Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты. В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называемая приходская помощь).

В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осуществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания. Приход также являлся территориальной, административной и податной единицей. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.

Сосредоточение дела призрения в государственных  учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Помощь в закрытых заведениях, заключается в  раздаче пособий, и благотворители приглашались направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, но и обязательной. Указ Федора Алексеевича ставит уже вопрос об обязательном участии в призрении монастырей, помещиков, крестьян и т.п.

Переход общественного  призрения в определенную систему принадлежит уже императору ПетруI. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Кроме того, принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома от магистратов. Затем, в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы. Петр Великий в общественное призрение вносит много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение. Без этих источников невозможна была реформа призрения, а потому при нем:

1) вдвое против прежнего  был увеличен сбор венечных  денег за венечные памяти со  всех вступающих в брак;

2) воспрещена вольная  продажа восковых свечей и  предоставлена исключительно церквам 

3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей "кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей";

4) введено в монастырях  обучение монахинь рукоделиям  и ремеслам с целью обращения  вырученных за эти работы денег  "на общую монастырскую пользу, а не на собственные свои потребы";

5) сбор доброхотных  подаяний в церквах в два  кошелька, из которых один предназначен  был на покупку церковных потреб, а другой на госпиталь;

6) штрафные деньги  с раскольников установлено обращать на богоугодные дела.

При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний Петра.

Екатерина II создает целую  сеть специальных учреждений под  названием "Приказы общественного призрения", открытых в сорока губерниях на основании "учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании: 1) народных школ, 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных; 4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и надзирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей".

Законодательным актом  от 7 ноября 1775 г., получившим название "Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи", была заложена государственная система общественного призрения. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.

Переход общественного  призрения под юрисдикцию Министерства внутренних дел переводит поиск его финансирования в организационные формы.

Приказы общественного  призрения увеличивали свои капиталы за счет не только доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. В этот же период начинает оформляться и организационная структура общественного призрения.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

—лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

—  заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для  неизлечимых больных);

—  учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские  дома, училища для детей канцелярских служащих);

—  институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную  систему благотворительности.

С 60-х гг. XIX в. в социальную работу включились земские самоуправленческие органы.

Земские самоуправленческие органы сыграли значительную роль в организации воскресных школ. Эти школы давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим городским жителям, а также их детям.

В историческом опыте  социальной работы в России значительный интерес представляет деятельность органов городского самоуправления. Благодаря их усилиям расширялась сеть амбулаторий и приемных пунктов медицинской помощи, учреждений родовспоможения.

Новым явлением в медицинском  обслуживании населения стали специализированные санатории и лечебницы для туберкулезных больных, для страдающих кожными и венерическими заболеваниями, для грудных детей и др.

С деятельностью городских  и земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперед в организации здравоохранения, как введение медицинского страхование которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения. Общественная городская и земская медицина ввела в практику патронаж больных, который предусматривал предоставление медицинского обслуживания за счет городского бюджета.

Основной организационной  единицей в системе городского призрения бедных стали окружные попечительства. Город был разделен на 26 округов, а каждый округ — на 14 участков. В попечительской деятельности участковых Советов известное распространение получила такая форма социальной помощи, как трудоустройство граждан с ограниченной трудоспособностью, обремененных семьей женщин или не имеющих специальности подростков.

После 1917 г., новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же приступило к реализации страховой программы большевистской партии.

Одним из самых ранних постановлений правительства стал дектрет "Об увеличении пенсий" (ноябрь 1917 г.). Данным декретом право на получение пенсии за увечья от несчастных случаев распространялось на всех трудящихся независимо от места их работы. Источниками создания страховых фондов для выплаты пенсий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахованных от внесения каких-либо взносов.

В конце ноября 1917 г. специальным  декретом Совнаркома все лечебные учреждения и предприятия были переданы предпринимателями в ведение больничных касс.

Функции органов управления социальным обеспечением выполняли местные советы депутатов. В центре управленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения.

По сравнению с дореволюционной  Россией социальное обеспечение в советский период поднялось на качественно новый уровень, превратившись в единую государственную систему, которая выступала в нескольких организационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особенностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела социальной помощи нуждавшихся в стране было введено полное социальное! обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инва-лидности и других предусмотренных законом случаях.

Характерными чертами  социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назначение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т.д.

Формировавшаяся в Российской Федерации в 90-е гг. система профессиональной социальной работы в значительной мере сдерживала вал социального неблагополучия, образно говоря, заслоняя собой многие категории обездоленного и нуждающегося в социальной помощи населения. В сложных социально-экономических условиях в нашей стране все же удалось создать целую сеть новых социальных учреждений, где на профессиональном уровне нуждающиеся граждане могут получить необходимую помощь, совет, поддержку. К числу таких учреждений относятся центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др.

 

 

 

 

10. Проблемы  периодизации истории социальной  работы в России.

 

  Историю общественного  призрения в  России  А.  Стог  делит  на  пять основных этапов:

             первый – с 996 г. по XIV столетие;

             второй – XIV-XVII вв.;

             третий – с 1701 по 1775 гг.;

             четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

             пятый – с 1801 по 1818 гг.

       Отличительная  особенность периодизации А.  Стога,  помимо  типологии процесса,  заключается  в  стремлении  показать  его  динамику.  Поэтому не случайно четвертый и пятый этапы связаны как с изменением  административно-территориальной системы управления,  так и с теми  тенденциями помощи, которые наметились в период  правления    Екатерины II  и были  связаны с учреждением приказов общественного призрения.

       Периодизация, предложенная А. Стогом в начале XIX в.,  была  принята его современниками, а национальную систему общественной  благотворительности стали связывать  с мерами правительства в этой  области.  Аналогичный  подход, только содержащий более точные исторические ориентиры,  предложен  в  работе «Историческое  обозрение  мер  правительства  по  устройству   общественного призрения в России». Периодизация общественного призрения связывается в  ней с принятием основополагающих указов и постановлений в этой  области. 

Первая группа указов  относится  к  временному  отрезку  от  988  г.  (указы  князя Владимира I) до 1682 г. (указы царя Федора Алексеевича),  что  соответствует первому этапу  становления  общественной  благотворительности.  Второй  этап включает время с 1682 г.  по  7  ноября  1775  г.,  то  есть  до  учреждения приказов общественного призрения; третий – с 7 ноября 1775 г.  по  1  января 1864 г., когда было принято положение о земских  учреждениях.  Основу  такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в  соответствии с выходом постановлений и правительственных мер.

К  концу  XIX  в.  намечаются   культурно-исторические   подходы к исследованию  развития   национальной   системы   общественного   призрения. Национальную систему помощи связывают не только с деятельностью  государства и его институтов, она рассматривается значительно шире. К тому  же  начинают исследовать более ранние формы помощи, существовавшие  у  славянских  племен до принятия христианства на Руси.

Примером данного подхода  к периодизации служат  работы  Е.Максимова. Взяв  за  основу  периодизацию  исторического  процесса   развития   системы общественной помощи, предложенную А. Стогом, Е.Максимов  несколько  изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о помощи,  которые сложились к концу XIX столетия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"