Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы защиты прав интеллектуальной собственности являются актуальными. Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новые знания, всегда являются одним из факторов увеличения капитала. Как только новое знание становится общедоступным, преимущества правообладателя перед другими исчезают. Поэтому защитить объекты интеллектуальной собственности от чужого посягательства обычными средствами невозможно. Появляются частные фирмы, которые ищут любые способы подделки объектов интеллектуальной собственности и выдают чужие знания за свои. Подобная деятельность способствует распространению на рынке контрафактной продукции. В связи с этим понятно стремление создателей (правообладателей) охранять результаты своей интеллектуальной деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

На первом этапе  должностные лица таможни столкнулись  с определёнными трудностями. Им приходилось работать при отсутствии специально оборудованных помещений, без каких-либо технических средств, устройств для проведения таможенного контроля.

Через 2 года было введено в эксплуатацию здание Центра таможенного оформления товаров, где  находились все участники таможенного оформления - декларанты, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков, что способствовало совершенствованию деятельности таможни.

В результате возросли основные показатели деятельности таможни. Так, если в 1995 году было оформлено 7,5 тысяч ГТД, товарооборот составил почти 105 миллионов долларов США, то в 1997 году уже было оформлено более 12 тысяч деклараций, внешнеторговый оборот возрос почти в два раза и составил 190 млн. долл. США. Пассажиропоток составил 1,5 млн. человек.

В 1998 году из-за экономического кризиса в стране основные показатели деятельности таможни  сократились почти в два раза. Снижение показателей продолжалось до 2001 года, в котором начался  подъем. Уже к 2003 году товарооборот возрос до 900 млн. дол. США, а пассажиропоток – до 4,4 миллионов пассажиров. В этом же году таможня получила новое здание, у должностных лиц появилась возможность использовать в работе современную оргтехнику. 2004 год для таможни был юбилейным. За 10 лет работы таможни товарооборот возрос в 9 раз, пассажиропоток - в 4 раза, количество оформляемых воздушных судов более чем в 2 раза. За этот период существования Домодедовской таможни условия труда должностных лиц значительно улучшились.

К юбилею был  создан музей истории Домодедовской таможни, где выставлены образцы формы сотрудников таможни, образцы погон, значки, нашивки, кокарды времён СССР, задержанные иконы, старинные книги, ценности.

В структуре  таможни были созданы 37 отделов, занимающиеся узкофункциональной деятельностью, один из которых - отдел защиты прав интеллектуальной собственности, занимающийся контролем за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Также были созданы четыре таможенных поста:

1) Аэропорт Домодедово (грузовой),

2) Аэропорт Домодедово (пассажирский),

3) Аэродром Раменское,

4) Аэродром Чкаловский94. (Приложение 10)

Таможенные посты осуществляют свою деятельность на основе общего положения  о таможенных постах, утвержденного  приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965. Приказом ГТК России от 31 января 2003 года № 83 «0 совершенствовании системы таможенного контроля за товарами, транспортными средствами и пассажирами, перемещаемыми авиационным транспортом в Московском регионе с 1 марта 2003 года созданы таможенные посты: Аэропорт Домодедово, Аэродром Раменское и Аэродром Чкаловский.

В связи с  дальнейшим совершенствованием процедуры  таможенного оформления пассажиров таможенный пост Аэропорт Домодедово разделён на 2 таможенных поста: Аэропорт Домодедово (пассажирский) и Аэропорт Домодедово (грузовой).

Таможенный  пост Аэропорт Домодедово (пассажирский) Домодедовской таможни был создан в структуре Домодедовской таможни приказом ГТК России от 19.01.2004 №32 «О совершенствовании системы управления таможенными органами, непосредственно подчинёнными ГТК России» и начал свою деятельность с 01 февраля 2004 года. Регионом деятельности таможенного поста является территория аэропорта «Домодедово».

Сегодня международный  аэропорт «Домодедово» входит в число  наиболее динамично развивающихся  аэропортов не только России, но и Европы и вышел на первое место в стране по всем видам грузовых, международных и внутренних пассажирских перевозок. Около 80 авиакомпаний пользуются услугами Домодедово. Маршрутная сеть аэропорта включает 207 направлений по всему миру. По итогам 2011 года аэропорт «Домодедово» продолжает занимать лидирующую позицию в Московском авиационном узле по пассажирским авиаперевозкам, доля его пассажиропотока от общего трафика по Москве составляет 46%. За 2011 год сотрудниками таможенного поста оформлено около 25,7 млн. человек95.

Основными задачами таможенного поста являются:

1. Осуществление  таможенного контроля и проведение  таможенных операций в отношении  товаров, перемещаемых физическими  лицами через таможенную границу  таможенного союза;

2. Выявление  и пресечение случаев контрабанды  и административных правонарушений в области таможенного дела;

3. Ведение таможенной  статистики;

4. Профессиональная  подготовка и повышение квалификации  должностных лиц отделов специальных  таможенных процедур, таможенного  оформления и таможенного контроля  и обеспечения деятельности склада временного хранения, участие в проведении занятий, проводимых таможней установленным порядком96.

Таможенный  пост Аэродром Раменское Домодедовской таможни проводит таможенный контроль и осуществляет таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых:

- Федеральным Государственным Унитарным Авиационным Предприятием МЧС России в гуманитарных целях;

- для проведения  международных выставок сил вооружения (МВСВ);

- для проведения  международного авиакосмического  салона МАКС97.

Согласно приказу ФТС России от 28 сентября 2010 года №1786 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом» таможенный пост является специализированным таможенным органом, в регион деятельности которого входит воздушный пункт пропуска Аэродром Раменское.

Таможенный  пост Аэродром Чкаловский Домодедовской таможни. Специфика деятельности поста заключается в том, что он расположен на военной авиабазе, выполняющей связующие функции с группами Российских войск расположенными за пределами Российской Федерации и обеспечивающей функционирование комплекса «Байконур».

Основными задачами поста является контроль порядка  совершения отдельных таможенных операций при использовании специального таможенной процедуры перемещения товаров между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории для поддержания боевой готовности и обеспечения повседневной деятельности воинских частей, а также товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс «БАЙКОНУР» и ввозимых с комплекса «БАЙКОНУР» в Российскую Федерацию98.

Таможенный  пост Аэродром Чкаловский осуществляет совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств в зоне деятельности Аэродром Чкаловский, а также товаров и транспортных средств, находящихся в регионе деятельности т/п Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни с применением технологии удаленного выпуска товаров.

Все таможенные посты Домодедовской таможни  включены в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования.

Таким образом, можно сказать, что структурные подразделения Домодедовской таможни имеют следующие особенности:

1) существуют особенные  нормативно-правовые акты, регулирующие  конкретно деятельность каждого  структурного подразделения Домодедовской  таможни;

2) особенные функции, выполняемые  отдельным структурным подразделением Домодедовской таможни, при совершении таможенных операций и таможенного контроля, относящихся к компетенции этого структурного подразделения.

 

 

 

 

2.3 Механизмы защиты  интеллектуальной собственности  в Домодедовской таможне

 

        Отдел защиты прав интеллектуальной собственности (далее – ОЗПИС) является структурным подразделением Домодедовской таможни. ОЗПИС  в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Таможенного союза, Таможенным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации в области обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России,  правовыми актами таможни, а также положением об отделе защиты прав интеллектуальной собственности99.

Отдел защиты прав интеллектуальной собственности функционирует  с 25 июля 2006 года. В отделе работает 5 человек, в том числе две выпускницы Российской таможенной академии.

Отдел занимается контролем за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, объекты авторских и смежных прав), соблюдением участниками ВЭД законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, правильностью принимаемых должностными лицами таможенных постов решений по вопросам соблюдения законодательства в области защиты прав на интеллектуальную собственность.

Организовано  взаимодействие с представителями  правообладателей зарегистрированных товарных знаков, ведется переписка по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, на регулярной основе принимается участие в международных проектах, всероссийских конференциях и семинарах, проводимых ФТС России и правообладателями.

Для должностных  лиц таможенных постов проводятся занятия  по выявлению признаков контрафактной  продукции, взаимодействию с правообладателями.

Активное участие  должностные лица отдела принимают  в осмотрах товаров, содержащих объекты  интеллектуальной собственности, взаимодействуют с экспертами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее - ЦЭКТУ ФТС России), отделами правоохранительного блока, правовым отделом.

Организационное, методическое руководство и контроль деятельности ОЗПИС осуществляет начальник таможни и его заместители, а в части выполнения задач и функций, возложенных на отдел, - заместитель начальника таможни.

       Непосредственное руководство деятельностью  ОЗПИС осуществляет начальник  отдела защиты прав интеллектуальной собственности, который подчиняется заместителю начальника таможни, осуществляющему координацию и контроль деятельности отдела100.

         Работа ОЗПИС строится на основе планов работы таможни и отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы отдела утверждается заместителем начальника таможни.

ОЗПИС решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через соответствующие структурные подразделения таможенных органов во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенных постов.

          Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в отделе осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности ОЗПИС соблюдает требования нормативных и иных правовых актов ФТС России по вопросам соблюдения информационной безопасности. 

Задачами ОЗПИС являются:

1. Организация, координация и контроль деятельности подчиненных таможенных постов по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международными договорами Российской Федерации по направлениям обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности.

2. Контроль соблюдения подчиненными таможенными постами законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при совершении таможенных операций и таможенного контроля, относящихся к компетенции ОЗПИС.

3. Оказание методологической помощи должностным лицам подчиненных таможенных постов по вопросам, входящим в компетенцию ОЗПИС.

4. Участие в разработке, совершенствовании и внедрении передовых технологий совершения таможенных операций и таможенного контроля в части компетенции ОЗПИС101.

Функциями ОЗПИС  являются:

1. Организация,  координация и контроль деятельности  подчиненных таможенных постов  при осуществлении совершения  таможенных операций и таможенного  контроля товаров, содержащих  объекты интеллектуальной собственности.

2. Формирование  досье на объекты интеллектуальной  собственности, внесенные в таможенный  реестр объектов интеллектуальной  собственности.

3. Осуществление  обмена информацией с подразделениями  по защите прав интеллектуальной  собственности других таможен.

4. Осуществление  взаимодействия с другими структурными  подразделениями таможни по вопросам, связанным с делами об административных  правонарушениях, возбужденными  по фактам незаконного использования  объектов интеллектуальной собственности.

5. Обеспечение организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

6. Организация, контроль и методическое сопровождение деятельности таможни по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности.

Информация о работе Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза