Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 13

 

1. Символический интеракционизм  Дж. Мида. Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

 

По Миду, личность индивида имеет  двойственную природу: самость = “I” + “Me”. Иными словами, имеется в виду следующее: 1) внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования, и 2) совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации.

 

Представители символического интеракционизма  подчеркивают, что люди — социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Если у нас по существу отсутствуют заложенные природой механизмы социального поведения, то как может возникнуть общество? Представители символического интеракционизма находят ответ в способности людей общаться посредством символов. 

 

2. Понятие личности в  социологии. В социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Под личностью понимают устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

 

Второй аспект исходит из понимания  активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить  измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 14

 

1. Психоаналитическая социология  З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939)- выдающийся австрийский врач и психолог. Его философско-социологическая доктрина существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии. Социология Фрейда – психоаналитическая. Это учение о человеке, представляющее собой совокупность концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности. 

 Не смотря на то, что основная  часть научного творчества Фрейда рассматривается в области психологии*, многие его идеи представляют большую ценность для социологии.  

1. Фрейд утверждал принцип всеобщей  детерминации психической деятельности. Главная роль в организации  поведения человека принадлежит инстинктам. Особое значение имеют два:

инстинкт жизни (Эрос);

инстинкт смерти (Тонатос). 

 Эти инстинкты постоянно  борются между собой, они же  являются основой человеческой  жизнедеятельности и основой  прогресса, определяя также деятельность  различных социальных групп, народов, государств. 

 Пансексуализм – объяснение  феноменов человеческого существования  преимущественно или исключительно  сексуальными устремлениями индивидов.  

 По Фрейду, все человеческие  чувства противоречивы по природе  своей. Амбивалентность чувств особенно типична для людей с нервнопсихическими заболеваниячми. Ее причины – противоречивость социального бытия, высокий уровень конфликтности социальных отношений. В результате действия социального фактора врожденная амбивалентность усиливается приобретенной. Порой, она выходит за рамки нормы, приобретая характер амбивалентного конфликта. 

2. Существенным элементом социологии  Фрейда явилась его теория  происхождения культуры и религии.  Первые стереотипы социального  поведения людей, по Фрейду, появились во времена первобытной орды, когда над людьми властвовал сильный и жестокий самец. В то время появились первые культурные установки, государственные порядки, религиозные и социальные феномены человеческого бытия. 

 В первобытной орде отец был властен и ревнив, он изгонял своих сыновей, когда те достигали половой зрелости и могли стать его соперником. Этот конфликт имел место в каждой орде. Дети одновременно любили и ненавидели своего отца. Но с развитием человеческих отношений гармония психики нарушилась. Сговорившись, братья убили и съели своего отца-соперника. Так образовалось бессознательное, психика “раскололась” на две части. Это расщепление психики и личности первобытного человека повлекло за собой появление чувства вины (за убийство) и чувства страха (каждый впоследствии мог оказаться убитым своими сыновьями). 

 По Фрейду, чувство вины и  страха привело первобытных людей  к установлению запретов поведения  (табу) и первых социальных ценностей.  Установление запретов в древнем  обществе послужило толчком к переходу от орды к братской общине с коллективной ответственностью. Это послужило толчком к развитию общества и цивилизации. Возникновение религии (тотеизма), так же послужило толчком к развитию общества. Суть религии трактовалась Фрейдом как символическое воскрешение убитого отца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог. 

3. Социология Фрейда - это психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс. Толпа и масса – это два типа человеческих общностей, которые изучал Фрейд. Толпа – это неорганизованное сборище людей. Масса – организованная толпа, у членов которой есть что-то общее (интерес, однородное чувство). Но главное, что отличает массу от толпы, это либидозная (основанная на любви) привязанность к лидеру и либидозное притяжение между ее индивидами. Есть массы естественные (самоорганизующиеся) и искусственные (для их сохранения необходимо внешнее насилие). Либидо является сущностью массовой души. Оно осуществляет две функции: 

 Связующая нить между индивидами  массы; 

 Мотивационный фактор поведения  индивидов и массы в целом. 

 По мнению Фрейда, либидозная  связанность отдельных членов  характерна для любого человеческого  сообщества. Иллюзия одинаковой  любви лидера ко всем членам массы удерживает сообщество, как единый целостный организм. С исчезновением привязанности к лидеру, исчезают и взаимные привязанности индивидов, масса прекращает свое существование.  

4. Конфликт личности и культуры. Фрейд по своему определял  феномен культуры. Это все то, “чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных”. Она имеет два начала: овладение силами природы, ограничение естественных влечений. Отдельная личность, по Фрейду, вступая в человеческое общество, жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Отказ от влечений вызывает враждебное отношение к культуре. Каждый человек стремится, как можно более полно удовлетворить свои желания и инстинкты, а общество (культура) подавляет эти устремления. Именно поэтому конфликт между человеком и культурой (обществом) неизбежен и непреодолим. Данный конфликт проявляется, прежде всего, в сфере морали и находит реальное выражение в большом разнообразии психических нарушений и заболеваний. Невроз, по мнению Фрейда, это защита психики человека от действительности, которая оказалась слишком жестокой и не удовлетворяющей личность.

 

2. Сущность, типы, виды социальных взаимодействий. Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
  • оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников.

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 15

 

1. Многофакторная концепция  М.М. Ковалевского. Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности, - важные стороны эволюционистской концепции Ковалевского, согласно которой общество более или менее плавно-эволюционно переходит от одного состояния к другому. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных институтов. 

По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества.

Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянно решающее значение. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план.

Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

 

2. Социализация  личности. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. 

  • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учится соответствовать всему обществу.
  • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
  • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"