Тарифные и нетарифные меры регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX- начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, чтобы дать возможность развиваться российской промышленности.

Содержание

Введение
Глава 1. Тарифные методы государственного регулирования международной торговли
Глава 2. Нетарифные методы государственного регулирования международной торговли
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Тарифные и нетарифные меры регулирования.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

3

   

Глава 1. Тарифные методы государственного регулирования международной торговли

5

Глава 2. Нетарифные методы государственного регулирования международной торговли

10

Заключение

14

   

Список литературы

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Протекционизм (происходит от лат. protectio – защита, покровительство) – экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX- начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, чтобы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, дележ и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Тарифные методы государственного регулирования международной торговли

 

В Российской Федерации  в целях регулирования внешней  торговли, а также для защиты внутреннего рынка, стимулирования прогрессивных изменений в экономике основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности  РФ  отражены в Федеральном законе  от 08.12.2003 N164-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и  другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  • таможенно-тарифного регулирования;
  • нетарифного регулирования;
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации:

  • определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;
  • определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях.

Правительство Российской Федерации:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
  • применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
  • устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
  • вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
  • устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
  • определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
  • определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
  • принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
  • принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
  • утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.1

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью  охватывает меры контрольно-регулирующего  финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

Таможенная пошлина  – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Используемая в международной практике система таможенно-тарифного регулирования демонстрирует разнообразие таможенных пошлин.

По объекту обложения  пошлины различают:

  • Ввозная (импортная) – пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону. Импортные пошлины, т.е. налогообложение ввозимых в страну товаров, используются наиболее часто.
  • Вывозная (экспортная) – пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
  • Транзитная – пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства.

По способу сбора пошлины различают:

  • Адвалорная – взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
  • Специфическая – взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара – массы, количества, площади, объема.
  • Комбинированная – сочетает оба вида таможенного обложения. Она устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фиксированной величины за единицу товара.

 

По происхождению пошлины  различают:

  • Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
  • Договорная (конвенционная) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
  • Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.

Право использования  преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные союзы и организации. Возможность получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны.

По характеру применения пошлины различают:

  • Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
  • Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.
  • Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.

 

По типам ставок пошлины  различают:

  • Постоянные – устанавливаются и не меняются.
  • Переменные.

 

По способу начисления пошлины  различают:

  • Номинальные.
  • Эффективные – рассчитываются с учетом пошлин на импорт различных товаров.

Пошлины и тарифы являются важным инструментов по защите внутреннего  рынка от внешних конкурентов                                   

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Глава 2. Нетарифные методы государственного регулирования  международной торговли

 

С 1948 г., когда начало действовать  Генеральное соглашение по тарифам  и торговле, по настоящее время  средний уровень таможенных пошлин стран – членов Всемирной торговой организации понизился с 40 до 5 – 7%. Вместе с этим возросло значение нетарифных торговых барьеров.

Различают следующие  методы нетарифного регулирования

Квотирование.

Тарифная квота –  представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Экспортные квоты –  вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

  • обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;
  • ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;
  • предупреждения истощения природных ресурсов;
  • достижения военно-политических целей.

Импортные квоты – ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

  • защиты национального производства;
  • достижения сбалансированности торгового баланса;
  • регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;
  • реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт конкретного товара на определенный период вне зависимости, из какой страны он импортируется, или в какую страну экспортируется.

Индивидуальные – устанавливаются для конкретного производителя в данной стране, фиксируют объемы товара разрешенного к ввозу в течение определенного периода времени.

Лицензирование.

Лицензирование – является распространенным способом установления ограничений внешне-торговых поставок. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз/вывоз определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.

Информация о работе Тарифные и нетарифные меры регулирования