Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы защиты прав интеллектуальной собственности являются актуальными. Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новые знания, всегда являются одним из факторов увеличения капитала. Как только новое знание становится общедоступным, преимущества правообладателя перед другими исчезают. Поэтому защитить объекты интеллектуальной собственности от чужого посягательства обычными средствами невозможно. Появляются частные фирмы, которые ищут любые способы подделки объектов интеллектуальной собственности и выдают чужие знания за свои. Подобная деятельность способствует распространению на рынке контрафактной продукции. В связи с этим понятно стремление создателей (правообладателей) охранять результаты своей интеллектуальной деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Сами производители  и МВД России предпринимают жесткие  меры по пресечению оборота фальсифицированной продукции. Так, весной 2011 года в регионах РФ состоялась операция «Контрафакт». В результате проведенных мероприятий были разоблачены и ликвидированы 73 подпольных цеха и закрыты 70 пиратских сайтов, торгующих подделками в сети144.

В настоящее  время "серый" контрафакт, и импортный, и производимый в подпольных цехах в России с использованием китайской и вьетнамской рабочей силы, по разным оценкам, составляет от 30% до 40% торговли в РФ145.

К проблемам, снижающим эффективность борьбы таможенных органов  против  ввоза контрафактной  продукции  на таможенную территорию таможенного союза, относится отсутствие в распоряжении таможенных органов необходимой информации. Для существенного увеличения эффективности защиты прав правообладателей при перемещении через таможенную границу контрафактной продукции необходимо наладить более тесное содействие между таможенными органами и правообладателями. Этому существенно будут способствовать новые информационные технологии   предварительного и электронного декларирования, а также введение обязательного для автомобильных перевозчиков предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах. Т.е. создание единой информационной базы, позволяющей правообладателю еще до пересечения контрафактными товарами границы таможенного союза, уведомлять таможенные органы о возможном нарушении своих прав146.

Вступление  России в ВТО обострило уже  имеющиеся проблемы в сфере интеллектуальной собственности, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности и с необходимостью резкого повышения  конкурентоспособности российской продукции на международном рынке. Все чаще российские правообладатели, в том числе и сама Российская Федерация, сталкиваются за рубежом с нарушением своих исключительных прав. Это касается как патентов и промышленных образцов, так и товарных знаков (например, истории брендов «Чатка», «Столичная», «Московский», «Тархун», «Колокольчик»).

В оборонных  отраслях промышленности, из-за отсутствия в советский период контроля над  выполнением лицензионных соглашений в области производства необеспеченных необходимой правовой защитой вооружений, по оценкам Роспатента Россия ежегодно теряет до 6 млрд. долл. Причинами этого является  отсутствие механизмов реализации прав государства на технологии, которые еще в советское время были переданы по лицензионным соглашениям иностранным государствам, в основном членам СЭВ, а теперь бесконтрольно воспроизводятся и распространяются, в том числе и в третьи страны; недостаточности охраны результатов интеллектуальной деятельности при экспонировании; отсутствия у большинства правообладателей необходимого опыта и достаточных финансовых ресурсов, позволяющих эффективно защищать свои права на внешних рынках147.

Если говорить о деятельности Домодедовской таможни, то одним из актуальных направлений  является защита прав интеллектуальной собственности.

На 2011 год таможней был установлен контрольный показатель № 12 «Количество выявленных контрафактных товаров» в количестве 11 000 единиц контрафактной продукции. По факту было выявлено 14 221 единица, что составляет 129,3% от установленного. Данное количество было выявлено благодаря тесному взаимодействию таможенных постов, правоохранительного блока и отдела защиты прав интеллектуальной собственности.

Таможенными постами (грузовой, Чкаловский, Раменское) принято 21 решение о приостановлении выпуска товаров (из них 2 в соответствии со ст.308 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ (ex officio)) в отношении 26 699 единиц товара. Из них:

- 8 095 единиц  товаров были признаны Арбитражным  судом г.Москвы контрафактными;

- по 4 515 единицам  товаров правообладатель разрешил  ввод указанных товаров в гражданский  оборот;

- по 9 000 единицам  товаров правообладатель дал  разрешение на реэкспорт заявленных  товаров, не допустив поступления  товаров, не предназначенных для российского рынка на территорию Таможенного союза, и в частности территорию Российской Федерации;

- по 1 943 единицам  товаров ответ от правообладателей (их представителей) в таможню  не поступил;

- по 3 146 единицам  товара проводятся проверочные мероприятия.

Таможенным  постом Аэропорт Домодедово (пассажирский) было выявлено 550 единиц товара, маркированного зарегистрированными товарными  знаками. Из них:

- 370 единиц товара (футболки – adidas) были признаны судом контрафактными;

- по 42 единицам  товара (телефоны – Apple, iPhone) получено разрешение правообладателя на ввод данных товаров в гражданский оборот;

- по 93 единицам (телефоны – Apple, iPhone, компьютеры – Apple iPad) ответ от правообладателя (его представителя) в таможню не поступал.

Большинство неуполномоченных импортеров заранее получают разрешения правообладателей (их представителей) на ввоз товаров, маркированных зарегистрированными товарными знаками, и представляют их в таможню до подачи декларации на товары (ДТ). В 2011 году зарегистрировано 209 разрешений правообладателей на 449 312 единиц товаров, была проведена проверка, получено подтверждение правообладателей.

При осуществлении  таможенного контроля за соблюдением  законодательства об интеллектуальной собственности в Домодедовской  таможне относятся следующие проблемные вопросы.

Прежде всего, это взаимодействие с правообладателями:

- затянутое  время ответа на запрос таможни  (до 6 месяцев);

- нелогичное  поведение (сначала поступает  заявление о привлечении импортера  к ответственности за незаконное использование товарного знака, а затем – разрешение на ввод в гражданский оборот);

- бездействие  (отсутствие любой реакции на  информацию таможни);

- отсутствует  заинтересованность при задержании  незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактности;

- неготовность  правообладателей (их представителей) к оперативному обмену информацией  (требуется официальный письменный  запрос по любой возникающей  ситуации, что приводит к затягиванию  сроков работы с товарами);

- при проведении экспертизы на предмет определения признаков контрафактности товаров необходимо провести сравнительный анализ с оригинальными образцами либо иметь информацию об отличительных признаках оригинальной продукции, т.к. некоторые товары, направляемые на экспертизу, не имеют оригинального аналога. Правообладатели не разглашают отличительных признаков своей продукции, которыми могли бы воспользоваться эксперты при проведении экспертизы, а заключения специалистов правообладателя, выданных по результатам  исследований товаров, суды в качестве доказательств не принимают.

Также недостаточная активность со стороны правообладателей (представителей правообладателей), проявляется также в том, что они не информируют таможенные органы о потоках, каналах поставок, местах сокрытия перемещаемой контрафактной продукции. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления и пресечения перемещения поддельной продукции.

Одной из проблем  также является и зона деятельности таможни – аэропорт «Домодедово», аэродром Чкаловский, Раменское, Остафьево. В зоне деятельности зарегистрированы только ряд авиакомпаний и магазины беспошлинной торговли, являющиеся уполномоченными импортерами товаров, включенных в таможенный реестр, соответственно возникает сложность при проведении проверочных мероприятий в отношении выпущенного товара, т.к. места реализации товаров находятся в зоне деятельности иных таможенных органов. Значительная часть проверочных мероприятий (по системе) происходит на основании информации (заявлений), получаемой таможнями от правообладателей и их законных представителей по факту реализации таких товаров в зонах деятельности таможенных органов. В связи, с чем таможня в большей степени ориентирована на выявление товаров, обладающих признаками контрафактных, на этапе таможенного контроля (в рамках контроля после выпуска товаров были выявлены 4 123 единицы товаров, из них – 1 199 единиц товаров (обувь, маркированная товарным знаком «UGG») признаны Арбитражным судом г. Москвы контрафактными).

Проблемой,  встающей перед таможенными органами,  является, также то, что таможенным постом аэропорт Домодедово (пассажирский) задерживаются товары, перемещаемые физическими лицами в личных целях, маркированные зарегистрированными товарными знаками, в том числе включенными в таможенный реестр ФТС России, в незначительном количестве (20-30 единиц), возникают сложности с определением предназначения товара, отнесением к коммерческой партии. Однако, понятие «товарной партии» для данных категорий товаров не определено, что не позволяет принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

При перемещении  товаров, маркированных товарными  знаками, включенными в таможенный реестр ОИС, физическими лицами, являющимися  нерезидентами РФ, невозможно привлечь их к предусмотренной законом ответственности (штраф) ввиду их фактического отсутствия на территории РФ.

Еще одна проблема – отказ правообладателей от подачи заявлений о привлечении участников ВЭД к ответственности за нарушение  авторских прав и прав на товарный знак. После подачи заявлений выдаются разрешительные письма на разовые поставки и работа, проведенная должностными лицами по обращению к правообладателям, не приводит к положительному результату. Примером может послужить отсутствие какой-либо активности со стороны правообладателей российских кондитерских фабрик (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт»). Практически на каждое уведомление о приостановлении выпуска товаров, подозрительных на контрафактные, маркированные товарными знаками этих фирм, поступает ответ, содержащий отказ привлечь нарушителей к административной ответственности.

Серьезная проблема, вызвавшая общественный резонанс, с  которой пришлось столкнуться таможне, - это проблема с реализацией прав авторов на авторское вознаграждение за использование их произведений в личных целях. Указ Президента № 1471 предусматривает выплату авторам вознаграждений, обязанность по уплате возложена на импортеров и производителей оборудования и носителей информации, используемой для записи и воспроизведения произведений. Однако до сих пор Правительством РФ не определен ни перечень товаров, ни порядок взимания сборов, ни их величина.

Множество споров, в том числе и судебных, вызывает ввоз товаров, маркированных зарегистрированными  товарными знаками, неуполномоченными  импортерами без разрешения правообладателя, так называемый «серый импорт».

Возникают проблемы с проведением идентификационных экспертиз экспертами ЦЭКТУ ФТС России на предмет определения признаков контрафактности товаров, т.к. часть товаров, направляемых на экспертизу, не имеет оригинального аналога, с которым необходимо провести сравнительный анализ, т.е. физически не существуют. Кроме того, правообладатели не разглашают отличительных признаков своей продукции, которыми могли бы воспользоваться эксперты  ЦЭКТУ при проведении экспертизы, а на основании заключений специалистов правообладателя, выданных по результатам  исследований товаров, эксперты ЦЭКТУ признаки контрафактности товаров не определяют.

В ряде случаев  лица, перемещающие товар, обладающий признаками контрафактного, отказываются от него, заявляя «ошибочность» поставки, таким образом, возникает отсутствие состава правонарушения т.о. «уходят» от ответственности, так как ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав» предусматривает только «ввоз» контрафактных экземпляров произведений или фонограмм и только «в целях извлечения дохода».

Таким образом, сегодня в борьбе с контрафактом пока не выработано какого-то одного универсального способа. Но в целом, в России из-за размытости формулировок в законодательстве, высокой коррумпированности органов контроля применение предусмотренных законодательством мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности теряет нужный эффект. И эти проблемы нельзя не решать, потому что речь идет о благополучии и здоровье нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интеллектуальная собственность  неразрывно связана с результатами творческой деятельности человека. В этом понятии соединяются интеллектуальная деятельность человека и правовая охрана ее результатов государством. Для лица, чей труд воплощен в охраняемом результате интеллектуальной собственности является исключительным правом, привилегией, предоставляющей ему возможность получить некоторую совокупность материальных и нематериальных благ с помощью продукта своего творчества. Для предпринимателя – это часть имущества, принадлежащие ему нематериальные активы, которые он использует в своей деятельности в целях извлечения прибыли. Для потребителя (физического лица, использующего охраняемый результат интеллектуальной деятельности для личного потребления) интеллектуальная собственность представляется неким нематериальным благом (продуктом чужого труда), которым он пользуется для удовлетворения своих потребностей. Для государства – интеллектуальная собственность – это совокупность интеллектуальной деятельности лиц, нуждающихся в охране своих прав на эти результаты. Государство выступает также одним из правообладателей.

В условиях функционирования Таможенного союза работа в сфере  защиты прав интеллектуальной собственности  и борьбы с контрафактной продукцией поставлена в ряд основных задач  таможенных органов России, Республик  Беларусь и Казахстан. Контрафактная продукция реализуется по демпинговым ценам, стоимость ее значительно ниже выпускаемой самим правообладателем. Такого рода деятельность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности наносит существенный ущерб экономике государств, влияет на коммерческую деятельность добропорядочных представителей бизнеса, провоцирует возникновение недобросовестной конкуренции, влияет на репутацию ряда торговых марок, в том числе и российских, нарушает права потребителей.

Информация о работе Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза