правовых основ единого рынка, финансового, кредитного, таможенного регулирования, внешнеэкономических отношений Российской Федерации (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА КОНТР ВОПРОСЫ АФАНАСЬЕВ.docx

— 126.19 Кб (Скачать файл)

 

30. Валютный контроль сведений, заявляемых в таможенной декларации и представленных документах

3. При осуществлении документального  контроля в рамках проверки  соблюдения условий выпуска товаров  в соответствии с Инструкцией  о действиях должностных лиц  подлежат проверке следующие  сведения, заявленные для целей  валютного контроля в грузовой  таможенной декларации (далее - ГТД), оформленной на бланках формы  ТД1, ТД2 и ТДЗ, ТД4:  
1) о российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор (сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних внешнеэкономических сделок (графа 9 ГТД);  
2) код валюты (левый подраздел графы 22 ГТД);  
3) стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ГТД);  
4) сведения о номере паспорта сделки (далее - ПС)/паспорта бартерной сделки (далее - ПСб) или номере ГТД, в которой заявлялся номер соответствующего ПС/ПСб, если в отношении декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются расчеты по договору (графа 28 ГТД, сведения в верхней строке под номером 1);  
5) код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора), коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за декларируемые товары, сроки расчетов за декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ГТД, сведения в нижней строке под номером 2);  
6) цена товара (графа 42 ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных для свободного обращения, для вывозимых товаров);  
7) реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической сделки - иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ГТД, сведения под номером 4).  
4. В случае подачи таможенной декларации в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела в форме, отличной от ГТД, для целей валютного контроля в такой таможенной декларации подлежат проверке те сведения из перечисленных в пункте 3 Методических рекомендаций, которые в соответствии с указанными правовыми актами подлежат заявлению в данной таможенной декларации.  
5. Если заявленные в таможенной декларации сведения, используемые для целей валютного контроля, должным образом не подтверждены в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, направляет декларанту требование представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений и мер валютного контроля.  
6. При проверке правильности заявления в ГТД сведений, необходимых для целей валютного контроля, следует руководствоваться следующим.  
1)В графе 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и (или) выпускаемых для свободного обращения/вывозимых товаров и графе 42 "Цена товара" ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и (или) выпускаемых для свободного обращения в соответствии с положениями Инструкции подлежат указанию следующие сведения.  
В левом подразделе графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД указывается трехзначный буквенный код валюты цены договора (если на договор распространяется требование об оформлении ПС или ПСб - валюты, в которой указана сумма договора в ПС или ПСб). При этом в графе 23 "Курс валюты" ГТД указывается курс иностранной валюты, код которой указан в графе 22 ГТД, необходимый для целей определения таможенной стоимости и (или) таможенных платежей декларируемых товаров.  
Таким образом, для целей определения таможенной стоимости и (или) таможенных платежей декларируемых товаров левый подраздел графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД заполняется во всех случаях, в том числе, когда декларируемые товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с договорами, не предусматривающими их оплаты.  
Правый подраздел графы 22 ГТД "Валюта и общая сумма по счету" (и графа 42 "Цена товара" для ввозимых товаров) заполняется, если товары подлежат оплате в соответствии с условиями возмездной сделки (договора) или за которые по указанной сделке (договору) предусмотрена передача иных встречных предоставлений (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности).  
Таким образом, сведения о цене товаров в данных графах ГТД заявляются только если декларируемые товары подлежат оплате (в безналичной или наличной форме) или за которые предусмотрена передача иных встречных предоставлений (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности). Для безвозмездных поставок (в рамках возмездных и безвозмездных договоров), а также при поставках товаров без заключения договора сведения о цене товаров не указываются.  
При проверке сведений, заявленных в графах 22 "Валюта и общая сумма по счету" и 42 "Цена товара" ГТД, следует руководствоваться приложением 1 к данным Методическим рекомендациям.  
Примеры, когда необходимо заявление сведений о цене товаров:  
- при поставках товаров по договору купли-продажи или мены;  
- при возврате товаров по акту рекламации, если за них предусмотрен возврат денежных и/или иных платежных средств или иных встречных предоставлений;  
- при поставках товаров, перемещаемых для выполнения работ/оказания услуг, стоимость которых включается в цену работ/услуг, то есть подлежит оплате (например, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации расходуемых материалов, поставляемых исполнителем работ на территорию другого государства для выполнения на указанной территории работ по договору строительного подряда);  
- при поставках продуктов переработки;  
- при изменении таможенного режима предмета аренды (лизинга) в связи с его выкупом по остаточной стоимости.  
Примеры, когда сведения о цене товаров не подлежат заявлению:  
- при возврате товаров по акту рекламации, если за них не предусмотрен возврат денежных и/или иных платежных средств или иных встречных предоставлений;  
- при поставках на переработку сырья, находящегося в собственности заказчика и не подлежащего оплате;  
- при поставках строительной техники, предназначенной для выполнения работ, стоимость которой не включена в цену работ, то есть не подлежит оплате в соответствии с условиями договора;  
- при поставках товаров в аренду/лизинг (возврате товаров), в том числе если право собственности на товар переходит по истечении срока его аренды/лизинга по итогам выплаты всех арендных/лизинговых платежей (в данном случае контроль валютных операций будет осуществляться по сумме договора, указанной в ПС).  
При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) и (или) выпускаемых для свободного обращения в случае заявления в ГТД сведений об одном товаре сведения о стоимости товара в графе 42 "Цена товара" ГТД и в правом подразделе графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД должны совпадать.  
При декларировании товаров на основании нескольких последовательно исполняемых взаимосвязанных договоров, контрактов (на приобретение товаров и на последующую обработку (переработку, ремонт, модернизацию) сведения в графе 22 "Валюта и общая сумма по счету" должны быть равны стоимости, полученной путем сложения закупочной стоимости товаров и стоимости их обработки % (переработки, ремонта, модернизации) по всем представленным договорам (контрактам).  
2) В графе 28 "Финансовые и банковские сведения" ГТД подлежат указанию следующие сведения:  
а) в верхней строке (сведения под номером 1):  
Под номерами 1.1 и/или 1.2 подлежат указанию сведения о номере ПС/ПСб, оформленных лицом, указанным в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" ГТД (без указания даты, в том числе при наличии ее в ПС/ПСб), если декларируемые товары помещаются под заявляемый таможенный режим на основании договора, на который в соответствии с актами законодательства Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС/ПСб. Данные сведения должны быть подтверждены представлением в таможенный орган, в который представляется ГТД, оформленного ПС/ПСб.  
Соблюдение правил заявления сведений под номерами 1.1 и 1.2 (о ПС/ПСб) верхней строки графы 28 ГТД следует проверять на основе составных кодов формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (элемент 1 под номером 2 нижней строки графы 28 ГТД), заявляемых на основании приложения № 7 к Приказу № 743, в соответствии с приложением 2 к данным Методическим рекомендациям.  
С целью исключения дублирования сведений о поставках товаров при сопоставлении со сведениями об их оплате (на основе ведомостей банковского контроля) и встречных поставках товаров (выполненных работах, оказанных услугах, переданных прав на результаты интеллектуальной собственности) при изменении предшествующего таможенного режима товара, под который данный товар помещался с представлением ПС/ПСб, в ГТД, подаваемой в соответствии с вновь избранным таможенным режимом, вместо номера ПС/ПСб в верхней строке графы 28 ГТД указывается сведения о номере таможенной декларации, в которой заявлялся номер соответствующего ПС/ПСб, сведения о номере ПС/ПСб под номерами 1.1 и/или 1.2 не указываются. В указанном случае следует учитывать, что номер данной ГТД может не совпадать с номером ГТД, указанным в графе 40 "Общая декларация/Предшествующий документ" ГТД (ввиду возможного неоднократного изменения таможенного режима).  
Для подтверждения заявленных сведений копии ПС, ПСб, таможенной декларации, номера которых указаны в верхней строке данной графы, подлежат представлению одновременно с ГТД.  
При проверке документов, представленных при таможенном оформлении товаров для целей валютного контроля, необходимо исходить из того, что положения статей 63 и 131 Кодекса о порядке представления таможенным органам документов, необходимых для помещения товаров под заявляемый таможенный режим, распространяются, в том числе, на ПС/ПСб.  
С учетом пункта 2 Приказа № 536 представления копии соответствующего ПС/ПСб при декларировании каждой поставки товаров в рамках одного внешнеэкономического договора не требуется до внесения в договор изменений, влекущих необходимость внесения изменений в ПС/ ПСб.  
В случае, если документы/копии документов, сведения о которых указываются под номерами 1.1, 1.2, 1.3, не могут быть представлены одновременно с ГТД, то выпуск товаров осуществляется при наличии письменного Обязательства декларанта о представлении таких документов с разрешения таможенного органа более поздние сроки (далее - Обязательство), после сведений о номерах ПС/ПСб или номере таможенной декларации, отметки в виде записи: "Обязуюсь представить до " с проставлением даты ее представления.  
Под номером 1.4 подлежат указанию ИНН кредитной организации по договорам, предусматривающим осуществление расчетов через счета, открытые в кредитных организациях на территории Российской Федерации, на которые не распространяется требование об оформлении ПС/ПСб (например, договоры, сумма которых, не превышает в эквиваленте 5 000 долл. США), договоры предусматривающие расчеты между резидентами (нерезидентами);  
б) в нижней строке (сведения под номером 2): при проверке соблюдения правил заявления сведений под номером 2 следует исходить из того, что данные сведения заявляются на основании внешнеэкономической сделки, являющейся основанием для перемещения товаров (подп. 6 п. 3 ст. 124 Кодекса). Таким образом, при перемещении товаров (независимо от условий поставки, в том числе при заключении договора перевозки покупателем), приобретенных (проданных) резидентом у нерезидента (нерезиденту), в ГТД данные сведения заявляются на основании договора между резидентом и нерезидентом.  
В отношении безвозмездных поставок в рамках возмездных и безвозмездных договоров, а также перемещения товаров без заключения договора заполняются элемент 1 (коды формы расчетов и особенностей сделки по договору в целом) и элемент 2 (коды характера сделки и особенностей расчетов за декларируемые товары по поставке). В остальных элементах проставляются прочерки.  
Проверка правильности указанных сведений в первой и второй позиции элемента 2 (под номером 2 графы 28 ГТД) должна осуществляться на основании приложения 3 к Методическим рекомендациям.  
В элементах 3 и 4 данной строки предусмотрено указание сведений о сроках платежей в отношении декларируемых товаров, за которые предусмотрено осуществление расчетов с использованием денежных и/или иных платежных средств (в том числе в рамках внешнеторговых бартерных сделок), а также о сроках платежей по договорам, предусматривающим возмездное выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности, в соответствии с которыми осуществляется перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, цена которых равна оплачиваемой цене указанных работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (например, при перемещении продуктов переработки), определяемых декларантом на основании условий договора. Сведения о сроках расчетов указываются в данных элементах и в случае возврата товаров по акту рекламации, предусматривающему возврат уплаченных денежных и/или иных платежных средств, если сроки возврат;', определены условиями контракта (или их можно рассчитать на основе условий контракта).  
В случае отсутствия указанных сроков или невозможности их расчета в элементах 3 и 4 декларантом проставляются прочерки.  
В ГТД подлежат заявлению сроки расчетов для декларируемой партии товаров в соответствии с условиями контракта, которые не должны сверяться со сведениями о сроках расчетов, указанных в листе 2 ПС по контракту в целом.  
7. При наличии Обязательства выпуск товаров осуществляется в установленном порядке без ограничений, установленных статьей 151 Кодекса. При этом код решений, принимаемых таможенными органами (приложение № 22 к Приказу № 743) "34" - "Условный выпуск при непредставлении сведений и документов, необходимых для валютного контроля", проставляется в электронной копии ГТД для целей автоматизированного учета ГТД, выпуск по которым осуществлялся под указанное Обязательство.

 

31. Ответственность за нарушение валютного законодательства

 

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле» предусмотрено  обязательное зачисление на счета в  уполномоченных банках иностранной  валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным  банком РФ.

Ответственность за нарушение  валютного законодательства предусмотрена  статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую  и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

-      приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

-      лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном  изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки  и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному  зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки  в иностранной валюте или рублевого  эквивалента суммы штрафа по курсу  Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия  от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность  за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение  валютного законодательства

1. Осуществление  валютных операций без специального  разрешения (лицензии), если такое  разрешение (такая лицензия) обязательно  (обязательна), либо с нарушением  требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации -

влечет наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц в размере от одной десятой  до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение  в установленный срок обязанности  по ввозу на территорию Российской  Федерации товаров, стоимость  которых эквивалентна сумме уплаченных  за них денежных средств, либо  невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств -

влечет наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц в размере от одной десятой  до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного  порядка зачисления на счета  в уполномоченных банках выручки,  причитающейся за экспортированные  работы, услуги, результаты интеллектуальной  деятельности, -

влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц и юридических лиц в  размере стоимости работ, услуг  и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение  установленного порядка ведения  учета, составления и представления  отчетности по валютным операциям,  а равно нарушение установленных  сроков хранения учетных и  отчетных документов -

влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность  за невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте предусмотрена  Уголовным кодексом Российской Федерации  от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте

Невозвращение в  крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством  Российской Федерации обязательному  перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, -

наказывается  лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном  размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных  размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом  валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет  РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного  контроля функции таможенных органов  определяются в пределах компетенции  таможенных органов РФ в области  валютного контроля:

Статья 199. Компетенция  таможенных органов Российской Федерации  в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных  складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также  за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную  границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении  таможенными органами РФ нарушений  валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими  на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность  в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность  за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.


Информация о работе Шпаргалка по "Таможенносу делу"