Тарифные и нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Поэтому выбранная мною тема является более чем актуальной. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3


Государственное регулирование внешней торговли России……...5
Тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ………………………………………………...10


2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………10


2.2. Таможенно-тарифное регулирование в России………………………………….15


2.3. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли………………………………………………………………………23


Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ……………………………………………….....25


3.1. Меры прямого ограничения……………………………………………………….26


3.2. Таможенные и административные формальности………………………………32


3.3. Прочие нетарифные методы………………………………………………………34


3.4. Специальные меры нетарифного регулирования………………………………..36


4. Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (практическая часть)………………………………………………………………………...…40


4.1. Реализация таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД……………………44


4.2. Эффективность использования нетарифных методов регулирования в Российской экономике…………………………………………………………………………48


Вывод……………………………………………………………………....51


Список литературы…………………………………………………….....54

Вложенные файлы: 1 файл

tarify.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

 

 

В соответствии с положениями ст. 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется в случаях:

 

 

-        Введения  временных количественных ограничений  на ввоз или вывоз отдельных  видов товаров;

 

 

-        Реализации  разрешительного порядка ввоза  или вывоза отдельных видов  товаров, которые могут оказать  неблагоприятное воздействие на  безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду, жизнь  или здоровье животных и растений;

 

 

-        Предоставления  исключительного права на ввоз  или вывоз отдельных видов  товаров;

 

 

-        Выполнения  международных обязательств.

 

 

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

 

 

Различают 3 вида лицензий:

 

 

-        Разовые  лицензии  - выдаются на основании  внешнеторговой сделки, предметом  которой является лицензируемый  товар, дают право на экспорт  или импорт этого товара в  определенном количестве. Период  действия лицензии – не более 1 года.

 

 

-        Генеральные  лицензии - выдаются участнику ВЭД  на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или  вывозимого товара с указанием  его количества. Период действия  лицензии – не более 1 года.

 

 

- Исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное  право на экспорт или импорт  отдельного вида товара. Срок  действия лицензии устанавливается  индивидуально.

 

 

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

 

 

Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД, независимо от количества наименований товаров по договору. Перечень лицензируемых товаров приведен в Письме ФТС РФ от 16.07.2008г. № 01-11/28567 "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения"

 

 

Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные защитные меры

 

 

Целью применения специальных защитных мер является защита экономических интересов производителей товаров государств-членов Таможенного союза в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию ТС. В эту группу защитных мер входят:

 

 

Специальные пошлины - применяются в исключительных случаях, и устанавливаются только по результатам проведенного расследования. Применение такой меры, обусловлено угрозой причинения серьезного ущерба определенной отрасли экономики в случаях ввоза товаров на таможенную территорию ТС в возросших количествах. Срок действия специальных пошлин устанавливается компетентным органом государства, до момента полного устранения ущерба экономики, и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.

 

 

Антидемпинговые пошлины - применяются к товарам, являющимся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования установлено, что ввоз таких товаров на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики государства. Антидемпинговые пошлины применяется только по решению компетентного органа в размерах и в течение сроков, необходимых для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта. Максимальный срок действия антидемпинговой меры не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

 

 

Компенсационные пошлины - применяются к ввозимым товарам, при производстве, вывозе или транспортировке которых использовалась специфическая субсидия иностранного государства, в случае, если по результатам расследования было установлено, что ввоз такого товара на таможенную территорию ТС причиняет материальный ущерб или создает угрозу отрасли экономики стран-членов Таможенного союза. Срок действия компенсационных пошлин устанавливается компетентным органом до момента полного устранения возникшего ущерба отрасли экономики, и не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.

 

 

Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.

 

 

 

 

 

3.2. Таможенные и административные  формальности.

 

 

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

 

 

Импортные налоги и сборы

 

 

К ним относятся:

 

 

1. Импортные налоги (не  следует их смешивать с импортными  пошлинами):

 

 

    • пограничный  налог, которым облагаются товары  за факт пересечения границы;

 

 

    • сборы, связанные  с оформлением документов на  таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его  качества;

 

 

    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные  и т.п.).

 

 

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

 

 

2. Импортные депозиты представляют  собой денежный залог, под оплату  таможенных пошлин который импортер  должен внести в местной или  иностранной валюте в уполномоченный  банк, перед закупкой иностранного  товара. Сумма импортного депозита  устанавливается в виде определенного  соотношения к стоимости импортируемого  товара.

 

 

Сертификация

 

 

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

 

 

Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ " О сертификации продукции и услуг " и иными правовыми актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предотгрузочная инспекция

 

 

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

 

 

3.3. Прочие нетарифные методы.

 

 

Валютные ограничения и валютный контроль

 

 

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и других нормативных актах.

 

 

Регулирование курса национальной валюты

 

 

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.

 

 

Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

 

 

Меры поддержки экспорта

 

 

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

 

 

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

 

 

 

 

 

   • кредитование  участников внешнеторговой деятельности;

 

 

   • функционирование  системы гарантий и страхования  экспортных кредитов;

 

 

   • организацию  торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов  и конференций и участие в  них;

 

 

   • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению  российских товаров, услуг, интеллектуальной  собственности на мировые рынки.

 

 

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

 

 

   • финансовая поддержка,

 

 

   • налоговое стимулирование,

 

 

   • таможенно-тарифное  стимулирование,

 

 

   • специальные  мероприятия в поддержку экспорта

 

 

   • меры общеэкономического  характера.

 

 

3.4. Специальные меры нетарифного  регулирования.

 

 

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

 

 

 

 

 

Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

 

 

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

 

 

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

 

 

Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

 

 

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

 

 

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.

 

 

Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

 

 

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

 

 

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

 

 

- кредитование участников  внешнеторговой деятельности;

 

 

- функционирование системы  гарантий и страхования экспортных  кредитов;

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения