Администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5
2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 81.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность государственных и муниципальных финансов 5

2. Место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе……………………………………………………………………………24

Заключение 36

Список использованной литературы 37

 

 

 

Введение

 

Радикальные преобразования, происходящие в экономике  и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного  использования финансов в интересах  развития страны, ее регионов и муниципальных  образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей  усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью  высоких экономических и социально  значимых результатов.

По мере развития рыночного хозяйства в  России возникают и обостряются  социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Государственное регулирование  способно поддержать социально-экономическую  стабильность современной рыночной экономики с ее сложными связями  и тесной взаимозависимостью отдельных  сфер.

Большое значение придается развитию системы  налогообложения, построению налоговой  системы, адекватной требованиям развития национальной экономики.

Объективной необходимостью является оценка долгосрочных последствий проведения реформ в  бюджетно-налоговой сфере как  с точки зрения повышения эффективности механизмов формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, так и с позиции их влияния на национальную экономику. Следует обеспечить непротиворечивость целей реформы в сфере государственных и муниципальных финансов, теоретических концептуальных подходов к ее проведению и мероприятий по ее реализации.

В этой связи  все большее значение приобретают  разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические процессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения РФ.

Для решения  данной задачи необходимо разрабатывать  перспективы развития государственных  и муниципальных финансов, оценивать  их соответствие современным требованиям  развития РФ, обоснованность выбора направлений  и механизмов государственного финансового  регулирования социально-экономических  процессов в условиях проведения широкомасштабных реформ в нашей  стране и высокого уровня ее зависимости  от внешних факторов.

 

 

 

1. Сущность государственных и муниципальных финансов

 

Экономические категории, такие как товар, стоимость, цена, кредит, финансы, функционируют  в любом обществе.

Финансы – объективная экономическая  категория, связанная с закономерностями развития материального производства. Финансы – исторически сложившаяся  экономическая категория.

Термин  «финансы» (от латинского слова finantia – платеж) первоначально означал завершение расчета (платежа) в денежных отношениях между населением и государством. По мере развития общества термин «финансы» начинает употребляться применительно к совокупности денежных отношений, связанных с системой государственных доходов и расходов. Исторический характер категории означает, что до какого-то периода ее не было, затем идет стадия ее возникновения, развития, изменения во времени. Общепризнанным является положение о возникновении финансов в период распада первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого в связи с возникновением государства и развитием товарно-денежного хозяйства. Другими словами, существуют объективные предпосылки функционирования финансов в любом обществе.

Методологической  основой для понимания сущности финансов, особенностей их функционирования служит экономическое учение о товарно-денежных отношениях, о расширенном воспроизводстве  и функциях государства.

Финансы – важная составная часть всей системы товарно-денежных отношений. В условиях перехода к товарно-рыночным отношениям объективной необходимостью является обеспечение четкого взаимодействия финансов со всеми другими элементами этих отношений. А для этого надо ясно понимать теоретические и методологические основы механизма действия всей совокупности товарно-денежных отношений и прослеживать их качественные изменения.

Общими  предпосылками существования товарно-денежных отношений при разных способах производства являются общественное разделение труда  и экономическое обособление  товаропроизводителей. Товарно-денежные отношения в обществе – это  экономические отношения людей, при которых продукты труда производятся как товар и поступают к  потребителю через рынок; обмен  товарами на рынке осуществляется посредством  денег в соответствии с общественно  необходимыми затратами труда на производство обмениваемых товаров  и соотношением спроса и предложения. Важно подчеркнуть, что в каждой общественной формации товарное производство и свойственные ему стоимостные  формы выражают производственные отношения, присущие данному способу производства. По существу, все стоимостные категории  являются формами проявления товарно-денежных отношений.

Роль  и значение товарно-денежных отношений  в условиях перехода к рынку усиливаются. Рынок выступает как цивилизованная система реализации материальных благ на основе купли-продажи с учетом эквивалентного обмена и действия экономических  законов.

Рынок –  категория многоплановая и может  быть рассмотрена с различных  точек зрения. Чаще всего рынок  трактуется как совокупность отношений  свободного обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями.

Только  рынок способен отразить реальную пропорциональность между спросом и предложением на товары и услуги. Важна роль рынка  и в том, что он способен признать общественную значимость продукта. Переход  к рынку создает реальную возможность  использовать стоимостные формы  в качестве действенных экономических  рычагов и стимулов повышения  эффективности производства. В числе  экономических инструментов регулирования  рыночного хозяйства важная роль отводится финансам.

Вторым  важным условием, определяющим объективную  необходимость финансов, является действие закона стоимости, который не может  не быть там, где есть товарное производство. Закон стоимости – это закон  товарного производства, выражающий объективную потребность производства и обмена на пропорции, отражающие общественно  необходимые затраты труда. Стоимость  – форма выражения этих затрат на основе сведения конкретных видов  труда к простому, способ регулирования отношений между товаропроизводителями в процессе обмена деятельностью. Сам по себе закон стоимости выражает равенство критериев, на основе которых строятся отношения товаропроизводителей, означает эквивалентность обмена деятельностью между ними.

Финансы возникли одновременно с появлением государства, и они существуют постольку, поскольку без них невозможно выполнение государством своих функций. Никакая другая экономическая категория  не имеет такой тесной связи с  наличием государства, как финансы.

Нам представляется, что необходимо различать основу экономических отношений, социально-экономическую  характеристику категории, ее специфические  свойства, роль в общественном воспроизводстве  и формы проявления. Под основой  экономических отношений следует  понимать ту базу, на которой развертываются экономические отношения. Такой  основой финансовых отношений является действие экономических законов, которые  регулируют отношения в процессе воспроизводства. Совершенно справедливо, на наш взгляд, выглядят утверждения  некоторых ученых, считающих, что  именно общественные условия (потребности), а не сама по себе деятельность государства  служат основой существования финансовых отношений.1 Вместе с этим это ни в коей мере не отрицает тесной взаимосвязи финансов и государства. Несомненно одно: без организованной системы денежных отношений государство не может выполнять свои функции и удовлетворять общественные потребности. Исходя из этого, существование и функционирование государства предопределяет объективную необходимость использования распределительных отношений, обеспечивающих формирование фондов финансовых ресурсов, требующихся для развития экономики, содержания социальной сферы, органов власти и управления, для охраны правопорядка и обеспечения обороноспособности страны. Действительно, государство регулирует, формирует, развивает экономические отношения, может влиять на них путем проведения активной финансово-бюджетной политики, но оно не может изменить сути объективно функционирующих финансовых отношений.

С переходом  к рыночным отношениям неизбежны  коренные изменения в экономической  структуре общества, в том числе  и в сфере финансовых отношений. Вполне закономерными можно считать  расхождения во взглядах между экономистами, учеными по вопросам содержания, роли и конкретных форм использования  финансов. В силу подвижности финансовых отношений их трактовки подвергаются постоянным уточнениям, дополнениям  к ранее высказанным общим  доводам.

Дискуссия по поводу сущности финансов имеет  солидный стаж и изложена достаточно четко и предметно в экономической  литературе.

Сущность  финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами  одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных  для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  и перераспределение национального  дохода, связанное:

- с межотраслевым  и территориальным перераспределением  средств в интересах наиболее  эффективного и рационального  использования доходов и накоплений  предприятий и организаций;

- наличием  наряду с производственной непроизводственной  сферы, в которой национальный  доход не создается;

- перераспределением  доходов между различными социальными  группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним  относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные  доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального  дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего, между  размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики, в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения.

Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов  предприятий и организаций в  улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция: будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная  функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства, ускорение  научно-технического прогресса, всемерное  улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Информация о работе Администрирование