Администрирование в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:22, научная работа

Краткое описание

Цель практики заключается в теоретическом обосновании модели таможенного администрирования в рамках институциональной теории, позволяющей интенсифицировать международные интеграционные процессы, кроме этого обосновать значимость принципа «единое окно».
Основные задачи:
выявить институциональные особенности таможенного администрирования;
проанализировать направления, этапы экономической интеграции Российской Федерации
обосновать роль и место таможенного администрирования в интеграционных процессах;
выявить недостатки сложившейся системы таможенного администрирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………….6
Суть таможенного администрирования……………………………………...6
1.2 Основные направления совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах………………………..7
ГЛАВА 2 ПРИНЦИП «ЕДИНОЕ ОКНО»……………………………………….9
2.1 «Единое окно", как фактор ускоренной интеграции внутри Таможенного союза……………………………………………………………………………….9
2.2 Технология «единого окна»…………………………………………………12
ГЛАВА 3 ВЫГОДЫ ОТ СОЗДАНИЯ "ЕДИНОГО ОКНА"…………………..15
3.1 Выгоды для торговли………………………………………………………..15
3.2 Выгоды для государства…………………………………………………….15
ГЛАВА 4 ПРИМРЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ "ЕДИНЫХ ОКОН»……………...17
4.1 Маврикийский механизм……………………………………………………17
4.2 Шведский механизм…………………………………………………………17
4.3 Нидерландский механизм…………………………………………………...19
ГЛАВА 5 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ……………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

nir.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

Одним из путей решения указанной проблемы является создание механизма "единого окна", за счет которого торговую информацию и/или документы можно представлять только один раз с использованием единого пропускного канала. Это позволит ускорить и упростить информационные потоки между трейдерами и государственными органами, улучшить доступность информации, и наладить обмен данными между государственными системами, что даст выигрыш всем сторонам, участвующим в трансграничной торговле.

Применение данного механизма может повлечь за собой повышение результативности и эффективности официальных мер контроля и сокращение издержек как для государственных органов, так и для торговых предприятий.

Идея единого окна подразумевает интеграцию баз данных всех субъектов, автоматизацию и унификацию процессов выдачи и учёта всех разрешений на основе IT технологий. Таким образом, "единое окно" подразумевает практическое применение концепции упрощения процедур торговли и может принести незамедлительные выгоды всем членам торгового сообщества Таможенного союза [10].

В Рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН отмечено, концепция "единого окна"  подразумевает механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.

Хотя существует множество возможных подходов к созданию "единого окна", в результате обзора различных ныне действующих или разрабатываемых систем, проведенного Рабочей группой по процедурам международной торговли (РГПМТ/ГТД 15) СЕФАКТ ООН, были выделены три основные модели. Однако , прежде чем рассматривать эти модели, важно указать следующее:

  1. хотя многие деловые операции и торговая практика являются общими для всех стран, каждая страна также имеет свои собственные специфические требования и условия;
  2. "единое окно" предполагает сотрудничество между участвующими государственными органами и учреждениями и торговыми кругами;
  3. "единое окно" вовсе не обязательно требует внедрения и применения самой передовой информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), хотя, если правительства изыщут и возьмут на вооружение соответствующие ИКТ технологии для использования в рамках "единого окна", это во многих случаях может усилить эффективность упрощения процедур торговли.

Тремя основными моделями для механизма "единого окна" являются:

а) Единый орган, который получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке. Например, в рамках шведского механизма "единого окна" таможня выполняет отдельные задачи от имени некоторых органов (главным образом для Национального налогового управления (НДС по импорту), Статистического управления Швеции (торговая статистика), Совета по сельскому хозяйству Швеции и Национального совета по торговле (лицензирование импорта)).

б) Единая автоматизированная система для сбора и распространения информации (государственная или частная), в рамках которой интегрированы процессы электронного сбора, использования и распространения (и хранения) данных, касающихся трансграничной торговли. Например, в Соединенных Штатах разработана программа, в соответствии с которой участники ВЭД могут представлять стандартные данные только один раз, а система обрабатывает и препровождает эти данные учреждениям, заинтересованным в той или иной сделке. Существуют различные возможности:

    • интегрированная система: обработка в рамках системы;
    • интерфейсная система (децентрализованная): данные направляются соответствующему учреждению для обработки;
    • комбинация 1 и 2.

в) Автоматизированная информационно-операционная система, где участник ВЭД может представлять электронные торговые декларации органам для обработки и подтверждения методом однократной записи.

При этом подходе подтверждения передаются в электронном виде от государственных органов на компьютер участника ВЭД. Такая система используется в Сингапуре и Маврикии. Кроме того, в сингапурской системе сборы, налоги и пошлины исчисляются автоматически и списываются с банковских счетов торговых предприятий. В контексте создания подобного рода системы следует учитывать фактор использования основного набора данных, включающего в себя конкретные идентификационные параметры, которые заблаговременно в предварительном порядке определены и апробированы для всех соответствующих операций [4].

2.2 Технология «единого окна»

Сегодня невозможно представить одну систему, охватывающую и объединяющую в общем коммуникационном пространстве все хозяйствующие субъекты и все контролирующие органы. Создание такой системы по инициативе сверху обошлось бы слишком дорого и скорее всего стало бы нерешенной задачей IТ-индустрии, поглощающей финансовые ресурсы и не приносящим практических результатов.

Никто, впрочем, и не пытается построить такую систему. Развитие идет по привычному пути "лоскутной" автоматизации - создаются относительно небольшие системы документооборота на ведомственном или региональном уровне. Но уже на этом этапе надо задуматься о наделении этих систем такими качествами, чтобы в будущем их можно было интегрировать в глобальную систему электронного правительства.

Решение заложено в технологии «единого окна», которая позволяет предприятию отчитываться перед всеми государственными органами через одну систему, получая полное обслуживание по всем вопросам у своего оператора (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – технология «единого окна».

Эта технология, несомненно, более эффективна и удобна, нежели та, что требует передавать отчетность через разные системы и разных операторов в зависимости от того, с каким государственным органом приходится иметь дело

Каждый оператор имеет информацию обо всех абонентах, с которыми он вступает в непосредственное взаимодействие. Поэтому, получая определенный пакет документов, он может определить, является ли адресатом этого пакета один из его клиентов. Если да, то оператор доставляет пакет по адресу. Если нет, то передает оператору, обслуживающему данного абонента. Этот простой принцип мы называем роумингом [7].

Благодаря роумингу интеграция созданных различными операторами расширяемых систем оказывается вполне посильной задачей. Для конечного пользователя системы появление роуминговых отношений между операторами не влечет за собой необходимости приложения каких-либо дополнительных усилий. Абонент направляет все данные в единое окно, которым является для него обслуживающий данного абонента сервер документооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ВЫГОДЫ ОТ СОЗДАНИЯ "ЕДИНОГО ОКНА"

 

3.1 Выгоды для торговли

Главное преимущество для торговли заключается в том, что "единое окно" обеспечивает трейдеру единый канал для одноразового представления всей нужной документации и информации всем государственным учреждениям, которые имеют отношение к импортным, экспортным и транзитным операциям.

Так как "единое окно" позволяет государственным органам точно и быстро обрабатывать документы и информацию , а также взимать сборы, трейдеры должны выигрывать от ускорения таможенной очистки и последующего получения разрешения на отгрузку их товаров, за счет чего сокращаются сроки поставки. Помимо этого, увеличение транспарентности может привести  к сокращению возможностей для коррупции как в частном секторе, так и государственном.

Кроме того, "единое окно" может выступить в качестве координационного механизма для доступа к свежей информации о текущих торговых правилах. За счет этого могут снизиться административные издержки, которые связаны с осуществлением торговых операций. 

 
3.1 Выгоды для государства

Механизм "единого окна" позволяет усовершенствовать существующие государственные системы и процессы при одновременном стимулировании простых и более открытых методов функционирования государственных органов и их работы с предприятиями. Можно создать более эффективные системы для более точного и ускоренного апробирования и использования этой информации среди всех государственных учреждений. Кроме того это может привести к сотрудничеству и координации между государственными органами, которые имеют отношение к деятельности в области торговли.

За счет механизма "единого окна", который обеспечивает систематический сбор всех данных, можно улучшить процесс управления рисками в контрольно-исполнительных целях, что позволит повысить безопасность и эффективность торговых процедур.

Кроме того, внедрение соответствующей системы платежей в рамках "единого окна" обеспечит четкие и быстрые выплаты государственным учреждениям и органам, которым причитаются пошлин и других сборов. "Единое окно" предполагает представление свежей информации о тарифных ставках и о других нормативно-правовых и процедурных требованиях. Благодаря этому можно сократить непреднамеренные ошибки и повысить степень соблюдения трейдерами установленных условий.

В дополнение к этому, за счет сборов и согласований необходимой информации и торговой документации механизм "единого окна" повлечет за собой экономию финансовых и людских ресурсов, что позволит правительствам переориентировать ресурсы, которые ранее использовались для решения на выполнение более важных и актуальных функций, административных задач [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ПРИМРЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ "ЕДИНЫХ ОКОН"

 

4.1 Маврикийский  механизм

"Единое окно" на Маврикии позволяет осуществлять  представление таможенных деклараций, их обработку и обратное препровождение  с помощью электронных средств через систему "ТрейдНет". Данная система представляет собой  сетевое приложение, которое обеспечивает возможность электронной передачи документов между сторонами, имеющих отношение к импортным и экспортным грузам. В будущем к системе "ТрейдНет" будут также подключены банки, чтобы производить электронные выплаты пошлин и налогов через Общемаврикийскую автоматизированную систему клиринга и расчетов (ОМАСКР) Банка Маврикия.

Кроме того, сеть "ТрейдНет"  позволила Департаменту по таможенным пошлинам и акцизным сборам осуществить крупный проект компьютеризации операций за счет внедрения системы таможенного регулирования (СТР), работающей в увязке с "ТрейдНет" в области обработки, регистрации и визирования таможенных деклараций.

Согласно оценкам, использование системы "ТрейдНет" позволило уменьшить среднее время таможенной очистки товаров приблизительно с 4 часов до 15 минут для неспорных деклараций, при этом ориентировочный размер экономии средств составляет около 1% ВВП.

Важное значение имеет тот факт, что данный проект является самофинансирующимся, который позволяет получать достаточный объем средств для осуществления дальнейших инвестиций в области электронного управления в рамках страны.

 

4.2 Шведский механизм

Шведский механизм "единого окна", известный как "Виртуальная таможенная служба" (ВТС), который предусматривает возможность представления с помощью электронных средств таможенных деклараций и заявок на получение импортных и экспортных лицензий. Он может быть дополнительно состыкован с системой деловых операций трейдера и позволяет автоматически обновлять информацию, хранимую в системе, с учетом измененийставок пошлин, тарифных кодов и обменных курсов.

"Единое окно" охватывает все регулирующие  положения, которые касаются торговли, и позволяет торговым предприятиям автоматически получать обновленные данные о происходящих изменениях через Интернет и/или SMS-услуги. Помимо этого, ВТС обеспечивает интерактивные учебные курсы и возможность создания персональных виртуальных таможенных офисов, где будут зарегистрированы все процедуры и данные, которые каждый трейдер использует и считает актуальными в контексте своих потребностей.

Экспортные и импортные декларации могут обрабатываться через Интернет и с помощью ЭДИФАКТ ООН. Все услуги сгруппированы на единой вебстранице ВТС. На сегодняшний день предлагается свыше 150 электронных услуг. Информация и процедуры, касающиеся ВТС, представлены на 10 языках.

Информация, которая получена от трейдеров, свидетельствует о том, что 80% из них считают, что виртуальная таможенная служба позволяет экономить время, 54% сообщили, что она позволяет сберегать денежные средства, 72% полагают, что они могут действовать с более высокой степенью гибкости, и 65% указывают, что оперативность и качество обслуживания повысились.

Одновременно таможенные органы получили возможность повысить эффективность внутренних процедур, сократить расходы, переориентировать имеющиеся ресурсы для осуществления основной деятельности. 
Система "единого окна" постоянно совершенствуется в ходе проведения политики шведского правительства, которая имет открытый характер и ориентирована на укрепление связей с населением и деловыми кругами. Таможенные органы наряду с другими организациями-партнерами развивают эту систему на основе удовлетворения потребностей и запросов национальных и внешних сторон.

Информация о работе Администрирование в таможенной сфере