Тарифные и нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Поэтому выбранная мною тема является более чем актуальной. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3


Государственное регулирование внешней торговли России……...5
Тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ………………………………………………...10


2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………10


2.2. Таможенно-тарифное регулирование в России………………………………….15


2.3. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли………………………………………………………………………23


Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ……………………………………………….....25


3.1. Меры прямого ограничения……………………………………………………….26


3.2. Таможенные и административные формальности………………………………32


3.3. Прочие нетарифные методы………………………………………………………34


3.4. Специальные меры нетарифного регулирования………………………………..36


4. Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (практическая часть)………………………………………………………………………...…40


4.1. Реализация таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД……………………44


4.2. Эффективность использования нетарифных методов регулирования в Российской экономике…………………………………………………………………………48


Вывод……………………………………………………………………....51


Список литературы…………………………………………………….....54

Вложенные файлы: 1 файл

tarify.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

 

 

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие   взаимное    предоставление  режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

 

 

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД (товарная номенклатура ВЭД). Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

 

 

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  РФ;

 

 

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и расходов  на территории РФ;

 

 

- защита экономики РФ  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

 

 

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику.

 

 

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

 

 

 

 

 

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

 

 

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

 

 

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения - продовольствие, лекарства и т.д.

 

 

Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения.

 

 

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

 

 

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

 

 

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

 

 

В международной таможенной практике это - основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания   Таможенных   платежей   путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

 

 

 

 

 

2.2. Таможенно-тарифное регулирование  в России.

 

 

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

 

 

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

 

 

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

 

 

 

 

 

Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

 

 

Таможенными органами являются:

 

 

1)  федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела;

 

 

2)  региональные таможенные  управления;

 

 

3)  таможни;

 

 

4)  таможенные посты.

 

 

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

 

 

1)  законности;

 

 

2)  равенства лиц перед  законом, уважения и соблюдения  их прав и свобод;

 

 

3)  единства системы  таможенных органов и централизованного  руководства;

 

 

4)  профессионализма и  компетентности должностных лиц  таможенных органов;

 

 

5)  ясности, предсказуемости, гласности действий должностных  лиц таможенных органов, понятности  требований таможенных органов  при проведении таможенного контроля  и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах  осуществления внешнеэкономической  деятельности, таможенном законодательстве  Таможенного союза и законодательстве  Российской Федерации о таможенном  деле;

 

 

6)  единообразия правоприменительной  практики при проведении таможенного  контроля и совершении таможенных  операций;

 

 

7)  недопущения возложения  на участников внешнеэкономической  деятельности, лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, перевозчиков и других лиц  чрезмерных и неоправданных издержек  при осуществлении полномочий  в области таможенного дела;

 

 

8)  совершенствования таможенного  контроля, применения современных  информационных технологий, внедрения  прогрессивных методов таможенного  администрирования, в том числе  на основе общепризнанных международных  стандартов в области таможенного  дела, опыта управления таможенным  делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской  Федерации.

 

 

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

 

 

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары.

 

 

 

 

 

Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

 

 

Функции таможенного тарифа:

 

 

1.  Протекционизм - защита  отечественных товаров от иностранной  конкуренции

 

 

2.  Фискальная - пополнение  госбюджета.

 

 

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

 

 

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

 

 

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе.

 

 

Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования в стране. Для стран с неразвитой системой регулирования характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется.

 

 

Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа. Для характеристики таможенного тарифа в целом, а также для анализа положения в области обложения пошлинами крупных товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.

 

 

Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам".

 

 

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения