Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

2. Разведывательные, описательные  и аналитико-экспериментальные исследования. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное  или пилотажное исследование - это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но оно имеет упрощенную программу и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).

Описательное исследование - более сложный вид конкретно-социологического исследования. Его цель - получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом объекте и его структурных элементах. Данное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе уже апробированного инструментария.

Аналитическое исследование - наиболее углубленный вид конкретно-социологического исследования. Цель данного исследования - не только описание структуры изучаемого социального явления, но и определение тех факторов, которые обусловливают его основные количественные и качественные параметры, его характер и специфику.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 11

 

1. Структурный функционализм  Т. Парсонса. Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. 

Исходное место в теориях  Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия. 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1) Общество рассматривается  как система;

2) Процессы системы рассматриваются  с точки зрения взаимосвязанности  ее частей;

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Основные положения:

1) Общество рассматривается как  система;

2) Процессы системы рассматриваются  с точки зрения взаимосвязанности  ее частей;

3) Подобно организму система  считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Недостатки теории.

Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал;

У Парсонса нет развития, эволюции. Позднее он попытался исправить  этот недостаток, но времени для основательной проработки вопроса было уже недостаточно;

Парсонс ограничил функции социальных подсистем четырьмя, которых, по его  мнению, было достаточно для выживания  системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существования других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.

 

2. Социальная стратификация  общества. Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж.

Социальная стратификация  общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении  и выполняемых функциях.

Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 12

 

1. Конфликтология Р. Дарендорфа и Л. Козера. Льюис Козер американский социолог, представитель критической социологии. Активный критик структурно-функционального анализа в 50-х гг., он способствовал смене научной парадигмы в понимании общества. Представлению об обществе как упорядоченной и гармонично функционирующей системе Козер противопоставил концепцию социальных изменений, в которой центральное место занимают конфликты.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

  • ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
  • неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
  • уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
  • дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремится к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
  • материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями  социального конфликта являются:

  • конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
  • он играет коммуникативно-информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга (в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров);
  • конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
  • он снимает синдром покорности, стимулирует активность людей;
  • он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
  • развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход (конфликт как выхлопной клапан);
  • конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел);
  • конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов, т.е. функция нормотворчества).

Р. Дарендорф, немецкий социолог и философ, сделал следующий шаг  в разработке конфликтной модели общества. Если Л. Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предлагал совершить галилеевский переворот в мышлении социологов: окончательно отказаться от позитивистской методологии в форме структурно-функционального анализа.

Он считал необходимым  анализировать системы в состоянии  их непрерывного изменения. Эти изменения  происходят естественно и постоянно, если только какая-то сила их не задерживает. Социальные изменения могут приобретать различные формы, в том числе и конфликтные. Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами.

Вслед за Марксом Дарендорф  кладет в основу своей концепции, портрет социальной реальности с  такими определяющими чертами:

- социальные системы находятся в постоянном состоянии конфликтности;

- конфликтующие интересы  сосредотачиваются на оппозиционных  полюсах и сказываются на социальной  структуре; 

- противоречивость интересов  является следствием разделения  властей, деления на властвующих и подвластных;

- существует тенденция  к поляризации интересов; 

- диалектичность конфликтности  заключается в том, что решение  одного конфликта создает почву  для следующего, порождает новое  противостояние;

- социальные изменения  присущие любой системе, существует определенная цикличность конфликтных противостояний.

Подавление конфликта исторически  всегда предпочиталось властвующими силами, хотя практика свидетельствует о  негативных последствиях такого решения. Пропорционально стремлению подавить конфликт растет его злокачественность. Кроме того, насилие порождает рост сопротивления и эскалацию насильственных действий, в конечном счете, аккумулирует энергию, которая порождает социальную революцию. В свою очередь революция высвобождает из-под социального контроля энергию насилия, которая оказывает на общество разрушительное действие. Метод подавления не может использоваться как единственное средство решения проблемы, поскольку приводит к накоплению потенциала разрушительных сил.

Второй способ отмена конфликта также нельзя назвать эффективным, по Дарендорфу. Под отменой понимается полное устранение или ликвидация противоречий и противоположностей путем вмешательства в существующие структуры. Такие действия создают лишь иллюзию разрешения конфликта. Можно устранить предмет конфликта, но нельзя ликвидировать сам конфликт. Поскольку мы выяснили, что неравенство постоянно в обществе как основа его социальной структур, то нельзя и разрешить конфликт как таковой, уничтожить различие людей. Единство народов и бесклассовое общество, - пишет Дарендорф это только два из многих проявлений подавления конфликта под видом их разрешения.

Сам автор данной концепции отдает предпочтение регулированию конфликта, которое не претендует на его разрешение, но смягчает его течение, снижая возможность прямых кровавых столкновений, делая их контролируемыми, а высвободившуюся энергию можно использовать на созидательные изменения социальных структур. Но успешному регулированию поддаются не все конфликты, а лишь те, которые порождены объективными противоречиями и выражают тенденции развития социального организма.

2. Отклоняющееся поведение:  девиация и делинквентность.  Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам, б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. 
  Социальные нормы бывают двух типов: 
  1) ПИСАНЫЕ - формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством 
  2) НЕПИСАНЫЕ - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм - девиантным (отклоняющимся) поведение.  Девиантное поведение относительно, а деликвентное -  абсолютно.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся  норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного  поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гарантирующие  права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс явлений - от безбилетного проезда до убийства человека.

Выводы: в социологии девиантное поведение  понимается как более широкая  категория, чем понятие «делинквентное поведение». Иначе говоря, первое понятие включает в себя второе понятие как свою составную часть. Девиация - любые нарушения норм, а делинквентность - только серьезные, влекущие за собой уголовное наказание. В социологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка. 

Характерная черта девиантного  поведения - культурный релятивизм, иными  словами, относительность любых  социальных норм. У некоторых примитивных  племен в первобытное время и  сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками).

Существуют различные  объяснения причин девиантного поведения.

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному  типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение  является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социологическое

Девиантное поведение  вызывается ано-мическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma — угол, пятно)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"