Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время вопросы защиты прав интеллектуальной собственности являются актуальными. Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новые знания, всегда являются одним из факторов увеличения капитала. Как только новое знание становится общедоступным, преимущества правообладателя перед другими исчезают. Поэтому защитить объекты интеллектуальной собственности от чужого посягательства обычными средствами невозможно. Появляются частные фирмы, которые ищут любые способы подделки объектов интеллектуальной собственности и выдают чужие знания за свои. Подобная деятельность способствует распространению на рынке контрафактной продукции. В связи с этим понятно стремление создателей (правообладателей) охранять результаты своей интеллектуальной деятельности1.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Теперь в  соответствии с принципом ex officio если таможня сама видит признаки правонарушения и у нее есть информация о том, что правообладатель или его представитель зарегистрированы или ведут свою деятельность на территории РФ, то может приостановить выпуск по собственному усмотрению. С другой стороны, это подсказка правообладателю - если правообладатель не подал в процессе такого приостановления заявление на включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в дальнейшем такое приостановление не осуществляется. То есть у правообладателя есть возможность один раз воспользоваться правом ex officio.

 

1.3 Правовая основа защиты прав интеллектуальной собственности

 

Все нормативно-правовые акты на территории России в области интеллектуальной собственности определяются актами российского национального законодательства, а также  международными договорами Российской Федерации. (Приложение 7)

Международные договоры Российской Федерации в области интеллектуальной собственности в свою очередь делятся на три группы:

        1) договоры об охране объектов интеллектуальной собственности; 
         2)  договоры о регистрации объектов интеллектуальной собственности; 
         3)   договоры о классификации объектов интеллектуальной собственности.

Договоры об охране объектов интеллектуальной собственности: 
         1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 1883 г.);

        2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Берн, 1886 г.);

        3) Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 1891 г.);

4) Всемирная  конвенция об авторском праве  (Женева, 1952 г.), пересмотренная в  Париже 24 июля 1971 г.;

5) Римская конвенция об охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.);

6) Международная  конвенция по охране сортов  растений (1961 г.); 
         7) Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм (Женева, 1971 г.); 
         8) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.);

9) Найробийский  договор об охране олимпийского  символа (Найроби, 1981 г.);

         10) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (1994 г.);

11) Договор о  законах по товарным знакам (Женева,1994 г.);

12) Договор ВОИС  по авторскому праву (1996 г.);

13) Договор ВОИС  по исполнениям и фонограммам  (1996 г.);

14) Договор о  патентном праве (2000 г.);

15) Сингапурский  договор о законах по товарным  знакам (2006 г.).

Договоры о регистрации объектов интеллектуальной собственности: 
          1) Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 1891 г.) и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков (Мадрид, 1989 г.);

          2) Гаагское соглашение о международной  регистрации промышленных образцов (Гаага, 1925 г., пересмотрено в 1967 г. );

3) Лиссабонское  соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации (1958 г.);

4) Договор о  патентной кооперации (РСТ) (Вашингтон, 1970 г.); 
          5) Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (Будапешт, 1977 г.). 
        Договоры о классификации объектов интеллектуальной собственности: 
          1)      Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (Ницца, 1957 г.);

2) Локарнское  соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов (1968 г.);

3) Страсбургское  соглашение о Международной патентной  классификации (МПК)  (1971 г.);

         4)      Венское соглашение  об учреждении Международной  классификации изобразительных  элементов знаков (1973 г.).

Защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная при ООН в 1967 году.

ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных  соглашений и модернизации национальных законодательств, способствует административному сотрудничеству между странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. При ВОИС действует центр по арбитражу и посредничеству. С 1999 года ВОИС предоставляет услуги по урегулированию споров, которые возникают при регистрации и использовании наиболее распространенных типичных названий доменов в Интернете (.com, .net, .org). ВОИС осуществляет управление 21 соглашением, которые охватывают основные аспекты интеллектуальной собственности.

Национальное  законодательство России. В Конституции РФ исключительным правам посвящена фраза ч.1 ст. 44. Конституционная норма гласит, что интеллектуальная собственность охраняется законом83. Эта норма предписывает установить правовую охрану объектов, относящихся к праву интеллектуальной собственности. При этом такая правовая охрана должна быть установлена на уровне закона. Конституционная норма не определяет круг объектов интеллектуальных прав: число таких объектов может быть различным. Не определяет конституционная норма и вопроса о том, должна ли интеллектуальная собственность охраняться одним законом или это может быть ряд законов.

В соответствии с Конституцией РФ законы могут применяться как самой Российской Федерацией, так и субъектами РФ. Законодательство по интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации84. Следовательно, законы, охраняющие интеллектуальную собственность, должны приниматься на федеральном уровне.

Основным источником права интеллектуальной собственности  является Гражданский кодекс Российский Федерации, и прежде всего часть четвертая, принятая в 2006 г. и вступившая в силу с 1 января 2008 г. Часть четвертая ГК РФ состоит из девяти глав:

1) глава 69 «Общие  положения»;

2) глава 70 «Авторское  право»;

3) глава 71 «Права, смежные с авторскими»;

4) глава 72 «Патентное  право»;

5) глава 73 «Право  на селекционное достижение»;

6) глава 74 «Право  на топологии интегральных микросхем»;

7) глава 75 «Право  на секрет производства (ноу-хау)»;

8) глава 76 «Права  на средства индивидуализации  юридических лиц, товаров, работ,  услуг и предприятий»;

9) глава 77 «право  использования результатов интеллектуальной  деятельности в составе единой технологии».

Часть четвертая  ГК РФ в настоящее время включает 327 статей (всего в четырех частях ГК РФ 1550 статей). Нормы, относящиеся к интеллектуальным правам, содержаться и в других частях ГК РФ.

Интеллектуальные  права определяются также и подзаконными нормативными актами: постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами.

Большое значение для понимания и применения норм, относящихся к интеллектуальным правам, имеют арбитражно-судебные решения. К ним относятся постановления и определения Конституционного суда РФ, постановления Пленумов Верховного суда РФ (далее – ВС РФ) и Высшего арбитражного суда РФ (далее - ВАС РФ), определения ВС РФ, постановления и информационные письма Президиума ВАС РФ.

Одним из инструментов таможенного  контроля по защите интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС), который ведется ФТС на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности. По состоянию на 2012 г. ТРОИС содержит почти 2389 объекта интеллектуальной собственности. По товар ной структуре в основном это алкогольная продукция, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь, аксессуары, средства парфюмерии, бытовая химия, продукты питания. Около 50% общего объема товарных знаков, включенных в ТРОИС, - это товарные знаки, которые принадлежат российским правообладателям. Значительная доля, конечно, приходится на отечественные производственные предприятия - кондитерские фабрики и предприятия, производящие различный ассортимент продукции от шарикоподшипников и автозапчастей до грузовых автомобилей.85

Таким образом, можно  сказать, что интеллектуальная собственность неразрывно связана с результатами творческой деятельности человека. В этом понятии соединяются интеллектуальная деятельность человека и правовая охрана ее результатов государством. Для лица, чей труд воплощен в охраняемом результате интеллектуальной собственности является исключительным правом, привилегией, предоставляющей ему возможность получить некоторую совокупность материальных и нематериальных благ с помощью продукта своего творчества. Для предпринимателя – это часть имущества, принадлежащие ему нематериальные активы, которые он использует в своей деятельности в целях извлечения прибыли. Для потребителя (физического лица, использующего охраняемый результат интеллектуальной деятельности для личного потребления) интеллектуальная собственность представляется неким нематериальным благом (продуктом чужого труда), которым он пользуется для удовлетворения своих потребностей. Для государства – интеллектуальная собственность – это совокупность интеллектуальной деятельности лиц, нуждающихся в охране своих прав на эти результаты. Государство выступает также одним из правообладателей.

В условиях функционирования Таможенного союза работа в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией поставлена в ряд основных задач таможенных органов России, Республик Беларусь и Казахстан. Контрафактная продукция реализуется по демпинговым ценам, стоимость ее значительно ниже выпускаемой самим правообладателем. Такого рода деятельность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности наносит существенный ущерб экономике государств, влияет на коммерческую деятельность добропорядочных представителей бизнеса, провоцирует возникновение недобросовестной конкуренции, влияет на репутацию ряда торговых марок, в том числе и российских, нарушает права потребителей.

Защита прав интеллектуальной собственности и борьба с контрафактной продукцией возрастает в связи с переносом с 1 июля 2011 года контрольных функций на внешние границы Таможенного союза в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусском и в пунктах пропуска на российско-казахстанском участках государственной границы. Иными словами, российские таможенные органы прекратят совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств третьих стран, следующих на территорию Российской Федерации на российско-казахстанском участке границе. Именно поэтому от успешного взаимодействия таможенных служб - стран Таможенного союза зависит успешное состояние работы по защите прав интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДОМОДЕДОВСКОЙ ТАМОЖНЕ

 

2.1 Домодедовская таможня в структуре ФТС России

 

Федеральная таможенная служба, как субъект бюджетного планирования, является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим, в соответствии с законодательством  Российской Федерации, свои полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями86.

ФТС России реализует  свои полномочия и функции на основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, Таможенного кодекса  таможенного союза, других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, а также Положения о Федеральной таможенной службе.

Деятельность  ФТС России, в рамках установленных  полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических  задач. Стратегические цели и тактические  задачи                     ФТС России определены с учетом поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации, а также целями и задачами, отраженными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Стратегические  цели:

1. Повышение  уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

2. Повышение  качества предоставления услуг  таможенными органами, сокращение  издержек участников внешнеэкономической  деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

3. Выявление  и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции  и иных товаров, запрещенных  к ввозу в Российскую Федерацию,  а также товаров, предметов  и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен87.

Информация о работе Анализ практики защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного Союза