Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы защиты прав интеллектуальной собственности являются актуальными. Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новые знания, всегда являются одним из факторов увеличения капитала. Как только новое знание становится общедоступным, преимущества правообладателя перед другими исчезают. Поэтому защитить объекты интеллектуальной собственности от чужого посягательства обычными средствами невозможно. Появляются частные фирмы, которые ищут любые способы подделки объектов интеллектуальной собственности и выдают чужие знания за свои. Подобная деятельность способствует распространению на рынке контрафактной продукции. В связи с этим понятно стремление создателей (правообладателей) охранять результаты своей интеллектуальной деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Анализ мер, применяемых таможенными органами по защите объектов интеллектуальной собственности

 

В течение длительного  времени проблема контрафакта стоит  в нашей стране очень остро. Это обусловлено не только вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, но и необходимостью защиты правообладателей и потребителей.

Таможенные органы, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, в том числе содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Таможенный контроль за перемещением товаров, содержащих интеллектуальную собственность, является ключевым вопросом, так как именно таможенные органы должны обеспечить защиту российского рынка от контрафактной продукции из-за рубежа. Производство и реализация контрафактной продукции в настоящее время очень высоки. В обороте контрафактных товаров зачастую участвуют резиденты нескольких государств. Например, поддельная парфюмерия: жидкость может производиться в одной стране, тара - во второй, розлив и упаковка - в третьей, продажа - в четвертой. Таким образом, таможенному оформлению и таможенному контролю подлежит не сама интеллектуальная собственность как результат интеллектуальной деятельности, а перемещаемый через таможенную границу таможенного союза товар, содержащий объект интеллектуальной собственности128.

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обеспечивает достижение нескольких целей:

  • обеспечение безопасности потребителей товаров;
  • защита интересов правообладателей;

- обеспечение поступлений в государственный бюджет сумм от уплаты таможенных платежей и сборов, так как стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

- выполнение международных обязательств129.

Таможенным  органам отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу таможенного союза. Значительное количество контрафактной продукции поступает в страну с территории Украины, других стран СНГ, Ирана и Китая,  а в приграничных с Россией территориях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псевдофирменную продукцию130.

В результате введения в гражданский оборот контрафактной (фальсифицированной) продукции (услуг) нарушаются права и интересы владельцев объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, знаков обслуживания и др.), наносится ущерб государству и потребителям, который в общем виде может быть классифицирован как:

- ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции;

- ущерб владельцам прав на товарные знаки (правообладателям);

- ущерб экономике государства в виде непоступления таможенных, налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

- ущерб престижу страны;

- подрыв инвестиционного климата131.

Фальсификация - умышленное качественное изменение  продукта с целью выдать товар  более низкого качества за оригинальный132.

Контрафакция - это изготовление, продажа или  способствование незаконному использованию  патента, нарушение авторского права, подделка. К контрафакции относятся, например использование отдельными фирмами на своих товарах обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя, а также литературная подделка, воспроизведение чужого произведения133.

Ввоз и распространение  контрафактной продукции, прежде всего, связаны с занижением таможенной стоимости товаров и фальсификацией количественных и качественных показателей  товаров, влияющих на исчисление таможенных платежей. В настоящее время на внутреннем рынке России находится в обороте с нарушением авторских или патентных прав около 80 % товаров, ввезенных в Россию. Незаконные доходы, получаемые в связи с нарушением исключительных прав, подпитывают преступную среду и способствуют осложнению криминальной ситуации в России134.

Проблема фальсификации  и контрафакта приобрела, национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую  безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области. (Приложение 12)

Производство  и реализация контрафактной и  фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической  безопасности, как России, так и  стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США135.

Перечень товаров  лидирующих по количеству подделок:

1. Одежда и  обувь;

2. Кондитерские изделия и иные продукты питания;

3. Парфюмерия  и косметика, алкогольная и  табачная продукция;

4. CD- и DVD-диски,  кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая  техника;

5. Фармацевтическая  продукция136. (Приложение 13)

При таможенном контроле должностные лица сталкиваются с двумя основными видами контрафактной продукции:

Во-первых, товар может просто имитировать оригинал: в одинаковом цветовом сочетании, одинаковой упаковке, но с разными товарными знаками косметическая продукция, как, например, Dove и Nivea. Оба образца выполнены идентично и лишь различаются словесным написанием товарных знаков, которые принадлежат разным правообладателям. Подделка упаковки и этикетки является для нарушителя одним из самых важных моментов, даже важнее собственно товара. Ведь потребитель не может до покупки изделия оценить его качество без нарушения упаковки, и даже приобретенный товар не всегда можно немедленно проверить (например, косметика). Тем опаснее ввоз подобной продукции и тем важнее не пустить такую продукцию на территорию РФ.

Во-вторых, это может быть легальный товар, но ввозимый на территорию таможенного союза с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности (серый импорт). Это тоже контрафактная продукция, но не с точки зрения качественных характеристик, а с точки зрения незаконного включения в торговый оборот. Основная отличительная особенность такой контрафактной продукции - отсутствие русифицированной этикетки, являющейся в соответствии с российским ГОСТом обязательным условием (допускаются стикеры с переводом). Серый импорт также может иметь неприятные последствия для потребителя. Как правило, серый импорт провозится без прохождения обязательной сертификации, а иногда и помимо таможенного контроля137.

Благодаря совместным усилиям компаний и ФТС России удается снизить объем контрафакта до 3% от всего товара на российском рынке.  По результатам деятельности таможенных органов можно сказать о том, что произошел скачок в количестве выявляемых товаров, обладающих признаками контрафактных. В 2011 году таможенными органами РФ возбуждено свыше 3,9 тысяч уголовных дел, что на 12,3% больше, чем за 2010 год. Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу, составила 16,4 млрд. рублей (за прошлый год – 8,4 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – 611,4 млн. рублей (за прошлый год – 450,5 млн. рублей). Выявлено не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 82,5 млрд. рублей (за прошлый год – 75,3 млрд. рублей).

За 2011 год по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ было возбуждено 944 уголовных дела и 103 дела об административных правонарушениях. Изъято более 430 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 121 кг героина, 21 кг кокаина, 174 кг гашиша, более 37 кг марихуаны138.

По линии  административных расследований за 2011 год таможенные органы возбудили  свыше 60 тысяч дел об административной ответственности. По результатам их рассмотрения назначены штрафы на общую сумму 73,6 млрд. рублей.

Таможенная  служба также постоянно совершенствует защиту прав интеллектуальной собственности. За 2011 год таможенные органы выявили  почти 10 млн. единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего  являются одежда, обувь, алкогольная продукция, кондитерские изделия. Таможенными органами за 2011 год возбуждены 850 дел об административных правонарушениях, из них – 824 дела по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 26 дел по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав)139.

На основании  заявлений правообладателей таможенная служба России ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который на данный момент содержит 2238 объекта, принадлежащих российским и зарубежным компаниям. (Приложение 14)

ФТС России придает  большое значение сотрудничеству с  федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также  с представителями правообладателей. Проводятся заседания совместных рабочих групп с Роспатентом и НП «РусБренд» и другими партнерами. В рамках действующего соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году таможенные органы проводят мероприятия по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики. Таможенные органы выявили более 31 тысяч единиц контрафакта с олимпийской символикой в 75 случаях140.

Реализуется проект сотрудничества в этой области с  Главным таможенным управлением  КНР. Продолжается взаимодействие с  другими иностранными таможенными  службами, а также по линии Таможенного  союза и ЕврАзЭС, Всемирной таможенной организации, Всемирной организации интеллектуальной собственности, АТЭС, ЕС, СНГ.

Контрафактной является продукция, которая используется в хозяйственном обороте с  нарушением прав на любой содержащийся в ней объект права интеллектуальной собственности. Соответственно видам объектов интеллектуальной собственности различают и виды контрафакта:

а) лидирующее место  занимает использование обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированными  торговыми марками. Это касается практически всех видов товаров.

б) с подделкой  торговых марок может соперничать  лишь подделка внешнего вида товаров, то есть незаконное использование дизайнерских решений. Это касается, прежде всего, тех товаров, которые продаются  в основном благодаря своему дизайну: ткани, обои, керамическая плитка, предметы интерьера, предметы роскоши, одежда и т.п.

в) особое место  занимает незаконное использование  аудиовизуальной продукции, книг и  компьютерных программ. В отношении  этого вида контрафакта используется термин "пиратство".

г) в значительно меньшей степени распространено незаконное использование технических решений, запатентованных в качестве изобретений. Это связано с тем, что современные изобретения касаются высокоразвитых технологий, которые трудно воспроизвести141.

Например, согласно мониторингу продаж компьютерных игр, видеофильмов, программного обеспечения и аудиозаписей, были опубликованы данные по 67 странам. По ним, Россия вместе с Китаем, Пакистаном и Украиной вошла в группу мировых лидеров - производителей пиратской продукции (DVD-дисков, CD и др.). Из 2,4 млн. единиц аудиовизуальной продукции, проинспектированной территориальными органами Роспотребнадзора и МВД РФ, изъято из оборота 1 млн. единиц контрафактной продукции на сумму 200 млн. рублей. Органы внутренних дел запретили незаконную деятельность 325 предприятиям, в том числе 10 заводам по производству компакт-дисков. А в целом, согласно экспертам, по объему контрафактной продукции Россия сегодня занимает второе место в мире, уступая только Китаю. Потери российского бюджета от этого ежегодно составляют не менее 30 млрд. рублей142.

Говоря об одежде (это по официальной статистике) 37% брендовой одежды, обуви и аксессуаров, продаваемых в России, приходится на контрафакт, качество, которого варьируется  от действительно приличных копий (которые зачастую продаются по заоблачной цене оригинала в «элитных бутиках» провинциальных городов) до откровенных подделок143.

В Главном управлении экономической безопасности и противодействия  коррупции МВД РФ сообщают, что копируются  не только фирменная одежда. В 15-30% случаях россияне пользуются фальсифицированной парфюмерией, косметикой, бытовой химией и даже употребляют в пищу подделанные продукты питания. В 80 случаях из 100 покупается контрафактные программы для ПК и в 15-20% случаев - изготовленные в кустарных условиях «лицензионные» диски с музыкой и аудиовизуальными произведениями.

По данным исследований Высшей школы экономики, в 2011 году объем российского рынка контрафактной продукции, значительную долю которой составляют одежда, обувь, медикаменты, парфюмерия и алкоголь, достиг $15 млрд. Для сравнения, ежегодная сумма продаж фейка (fake (англ.) - мошенничество, самозванство, «липа», неправда) в мире составляет $600 млрд. или 5-7% от общего оборота розничной торговли.

Согласно данным исследования журнала "Forbes", в восьмерку самых  подделываемых вещей в мире в  прошедшем году вошли: купюра в 50 евро, олимпийская символика Сочи-2014, зажигалки Zippo, швейцарский сыр Emmentaler, Сумки Louis Vuitton, сапоги Ugg, наручные часы Rolex и парфюм Chanel №5. В России статистика имитаций немного отличается: от деятельности брендовых пиратов больше всего страдают производители спортивной одежды (Adidas, Nike и Puma), дизайнерские дома Gucci, Louis Vuitton, Dolce&Gabbana, Roberto Cavalli, Burberry, Armani и Calvin Klein.

Информация о работе Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза