Информационное обеспечение Таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Информационные системы, их классификация и виды обеспечения………4
1.1 Информационные системы…………………………………………………...4
1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения……………………………...…6
2. Единая автоматизированная информационная система…………………....12
2.1 Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России…………………………………………………………………...12
2.2 Виды обеспечения ЕАИС…………………………………………………..23
3.Информационное обеспечение нормативно-справочной информацией……………………………………………………………………..27
3.1 Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо»………………………………………………………………………….….27
3.2 Внутренний информационный портал ФТС России……………………...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач кошевой.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Основными руководящими документами для создания ЕАИС являлись Комплексная программа последовательного поэтапного процесса реализации системы повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг., утвержденная 13.05.93 г., Техническое задание на разработку ЕАИС, утвержденное 28.12.93 г., а также Приказ ГТК России от 19.3.2004 N 343 "Об утверждении общего порядка разработки и модернизации программных средств ЕАИС ГТК России".[5]

ЕАИС ФТС России охватывает всю территорию Российской Федерации и включает в себя ГНИВЦ, семь региональных вычислительных центров и транспортную подсистему. Каждая таможня имеет собственную информационно-вычислительную сеть. ЕАИС ФТС России выполняет широкий круг задач по автоматизации технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов (рис. 1).

 

Рис. 1. Первоочередные задачи автоматизации таможенной деятельности

Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди.

Разработка и внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов – стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти Действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.

Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах – программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case.

К 2000 году стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начинает "спотыкаться" из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.

Стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России является системное проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном состоянии существующих информационно-программных средств и информационных таможенных технологий.

Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов.

Проведенные исследования показали, что сегодня автоматизация таможенных технологий требует новой организации автоматизированной информационной системы, а именно:

консолидированное и централизованное хранение таможенных документов в электронном образе;

удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии;

объектно-ориентированная архитектура автоматизированной системы;

централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления ГНИВЦ ФТС России;

реализации в автоматизированном режиме процедур управления рисками;

автоматизированном режиме процедур управления рисками и контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом (таможенный пост-аудит).

Развитие ЕАИС, предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации.

Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС ФТС России является подготовка документов, регламентирующих порядок организации разработки программного обеспечения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведения аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.

Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС: 1) постоянный рост числа пользователей; 2) постоянный рост объемов грузоперевозок; 3) измерение нормативной базы; 4) Необходимость интеграции с зарубежными партнерами; 5) необходимость интеграции с другими силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, ФНС) (рис. 2).

Рис.2. Интеграция информационных ресурсов ФТС России  
и федеральных органов исполнительной власти

Документооборот в системе таможенных органов характеризуется высокой интенсивностью потока и разнообразием типа документов. Основной объем документооборота приходится на ГТД, а также на документы по ведению баз данных нормативно-справочной информации, на документы оформленные по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), международным перевозкам (МДП), на декларации таможенной стоимости.

С точки зрения системы передачи данных ЕАИС ФТС России можно разделить на несколько уровней иерархии (рис. 3):

Федеральный уровень – верхний уровень иерархии образуют структурные подразделения Государственного таможенного комитета Российской Федерации и специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ ФТС России).

Региональный уровень составляют семь Региональных таможенных управлений (РТУ), соответствующих Федеральным округам.

Таможенный уровень состоит из таможен, зоной деятельности которых, в основном, являются Субъекты Федерации.

Территориальный уровень представляют таможенные посты, а в ряде случаев – отделы таможенного оформления и контроля.

 

 

 

 

Главный научно-информационный вычислительный центр (центральная база данных)

Рис. 3. Организационная структура ЕАИС ФТС России.

Организация передачи таможенной информации в ЕАИС ФТС России регламентируется положениями соответствующих отраслевых руководящих документов.

С точки зрения транспортной системы компоненты участвующие в процессах таможенного оформления и контроля, расположенные в РТУ, таможнях и таможенных постах в настоящее время формируют файлы, содержащие платежные документы, статистическую информацию, архивы, которые передаются в соответствующие головные организации и обратно.

Характер обмена информацией – асинхронный, то есть прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, подтверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.[2]

В ФТС России нет единой транспортной системы передачи информации. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с которой выполняется передача электронной информации по каналам связи между таможенными органами.

Циркулирующая в ЕАИС ФТС России информация по источнику ее формирования подразделяется на:

-информацию, подготовленную  при помощи специальных программных  комплексов, реализующих информационные  таможенные технологии

-информацию, сформированную  стандартными средствами общего  пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.)

-прочую информацию, оформленную в виде файлов, с неопределенными средствами ее подготовки (например, дистрибутивы программ)

С другой стороны циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию, можно разделить на следующие категории:

-исходные данные для  загрузки и формирования баз данных таможенной информации

-нормативно-справочная информация

-оперативная информация  таможенных органов

-служебная переписка  таможенных органов

-регламентная отчетная  информация таможенных органов

-транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ ФТС России

В части сроков передачи информации в ЕАИС ФТС России, и в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами может, использоваться следующая классификация:

оперативная информация (данные мониторинга таможенного оформления). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные к контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС ФТС России;

регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетности). Отличительной особенностью данной категории является периодический характер формирования и необходимость получения необходимых данных к определенному нормативными документами сроку;

информация, используемая для формирования официальных статистических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладывается настолько же жестких ограничений, как в предыдущих категориях;

нормативно-справочная информация, которая должна вступать в действие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.

Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеют трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10-15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России.[5]

Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России).

Основными критериями оценки функционирующей ЕАИС являются:

-формирование достоверной  таможенной статистики

-полное взимание всех  таможенных сборов в бюджет

-улучшение эффективности  работы, связанной с осуществлением  таможенных операций и управления, путем оптимизации таможенных технологий

-решение задач таможенной  службы в оперативном режиме

-достигаемое ускорение  процесса таможенного оформления  и контроля

-сокращение временных  и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы

-адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей)

-обеспечение соответствующего  уровня защиты системы и соответственно  ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы

-минимизация времени  стабилизации системы при изменении  нормативно-правовой базы

-полное резервирования  критичных компонентов системы: аппаратной части, программного  обеспечения, коммуникаций и целостности  данных.

2.2 Виды обеспечения  ЕАИС

Виды обеспечения ЕАИС: техническое, информационное, программное, лингвистическое

Исходя из основных принципов построения комплекса технических средств в ЕАИС определяются требования к его структуре, номенклатуре и количеству технических средств сбора, передачи, представления и обработки информации.

Техническое обеспечение ЕАИС.

Техническое обеспечение ЕАИС строится по иерархическому принципу.

На верхнем уровне системы таможенных органов России находится ГНИВЦ. Комплекс его технических средств включает центральные ЭВМ и интеллектуальные терминалы, объединенные в единую вычислительную сеть, а также локальные вычислительные сети (ЛВС) некоторых функциональных управлений ФТС России и технологическую ЛВС ГНИВЦ.

Информационное обеспечение ЕАИС

Информационное обеспечение ЕАИС – совокупность системы классификации и кодирования, системы показателей, унифицированных систем таможенной документации и файлов баз данных. С позиций управления, информационное обеспечение, с одной стороны, представляет собой совокупность информационных систем управления и коммуникационной системы (различного уровня) по сбору, переработке и передаче информации об объектах, с другой – суммарность методов и средств по размещению и организации информации, наличие нормативно-правовой базы – с третьей стороны и специально подготовленный персонал – с четвертой.

Информация о работе Информационное обеспечение Таможенной службы