Тарифные и нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Поэтому выбранная мною тема является более чем актуальной. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3


Государственное регулирование внешней торговли России……...5
Тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ………………………………………………...10


2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………10


2.2. Таможенно-тарифное регулирование в России………………………………….15


2.3. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли………………………………………………………………………23


Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ……………………………………………….....25


3.1. Меры прямого ограничения……………………………………………………….26


3.2. Таможенные и административные формальности………………………………32


3.3. Прочие нетарифные методы………………………………………………………34


3.4. Специальные меры нетарифного регулирования………………………………..36


4. Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (практическая часть)………………………………………………………………………...…40


4.1. Реализация таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД……………………44


4.2. Эффективность использования нетарифных методов регулирования в Российской экономике…………………………………………………………………………48


Вывод……………………………………………………………………....51


Список литературы…………………………………………………….....54

Вложенные файлы: 1 файл

tarify.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

 

 

- организацию торговых  выставок и ярмарок, специализированных  симпозиумов и конференций и  участие в них;

 

 

- проведение кампаний (в  том числе рекламных) по продвижению  российских товаров, услуг, интеллектуальной  собственности на мировые рынки.

 

 

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

 

 

- финансовая поддержка,

 

 

- налоговое стимулирование,

 

 

- таможенно-тарифное стимулирование,

 

 

- специальные мероприятия  в поддержку экспорта

 

 

- меры общеэкономического  характера

 

 

Таким образом, в целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

 

 

К настоящему времени полностью реализованы мероприятия по созданию нормативно-правовой базы единой системы таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, осуществляемого Комиссией с 1 января 2010 г. При этом сохраняются исключения из ЕТТ ТС для ввоза ряда товаров на территорию Казахстана, определенные Перечнем товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств- членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин отличные от ставок ЕТТ ТС. В соответствии с этим Перечнем казахстанской Стороной по 409 товарным позициям применяются более низкие ставки таможенных пошлин по сравнению с установленными ЕТТ ТС. В связи с планируемым с 1 июля прекращением таможенного контроля на казахстано- российской границе казахстанская Сторона разрабатывает меры по обеспечению администрирования оборота ввозимых таким образом товаров с целью недопущения их вывоза на территорию других государств-членов Таможенного союза, а также готовит предложения по сокращению их перечня. Его окончательная редакция и меры по администрированию оборота этих товаров должны быть определены не позднее 15 июня т.г.

 

 

С момента утверждения ЕТТ ТС и получения Комиссией полномочий по его ведению ею по предложениям Сторон было принято свыше 70 решений, касающихся вопросов применения единых мер таможено-тарифного регулирования. В том числе по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин - 29 решений (1 0 - в сторону повышения и 19 - понижения), по установлению тарифных квот в отношении импорта ряда сельскохозяйственных товаров - 4 решения, предоставлению тарифных льгот (в т.ч. при применении режима временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин) - 10.

 

 

Для предварительного рассмотрения и согласования предложений Сторон создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят уполномоченные Сторонами представители исполнительных органов власти государств - членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию предложений по мерам регулирования внешней торговли, предусматривающий конкретные сроки рассмотрения Сторонами предложений и процедуру согласования позиций Сторон. К настоящему времени проведено 11 заседаний Комитета, на которых одобрено более 70 решений в сфере таможенно-тарифного регулирования. При этом практически все решения были приняты консенсусом. Для урегулирования спорных вопросов Комиссией были приняты Рекомендации по подготовке докладов по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с ними Секретариат Комиссии готовит доклад в отношении ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику.

 

 

Накопленный опыт принятия решений в области таможенно-тарифного регулирования свидетельствует о необходимости установления четких критериев оценки влияния предлагаемых мер на экономику и бюджет государств-членов Таможенного союза. Как правило, в качестве основания для принятия решений по снижению ставок ввозных таможенных пошлин указывается лишь информация об отсутствии производства аналогичных товаров на территории Таможенного союза, достоверность которой бывает трудно проверить или оценить. Не менее важным является определение возможности организации производства таких товаров и учет соответствующих планов предприятий Таможенного союза, реализации которых снижение импортного тарифа может нанести ущерб. В отсутствие такой информации возможно принятие решений, идущих в разрез с реализуемыми в государствах- членах Таможенного союза программами модернизации экономики и развития перспективных производств.

 

 

В целом для обеспечения должного обоснования решений в области таможенно-тарифного регулирования необходимо стратегическое планирование торгово-экономической политики Таможенного союза, включающее разработку общих направлений таможенно-тарифной политики с их увязкой с приоритетными направлениями развития и модернизации экономики государств-членов Таможенного союза. Особую актуальность этому придает проводимая в настоящее время работа по унификации тарифных обязательств России и Казахстана на переговорах по условиям их присоединения к ВТО, затрагивающая обширный перечень товарных позиций.

 

 

С 1 января 2010 г. Комиссией осуществляются полномочия в сфере нетарифного регулирования внешней торговли таможенного союза на основе Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) и Положения о применении ограничений. За прошедший период Комиссией было принято 36 решений в данной области, в том числе 8 - в отношении временных мер, вводимых Сторонами в одностороннем порядке.

 

 

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 было определено в срок до 1 июля 2010 г. обеспечить внесение изменений в законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в связи с вступлением в силу международных договоров в сфере единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза. Однако в полной мере этого сделано не было, некоторые национальные нормативные правовые акты не в полной степени соответствуют нормам законодательства Таможенного союза.

 

 

К функциям Комиссии, в соответствии с ТК ТС отнесено ведение ТН ВЭД ТС, а также принятие решений по классификации отдельных товаров. В этих целях были приняты Положение о порядке технического ведения ТН ВЭД ТС, Регламент взаимодействия по вопросам ведения ТН ВЭД ТС, Положение о порядке принятия Комиссией решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров и Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров. В соответствии с полномочиями в данной области Комиссией было принято 22 решения о внесении изменений в ТН ВЭД ТС и 6 решений по классификации отдельных видов товаров.

 

 

Комиссия осуществляет ведение единого Сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров, опубликованного на официальном сайте Комиссии. Секретариатом Комиссии ведется работа по анализу взаимного соответствия принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров с целью их унификации. Подготовлен и предварительно согласован с таможенными органами Сторон проект Пояснений к ТН ВЭД ТС.

 

 

В 2012 г. планируется выпустить новую редакцию ТН ВЭД ТС на основе пятого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, вступающего в силу с 1 января 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД.

 

 

Эволюция российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.

 

 

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) - ставка тарифа 15% и третья - ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5-15% за счет уменьшения ставок 20-30%.

 

 

Проведенные исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе - 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

 

 

Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

 

 

А между тем это эффективная мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии - 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

 

 

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

 

 

Если обязательства по переговорам механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6-8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

 

 

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

 

 

Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем:

 

 

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные, стимулирующие  или фискальные функции. Положение  конкретных отраслей и производств  на внутреннем рынке страны  определяется, главным образом, уровнем  их конкурентоспособности.

 

 

2. Сделать акцент на  использовании импортного таможенного  тарифа как инструмента разумной  защиты уязвимых для импорта  сегментов внутреннего рынка, повышения  конкурентоспособности российских  товаропроизводителей, в том числе  придать большую гибкость и  адресность таможенному тарифу  путем выделения новых товарных  подпозиций на уровне национальных  знаков товарной номенклатуры  для идентификации наиболее чувствительных  к импорту товаров, дифференциации  уровней ставок пошлин вплоть  до их дробления в зависимости  от экономической целесообразности, широкого применения сезонных  и временных пошлин, тарифных  квот, иных специальных тарифных  мер.

 

 

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий  для развития соответствующих  отечественных производств), а также  более активно применять специальные  таможенные режимы (переработки  на таможенной территории, переработки  для внутреннего потребления).

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения