Шпаргалка по "Истории социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Вложенные файлы: 1 файл

1 семестр. ответы.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

1. Ведущие страны  во второй половине 18-начале 19 веков  (Франция, Италия, Великобритания, США). Основные характеристики процессов.

А) Франция – революции. 2 основных цели франц. революции (против чего боролись):

1 – Борьба с абсолютной  монархией (бесконтрольность политической  власти, произвол);

2 – Сословные привилегии (разделение общества на сословия).

Частная собственность препятствует развитию общества. Люди пытались организовать собственность на основе общества, создать общественные предприятия  с помощью общественной собственности, попытки социализма.

Б) Англия – единственная страна в мире, которая в одиночку совершила производственную индустриализацию (индустриализация – утилитаризм (полезное). Рыночная экономика может регулировать себя сама, государство только мешает ее развитию. Либеральная экономика, ограниченное вмешательство государства. Человеческая деятельность направлена на максимальную реализацию цели.

В) Германия – объединение  – классический идеализм (первичность  духовного). Объединение Германии –  это политический процесс на протяжении 1864-1870гг, в ходе которого Пруссия  провела ряд военных кампаний против Дании, Австрии, Франции.

Предпосылки объединения: 1) Общественно-политическая ситуация в  Европе; 2) Стремление немцев к объединению; 3) Революция 1848г; 4) Прусский союз; 5) Внешняя  политическая обстановка для Пруссии  в 1860х гг.

Г) Италия – объединение  – макиавеллизм – проблема объединения  путем захвата.

Предпосылки объединения  итальянских земель: 1) начался промышленный переворот; 2) итальянский народ стремился  к преодолению раздробленности  и единению народа; 3) активные политические лидеры, готовые возглавить национально-освободительное  движение.

2 лагеря освободительного  движения – Либерально-умеренное  (выражало интересы буржуазии,  объединение страны «сверху», то  есть правительственными реформами,  дипломатическими соглашениями) и  революционно-демократическое (демократические  преобразования, путем активного  участия масс. Макиавеллизм – «цель оправдывает средства». Политик должен пренебречь интересами частей общества ради самого общества).

Д) США – колонизация  – волюнтаризм (движущая сила: 1) (объект идеализма) всех живых существ –  «воля к жизни»; 2) (субъект идеализм) воля к власти). 13 штатов на тот момент, расширение территории. «Америка» - новая  страна (отсутствие конституции, чистый лист), постоянный приток населения, люди считали себя свободными (сами делали государство).

2. Философия просвещения  и социология.

Характеристика философии  просвещения:

1. Получает заметное развитие  глубокая вера в неограниченные  возможности науки в познании  мира;

2. Развиваются деистические (деизм) представления о мире, что приводит к формированию  материализма как достаточного  цельного философского учения, именно  Деизм в единстве с успехами  и результатами естественных  наук приводит к формированию  французского материализма 18в.

3. Формируется новое представление  об общественной истории, о  ее глубокой связи с достижениями  науки и техники, с научными  открытиями и изобретениями, с  просвещением масс.

Философия рассматривает  общество как часть бытия, а социология изучает именно общество. Они рассматривают  общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мировоззрения, а социология исследует те явления, которые в  нем происходят. Социология опирается  на итоги, обобщенные материалы (результаты) общественных наук, социальная философия  опирается на достижения социальных наук. Поэтому социальная философия  выступает как общетеоретическая  и методологическая основа социологии.

3. Эволюционизм  в социологии.

Эволюционизм – влиятельное  направление в теоретической  социологии, изучающее социальные изменения  на основе идеи эволюции.

Социальный эволюционизм развивался такими известными мыслителями  как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма и др. наиболее широкое распространение получил  под влиянием дарвинизма. Теоретики  эволюционизма исходили из универсальности  законов развития, действующих в  неорганическом, биологическом и  социальном мирах.

Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой  Эволюции, которая представляет собой  единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур среди любых систем) и интеграции (возникновение новых целостностей).

Предметом споров в эволюционизме  стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого  общества. Эволюция представала как  единый, имеющий общую логику процесс  раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных  возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена.

Социология – результат 3 революций: промышленной, демократической  и образовательной.

4. Социология и  проблемы современного общества.

Под влиянием Великой французской  революции в эти времена происходило  формирование гражданского общества со всеми присущими ему качествами. В центр этого общества постепенно становится человек. Не столько абстрактного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов  и явлений требовали следующие  факты:

1. Стремительное развитие  капитализма;

2. Нарастающая волна социальных  конфликтов;

3. Противоречия в функционировании  буржуазной демократии.

Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии) создают новый комплект проблем, лежащих на грани этих наук и требовавших самостоятельного рассмотрения.

5. Социальный реализм  и органицизм Огюста Конта.

Социальный реализм.

 Общество (по Конту)  – общая совокупность действительных  индивидов. 

Общество конкретно, а  индивид – абстрактен. Общество – реально существующая целостность, единая реальность, так как индивид  не существует без общества. Общество создает индивидов.

Общество состоит из малой  ячейки общества – семьи (конкретная группа), а семьи создают индивидов.

Семья => поселения => города => общество => человечество (реально  как семья и как общество).

Семья и общество дифференцируются. Отношения между семьями функциональные, т.е. у каждой своя определенная функция.

Каждый компонент необходим  – общество держится на функциональном различии.

Социальный органицизм.

Индивид рассматривался как  полностью подчиненный обществу.

6. Закон трех  стадий. Развитие сознания, познания  и общества. О. Конт.

Закон 3 стадий развития человечества:

I. Теологическая стадия.

А. Фетишизм – жизнь внешних  предметов, видение в них богов.

Б. Более высокая стадия – Политеизм – почитание небесных объектов, идея богов (ранняя стадия политеизма – Египет).

Зооморфизм – боги в  виде живых существ (Греция).

Антропоморфизм – боги в виде человека. Абстрактные образы – сильные и красивые.

В. Монотеизм

Появился иудаизм => христианство (1 век до н.э.) в Римской Империи => Развитие католической церкви. Происходит разделение светской и религиозной  власти.

II. Метафизическая стадия (ложно).

Появление Протестантизма (каждый человек может самостоятельно верить в бога). «Вера – индивидуальна». Никакого посредничества. => Деизм  – Обожествление природы. Природа  – абстрактная сущность, некоторая  сила.

III. Позитивная стадия.

Мир, который дан в ощущениях.

Только знание, добытое  с помощью наблюдения, истинное, позитивное. Знание: 1) достоверное; 2) применимое; 3) этически применимое.

Общество должна объединять новая религия – человечество. «Любовь как принцип, порядок  как основание, прогресс как цель». Главные управляющие – ученые, главные из них – ученые-социологи, инженеры общества – «Проект О. Конта».

ОБЩЕСТВО – общая совокупность действительных индивидов. Оно представляет собой единственную реальность, так  как индивид не существует без  общества, а общество создало индивидов.

7. Методология  позитивного познания.

Конт - создатель позитивизма. Сумел систематизировать и объединить основные доктрины европейского естествознания. Объявил о необходимости создания новой теории общества, которая должна быть позитивной.

Главная идея позитивистского  метода Конта - отделение наук от метафизики и теологии. Науки – абстрактные (изучают законы определенных категорий явлений – астрономия, физика, биология, химия, социология) и конкретные (применяют эти законы к частным областям – например, медицина).

Задача науки - открывать  законы, понимаемые как постоянные, повторяемые связи между явлениями.

Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 5 значениях: реальный, полезный, определенный, полезный, положительный.

Конт видел задачу философии  только в одном: получая данные специальных наук согласовывать их друг с другом, чтобы «создать общую систему человеческих понятий.

1. Основным методом исследования  в социологии Конт считал наблюдение  социальных фактов (наблюдаемое  физическое поведение людей). Условия  - наблюдение социальных фактов  должно опираться на позитивизм + социальное наблюдение предполагает  четкое разделение его субъекта  и объекта.

2. Эксперимент – наблюдение  за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Эксперимент – непосредственный (его возможности ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов) и опосредованный (наблюдение за переменами, кризисами, патологическими отклонениями в обществе, резкими социальными потрясениями).

3. Сравнение – сопоставление  жизни народов и деятельности  государств.

Виды:  
А) сравнение нравственных и интеллектуальных факторов, оказывающих влияние на жизнь обществ, народов и государств;

Б) сравнение различных  обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет  обнаружить общее в развитии различных  народов;

В) сравнение различных  состояний одного и того же общества, социального положения различных  классов и групп – для того, чтобы выявить определенные этапы  развития этого общества.

4. Исторический - сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Он направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.

8. Эволюционизм  как методологический подход  к социологии Г. Спенсера.

После органицизма, вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.

Спенсер рассматривает три  вида эволюции - неорганический, органический, надорганический - соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу.

Эволюция рассматривается  как переход из одного состояния  в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек  превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ  в социальные системы.

Социолог уделял большое  внимание анализу как эволюции в  целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход из одного состояния  в другое. Одно из центральных понятий  социологии Спенсер связывает с  явлениями, определяющими процесс  социальной эволюции. К их числу  он относил изменение политическою строя, характер политической организации  общества и др. Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было 6ы неполным без  упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные, затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психические свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. В качестве первичных внешних факторов рассматривались климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные осо6енности, характеризовавшие жизнь первобытного человека.

Вторичные факторы социальной эволюции начинают работать благодаря  ей самой. Под ними Спенсер понимал  в первую очередь, изменившуюся в  результате воздействия природной  и Социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Главное  состоит в том, что человек  социализируется, И ЭТО обстоятельство выступает как один из основных вторичных  факторов эволюции.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социологии"