Информационное обеспечение Таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Информационные системы, их классификация и виды обеспечения………4
1.1 Информационные системы…………………………………………………...4
1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения……………………………...…6
2. Единая автоматизированная информационная система…………………....12
2.1 Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России…………………………………………………………………...12
2.2 Виды обеспечения ЕАИС…………………………………………………..23
3.Информационное обеспечение нормативно-справочной информацией……………………………………………………………………..27
3.1 Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо»………………………………………………………………………….….27
3.2 Внутренний информационный портал ФТС России……………………...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач кошевой.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Информационные системы, их классификация и виды обеспечения………4

1.1 Информационные системы…………………………………………………...4

1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения……………………………...…6

2. Единая автоматизированная информационная система…………………....12

2.1 Единая автоматизированная информационная  система таможенных органов России…………………………………………………………………...12

2.2 Виды обеспечения ЕАИС…………………………………………………..23

3.Информационное обеспечение  нормативно-справочной информацией……………………………………………………………………..27

3.1 Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо»………………………………………………………………………….….27

3.2  Внутренний информационный  портал ФТС России……………………...30

Заключение ………………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.

Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности. Устранение указанных недостатков и создание высокоэффективной таможенной службы, отвечающей как внутренним, так и внешним интересам России, является главной целью модернизации таможенных органов.

Решение задач, возлагаемых на таможенную службу, невозможно без использования мощных информационных систем и технологий. Современные системы автоматизации таможенной деятельности содержат сотни баз данных, обеспечивают хранение и статистическую обработку огромного количества документов. Применение информационных технологий позволяет быстро и качественно выполнить операции таможенного оформления и контроля, обеспечить органы государственного управления и бизнес сообщество информацией о внешнеэкономической деятельности страны. При помощи информационных технологий сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, поступают по каналам связи в электронном виде, а все необходимые проверки в большинстве случаев выполняются автоматически в специальном вычислительном центре. Компьютер становится обязательным атрибутом рабочего места почти каждого таможенника. Это не только позволяет упростить и ускорить для участников внешнеэкономической деятельности процессы таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, но и приведет к существенным структурным преобразованиям в таможне. Естественно, и все участники ВЭД осваивают и должны будут освоить и применять самые современные информационные технологии при оформлении внешнеторговых сделок, международных перевозках и таможенном оформлении товаров.

Данная работа направлена на исследование Информационных систем, технологий и ресурсов в Таможенных органах, нововведения, которые привносят информационные технологии в осуществление Таможенной деятельности.

Актуальность работы обусловлена высокой ролью Информационных систем, технологий, в связи с их частым использованием в Таможенных операциях, которые способствуют развитию и упрощению ведения внешнеэкономической деятельности.

Цель работы - изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле.

1 Информационные системы, их классификация и виды обеспечения. 

1.1 Информационные  системы

Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле. 
В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. 
Также в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». 
Одно из наиболее широких определений ИС дал М.Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».[9] 
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных». 
В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.[7]

 
1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения. 
Классификации информационных систем: 

 

 

 

 



 

 

 



 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 
 


 




 

 

 

 



 


 

 

 

 

 

Классификация по сфере применения. 
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС: 
Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии. 
Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении. 
Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).[10] 
 
 
Виды обеспечения информационных систем. 
1 уровень – техническое обеспечение. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих технических средств. 
2 уровень – информационное обеспечение – совокупность сведений, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования. Основная его часть – автоматизированные банки данных, состоящие из БД, БЗ, САПР и СУ. 
3 уровень – программное обеспечение – совокупность машинных программ, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования. 
4 уровень – организационно-методическое – совокупность документов, устанавливающих состав проектной организации и ее подразделений, связи между ними и их функции, совокупность документов, устанавливающих состав и правила отбора и эксплуатации средств обеспечения автоматизированного проектирования. 
5 уровень – лингвистическое – совокупность языков проектирования, включая термины и определения, правила формализации естественного языка и методы сжатия и развертывания текстов. 
6 уровень – математическое обеспечение – совокупность математических методов, математических моделей и алгоритмов проектирования. 
7 уровень – концептуальное – совокупность универсальных мировоззренческих концепций, отражающих цели развития системы.[10]

 
Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения. 
Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. 
Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. 
Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. 
Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии. 
Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза. 
 
Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. 
Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными. 
Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии таможенного союза. 
Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов таможенного союза. 
Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза. 
Уровень защиты информации, обеспечиваемый программным техническим средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы. 
Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза. 
Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - членов таможенного союза.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Единая автоматизированная информационная система.

2.1 Единая автоматизированная  информационная система таможенных  органов России.

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления. Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов. Только грамотно регламентированная и экономически эффективная организация существующих таможенных процессов в структуре ФТС России может привести к реальной отдаче от внедрения такой корпоративной информационной системы как ЕАИС.[4]

Единая автоматизированная информационная система ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационное взаимодействие между собой и с внешними объектами.

Создание ЕАИС таможенной службы началось в конце 80-х годов. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.88 г. № 203, которым определялось образование Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС.

В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел в систему Государственного таможенного комитета (ГТК) России (правопреемник ГУФТС СМ СССР), и с этого момента ЕАИС рассматривается как уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях управления таможенных органов от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.

Информация о работе Информационное обеспечение Таможенной службы