Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

2. Анализ документов  и особенности его применения  в социологии. Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в  себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных  затратах получить сведения об объективных  фактах, явлениях, событиях, связанных  с темой исследования; узнать о  субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие  методы изучения документов:

  • неформализованный (традиционный);
  • формализованный.

В свою очередь формализованный  вид анализа документов может  быть представлен тремя разновидностями:

  • контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);
  • анализом статистической информации;
  • информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет  свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 5

1. О. Конт - основоположник  социологии. В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40 гг. XIX века. «крестным отцом» стал О. Конт (1798-1857 гг.), который впервые употребил термин «социология», обозначив этим термином специфическую науку об обществе. Опираясь на труды своих предшественников О. Конт выдвинул весьма конструктивную идею. Суть ее состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных, метафизических наук. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий», по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа. На первом из них, теологическом, в обществе господствуют религиозные представления; на втором, метафизическом, главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям. Благодаря науке об обществе человек должен получать об особенностях общественной жизни такие же точные, базирующиеся на конкретных фактах, знания, какие он получает о физическом мире при помощи физики. Потому О. Конт и назвал предлагаемую им новую науку первоначально «социальной физикой».После Конт пришел к выводу назвать ее социологией, т.е. наукой об обществе, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества. Значительное внимание он уделял разработке методов новой науки. Им, в частности, выделены четыре метода социологического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

Двумя главными категориями  социологии, согласно О. Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой- анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.

Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии.

О. Конт считал, что необходимо осуществить синтез наук, центром  и одновременно основой которого стала бы социология. Все науки, считал он, сходятся в социологии.

Активно выступая за создание объективной и точной науки об обществе, О. Конт, тем не менее, не смог до конца преодолеть метафизических спекуляций, что проявилось в попытках сделать из предлагаемой им позитивной философии новую религию человечества. Такой религией должна была стать сочиненная им социократия, призванная привести человечество к совершенной форме общества, где образцом для подражания станут великие люди, обогатившие всех нас выдающимися идеями и открытиями

 

2. Наблюдение как метод  сбора социологической информации. Наблюдение. Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).

Выделяют две основные разновидности  наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение  забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 6

 

1. «Понимающая»  социология М. Вебера. Макс Вебер (1864-1920)  – немецкий экономист, историк и социолог. Разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь  ощущение того, что они их понимают. Здесь понимание достигается  через определение понятий и установление связей между ними. Эти явления природы, как таковые, смысла не имеют. Человеческое поведение, в отличие от "поведения" природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом. Социальное поведение содержит осмысленное построение, которое социологическая наука в состоянии понять и исследовать. По Веберу, социолог не понимает "действия" народа или народного хозяйства, хотя вполне может понять действия составляющих народ индивидов.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает  поведение личности, вкладывающей в  свои действия определенный смысл. Для  того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов  его теории явилось выделение  им элементарной частицы поведения  индивида в обществе – социального  действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

 

2. Интервью и его место  в социологии. Наиболее гибким методом сбора социологической информации является интервью. Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от степени свободы  исследователя выделяются интервью:

  • формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
  • полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
  • неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой  своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую  и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 7

 

«Социологизм» Э. Дюркгейма.

Основной задачей социологии явл. изучение социальных фактов, к  числу которых Дюркгейм относил  коллективные представления(традиции, обычаи, религ. верования). Соц. факты  существовали независимо от отдельного человека, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. Дюркгейм обращался гл. образом к анализу соц. причин, влияющих на чел. поведение. Одно из осн.понятий в теории Д. - понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, кот. обеспечивают сплоченность чел. общества. По мнению Д., характер соц. солидарности был различным в разные историч. эпохи. два типа солидарности: механическая и органическая. Механич. солидарность встречается в неразвитых первобытных обществах. отсутствуют разделение труда и все люди исполняют схожие функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями. Органич. солид. получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Д., преобладание орган. солид. связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается за счет экон.обмена. В своих работах Дюркгейм много внимания уделял анализу различных коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность получило его исследование «Самоубийство». С точки зрения Дюркгейма это явление следовало объяснять не особенностями индивидуальной психики, а социального окружения человека. Д. выделял 4 типа самоубийств: 1.Эгоистическое (по личным мотивам), 2. Альтруистическое (соверш. членами гр ради др ее членов), 3. Анемическое (индивид чувствует отсутствие норм или их противоречие), 4. Фаталистическое (результ чрезмерного соц давления и регуляции).

Попытки самоубийств варьируется  в зависимости: 1)от возраста;2) от пола: у мужчин показатель выше, чем у  женщин; 3) от религии: у протестантов чаще, чем у католиков; 4) от семейного положения: для замужних женщин, не имеющих детей, характерно возрастание числа самоубийств.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"