Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, Е. Максимов определил, что «общественное призрение»  - это  явление  и  понятие,   исторически   обусловленные.   Поэтому,   следуя хронологическим рамкам,  принятым  в то  время,  он  назвал  первый  период благотворительным (идея  общественного призрения еще не  сформирована,  а помощь носит стихийный характер).  Второй  этап  совпадает со  становлением государственности, именно в этот  период  зарождается  идея  государственной помощи,  которая  в  третьем  периоде  не  только  приобретает  обоснованную идеологию, но и оформляется в  систему  общественного  призрения.  Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций  оформившихся  тенденций,  которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По  мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I  до  Александра II, характеризуется  укреплением  тенденций  организованной  государственной помощи, а также  включением  в  этот  процесс  «общественных  организованных сил». Последний этап, пореформенный, связан с попытками  решения вопросов бедности и пауперизма, и  с  оформлением  нормативно-правовой  базы общественного призрения.

Историографии отечественной  системы помощи в XIX в. развивается  путем  экстраполяции  идей  и   подходов   исторической   науки:   с периодизацией,  точной  хронологией,  исторической   событийностью.   Однако намечаются тенденции к  выяснению  научной  исторической  логики  на  основе динамики процесса помощи в национальной и мультикультурной заданности.

В советский период истории  российской  государственности  подходы  к исследованию проблем  помощи в их исторической обусловленности, в  частности, к вопросам  периодизации,  претерпевают  существенное  изменение.  Идеология нового  времени  обусловливает   переосмысление   взаимодействия   людей   в общности,   вырабатывается   иной    взгляд    на    проблему    помощи    и благотворительности:  «Ввиду  того,  что  существующее  название   Народного Комиссариата Государственного призрения не  соответствует  социалистическому пониманию  задач  социального  обеспечения  и  является  пережитком  старого времени,   когда    социальная    помощь    носила    характер    милостыни, благотворительности, Совет Народных Комиссаров  постановляет:  переименовать Народный  Комиссариат  Государственного  Призрения  в  Народный  Комиссариат Социального обеспечения».

В  контексте  нового  времени  государственная  система  социального обеспечения,  этапы  ее  развития  рассматривались  исключительно  в  логике становления не российской, а советской государственности с точкой отсчета  с ноября 1917 г. Если в ранних работах,  посвященных  государственной  системе социального обеспечения, хотя и в негативном смысле, все  же  упоминалось  о существовании предшествующих систем защиты и поддержки, то в  работах  более позднего периода о них нет ни слова.

Характерная особенность  периодизации государственной системы  помощи советского  периода  –  ее  неразрывная  связь  с   документами   партии   и правительства,  которые  служили  вехами  для  обозначения  этапов  развития системы государственного обеспечения. Такой подход обусловил  синхронический принцип периодизации, распространившийся на  осмысление  не  только  системы помощи в  целом,  но  и  ее  отдельных  направлений,  таких  как  социальное страхование, социальное обеспечение, опека и попечительство и  ряда  других.

Рассматривая  способы  помощи  и  взаимопомощи   в   их   культурно-исторической перспективе, можно отметить  то  особое  социальное  поле,  где намечаются  различные  типы  взаимодействия  между  субъектами   со   своими принципами и законами.  Призрение  нищих  и  юродство,  организация  детских приютов,  обучение  глухонемых  и  трудовая  помощь,  благотворительность  и социальное страхование – явления этого  и  других  рядов  имеют  собственную логику исторического развития, систему существования, место  в  историческом процессе.  Современный подход позволяет  рассматривать  не  только  ранние  формы поддержки, которые, как  правило,  связывают  с  принятием  христианства  на Руси, но и архаические родовые формы, которые были  архетипическими  формами всех последующих систем помощи и защиты.

Современная периодизация (М.В. Фирсов, Л.Г. Гусляков, Григорьев и др.), с одной стороны,  следует  традициям русской дореволюционной историографии в области общественного  призрения,  с другой  –  исходит  из  идеи социогенетического оформления и развития способов помощи  и  взаимопомощи  у этнических групп в их культурно-исторической перспективе.

Каждый этап изменения  парадигмы  помощи  и  взаимопомощи  связан  с изменением субъекта и  объекта,  которые  могут  расширяться  или  сужаться, институтов поддержки,  идеологии  помощи,  с  изменением  понятийного  языка (семантического  плана),  номинации  процесса  и  обусловлен  пандемическими процессами, такими как  смена  идеологии,  разрушение  геополитического  или социокультурного   пространства,    глобальные    эпидемии,    региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

Таким  образом,  в  качестве  основных  этапов  развития  помощи   и взаимопомощи  в  России,  имеющих  различную  номинацию  данного   процесса, целесообразно  представить следующие периоды:

1. Архаический период  – родоплеменные и  общинные  формы  помощи  и            взаимопомощи у славян до Х  в.;

        2. Период княжеской и церковно-монастырской  благотворительности  –            XII-XIII вв.;

        3. Период церковно-государственной помощи –  с  XIV  в.  по  вторую            половину XVII в.;

        4. Период государственного призрения  – со второй половины  XVII  в.            по вторую половину XIX в.;

        5. Период общественного и частного  призрения – с конца  XIX  в.  до

           начала ХХ в.;

        6. Период государственного обеспечения  – с 1917 по 1991 гг.;

        7. Период социальной работы –  с  начала  90-х  годов   по  настоящее

           время.

Приведенная периодизация  позволяет  наметить  концептуальную  схему исторического   процесса   развития   помощи   и   взаимопомощи,    выделить специфическую социальную историю процесса в ее единичности и в то  же  время в контексте глобальных исторических факторов.

 

11. Социальная  работа как феномен современного мира.

 

Социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Но это один подход.

Главная цель социальной работы — забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

В основе социальной работы – профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства.

Стратегия современной  социальной работы направлена на активизацию  позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Теоретическое обоснование  социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки — социального; развития. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус социальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий подход систематизирует научное знание в области социальной работы по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий.

Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира происходил в двух направлениях. Первое касалось усиления значимости в системе психологического объяснения поведения, бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентации. Второе направление было связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы и социальной практики. Постепенно в теории социальной работы складываются системные представления о социальной помощи и защите, социальных гарантиях и социальном обслуживании населения, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях. При этом ориентация идет на создание целостного подхода к теории социальной работы.

Становление научных  основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.

Первые теоретические  исследования в области теории социальной работы были выполнены следующими российскими учеными: С. А, Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьевым, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышевым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колковым, П. Д. Павленком, А. М. Пановым, А. С. Сорвиной, Е. Р. Смирновой, Л. В. Топчием, М. Ф. Фирсовым, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, Н. П. Щукиной, В. Н. Ярской и др. Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект социальной работы, ее взаимосвязь с другими науками. (см. вопрос 1)

Социальная работа как  область общественной практики и  общественного познания развивается под влиянием различных факторов: становления системы социальной защиты населения, развития учреждений социального обслуживания, взаимодействия государственных и  общественных формирований социальной помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, усиления социального напряжения в обществе в целом, формирования государственной социальной политики.

 

12.  Основные  современные концепции и модели социальной работы

 

Многообразие  моделей теоретического обоснования  практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения  в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.

Три группы современных  моделей социальной работы: 1.     психолого-оринтированные;

2.     социолого-ориентированные; 3.     комплексно-ориентированные.

Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют “модели жизни” экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.

“Модели жизни” экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т. п.). Деятельность социального работника  при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"