Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы защиты прав интеллектуальной собственности являются актуальными. Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новые знания, всегда являются одним из факторов увеличения капитала. Как только новое знание становится общедоступным, преимущества правообладателя перед другими исчезают. Поэтому защитить объекты интеллектуальной собственности от чужого посягательства обычными средствами невозможно. Появляются частные фирмы, которые ищут любые способы подделки объектов интеллектуальной собственности и выдают чужие знания за свои. Подобная деятельность способствует распространению на рынке контрафактной продукции. В связи с этим понятно стремление создателей (правообладателей) охранять результаты своей интеллектуальной деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Если те же деяния совершены либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном  размере, либо лицом с использованием своего служебного положения, то в данном случае наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Незаконное  использование чужого товарного  знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или  сходных с ними обозначений для  однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило  крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Незаконное  использование предупредительной  маркировки в отношении не зарегистрированного  в Российской Федерации товарного  знака или наименования места  происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило  крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Деяния, совершенные  группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового47.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

По решению  суда, арбитражного суда или судьи единолично контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в истекшем 2011 г. сократилось число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение и хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере48. (Приложение 6)

Статистические  данные указывают на увеличение в 2011 г. количества лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности за незаконные получение  и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. При этом увеличилось число осужденных по дополнительной квалификации (по совокупности с другими, более тяжким преступлением).

Число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности  за контрабанду, в 2011 г. существенно сократилось. Данное обстоятельство обусловлено изменением таможенного законодательства, а также изменениями, внесенными в уголовное законодательство, декриминализацией ряда действий, связанных с контрабандой, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

Контрафактными  являются экземпляры произведения и  фонограммы, изготовление или распространение  которых влечет за собой нарушение  авторских и смежных прав.

Если изобретения, созданные в России и заявленные от имени российских юридических  или физических лиц, первоначально патентуются в других странах, это явится прямым нарушением законодательства по интеллектуальной собственности. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей49.

 

 

1.2 Защита интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза

 

6 октября 2007 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией был подписан договор о создании единой таможенной

территории  и формирования таможенного союза50.

27 ноября 2009 года  был принят Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС). Глава 46 ТК ТС посвящена особенностям совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Федеральная  таможенная служба (далее – ФТС) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности и ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (далее – Единый реестр), порядок которого определяется Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза, подписанного 21 мая 2010 года51. Основными законодательными актами по вопросам перемещения интеллектуальной собственности через таможенную границу таможенного союза является Таможенный кодекс Таможенного Союза, Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации», Соглашение между Правительством РФ, Правительством Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности», Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 № 320-ФЗ, которая вступила в силу 01.01.2008.

Несмотря на определенные существенные правовые различия, наблюдается общий подход государств-участников Таможенного союза к формированию законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Системы охраны и  защиты прав интеллектуальной собственности базируются на признании странами ЕврАзЭС правоустанавливающих международных норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года (с последующими изменениями), правил Договора о патентной кооперации 1970 г., принципов Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС)52.

Стремление  стран на постсоветском пространстве к экономической интеграции и  приведению согласованной внешнеторговой политики привело к образованию  единой таможенной территории, введению общих таможенных тарифов и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Созданное в 2010 г. в рамках ЕврАзЭС единое таможенное пространство на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, по мнению организаторов, должно содействовать дальнейшей межгосударственной экономической интеграции и организации цивилизованных рыночных отношений на территории государств с общей численностью населения более 170 млн человек. Экономический смысл такой интеграции состоит в объединении потенциала национальных экономик в единый производственный и потребительский комплекс. При этом исчезают внутренние таможенные границы. А процедуры таможенного контроля переносятся на внешний периметр Таможенного союза, устраняются торговые барьеры при взаимной торговли товарами национального производства, формируется общая система преференций. Создание единого экономического пространства обусловит восстановление научно-технического и производственного потенциала инновационных предприятий, осваивающих и выпускающих на постсоветском пространстве продукцию с высокой добавленной стоимостью – на основе совместных отраслевых и межотраслевых программ. Такая интеграция будет способствовать в дальнейшем и созданию единой инновационной системы. В перспективе такое межгосударственное экономическое сотрудничество является основой для формирования единого рынка прав на объекты интеллектуальной собственности. В то же время Таможенный союз, являясь субъектом международного права, предопределяет переход стран Таможенного союза к согласованному активному участию в мировой торговле правами интеллектуальной собственности с одновременным формированием единой региональной инновационной системы53.

Введение в  действие Таможенного кодекса Таможенного союза позволит обеспечить единую нормативно-правовую основу для полноценного функционирования хозяйствующих субъектов международного сотрудничества в сфере реализации прав интеллектуальной собственности54.

ТК ТС устанавливает, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:

- физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

- в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования55.

Тем самым создается  система сквозного международного таможенного транзита товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по европейско-азиатскому коридору, связывающему развивающиеся страны Азиатского региона с европейскими государствами56.

Выпуск конкурентоспособной  продукции, развитие высокотехнологического производства в значительной мере определяются введением в гражданский и  хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. В бизнес - сообществе возрастает роль интеллектуальной собственности как инструмента регулирования рынка инноваций57.

Динамика регистрация  товарных знаков за период  2002 – 2011 гг. также характеризуется непрерывным  положительным ростом. (Рисунок 1)

Рисунок 1 – Динамика регистрации товарных знаков в период 2002 – 2011 гг. в странах Таможенного союза

Таможенные  органы государств-членов Таможенного союза ведут свои таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей58.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенные реестры государств-членов таможенного союза, и Единый реестр составляет не более 2 лет со дня включения объектов в реестры. Этот срок может быть продлен неограниченное количество раз, но не более чем на 2 года каждый раз59.

Таможенные  органы наделяются правом приостанавливать выпуск товаров сроком на 10 рабочих дней, в случае обнаружения нарушений прав интеллектуальной собственности. По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза60.

Таможенный  орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления. Кроме того, таможенный орган должен сообщить декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта61.

По истечении  срока приостановления выпуска  товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров  возобновляется и продолжается, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы62.

Правообладатель должен помнить о том, что он несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров, если не будет установлено нарушение прав правообладателя63.

Решение о приостановлении  выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности каждого из государств - членов таможенного союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза;

3) иные случаи определены законодательством государств - членов таможенного союза64.

После отмены решения  о приостановлении выпуска товаров  выпуск таких товаров возобновляется65.

В Таможенном союзе предусмотрено осуществление таможенного контроля в отношении объектов интеллектуальной собственности. Его целями являются:

          1) защита интересов правообладателей;

          2) обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

         3) обеспечение безопасности потребителей товаров66

Информация о работе Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза