Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:36, шпаргалка

Краткое описание

Билет № 1
1. Человек, индивид, личность.
2. Государство, его основные признаки. Формы правления.
Билет № 2
1. Потребности человека.
2. Правовое государство, его основные признаки.
Билет № 3
1. Способности человека.
2. Право, его роль в жизни человека и общества.
Билет № 4
1. Человек и культура.
2. Юридическая ответственность, ее виды.
Билет № 5
1. Взаимосвязь природы и общества.
2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Билет № 6
1. Особенности межличностных отношений.
2. Правонарушение, виды правонарушений.
Билет № 7
1. Общение. Культура общения.
2. Права человека. Защита прав человека.
Билет № 8
1. Малая группа. Человек в группе.
2. Религия, атеизм и свобода совести.
Билет № 9
1. Общество. Основные сферы общественной жизни.
2. Глобальные проблемы человечества.
Билет № 10
1. Экономика и ее роль в жизни человека.
2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.
Билет № 11
1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.
2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.
Билет № 12
1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
2. Государство и экономика.
Билет № 13
1. Социальные группы и общности.
2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».
Билет № 14
1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.
2. Семья. Правовые основы брака.
Билет № 15
1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.
2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.
Билет № 16
1. Политические партии и движения. Многопартийность.
2. Духовная жизнь человека.
Билет № 17
1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.
2. Права и обязанности граждан РФ.
Билет № 18
1. Права ребенка.
2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.
Билет № 19
1. Федерация, ее субъекты.
2. Право на образование: содержание, гарантии.
Билет № 20
1. Предпринимательская деятельность.
2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

билеты по обществу.docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)
где найти  билеты на телефон 
 
 
плииз помогите найти ответы по обществу на 20 билетов по два вопроса((( 
 
 
Билет № 1 
1. Человек, индивид, личность. 
2. Государство, его основные признаки. Формы правления. 
Билет № 2 
1. Потребности человека. 
2. Правовое государство, его основные признаки. 
Билет № 3 
1. Способности человека. 
2. Право, его роль в жизни человека и общества. 
Билет № 4 
1. Человек и культура. 
2. Юридическая ответственность, ее виды. 
Билет № 5 
1. Взаимосвязь природы и общества. 
2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. 
Билет № 6 
1. Особенности межличностных отношений. 
2. Правонарушение, виды правонарушений. 
Билет № 7 
1. Общение. Культура общения. 
2. Права человека. Защита прав человека. 
Билет № 8 
1. Малая группа. Человек в группе. 
2. Религия, атеизм и свобода совести. 
Билет № 9 
1. Общество. Основные сферы общественной жизни. 
2. Глобальные проблемы человечества. 
Билет № 10 
1. Экономика и ее роль в жизни человека. 
2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика. 
Билет № 11 
1. Рыночная экономика. Спрос и предложение. 
2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. 
Билет № 12 
1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика. 
2. Государство и экономика. 
Билет № 13 
1. Социальные группы и общности. 
2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности». 
Билет № 14 
1. Нации и межнациональные отношения в современном мире. 
2. Семья. Правовые основы брака. 
Билет № 15 
1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. 
2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор. 
Билет № 16 
1. Политические партии и движения. Многопартийность. 
2. Духовная жизнь человека. 
Билет № 17 
1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. 
2. Права и обязанности граждан РФ. 
Билет № 18 
1. Права ребенка. 
2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. 
Билет № 19 
1. Федерация, ее субъекты. 
2. Право на образование: содержание, гарантии. 
Билет № 20 
1. Предпринимательская деятельность. 
2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ. 
 
 
 
Билет № 1 
1. Человек, индивид, личность.  
Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству). 
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь. 
Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика. 
— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре¬ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности. 
— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто¬янные во времени и ситуации, отличающие 
одного индивида от другого. 
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. 
Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. 
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д. 
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. 
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может. 
Личность и ее структура 
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).  
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).  
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).  
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.  
Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.  
А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.  
К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания. 
Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. 
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. 
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: 
- темперамента (структуры природных свойств),  
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов), 
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).  
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности. 
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). 
С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. 
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: 
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. 
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. 
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.  
 
2. Государство, его основные признаки. Формы правления.  
Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.  
Термин государство может быть использован в двух значениях: 
- для выделения страны как географического образования 
- для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране 
Признаки государства: 
1) Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств. 
2) Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории. 
3) Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части. 
4) Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах. 
5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве. 
5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства. 
Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние. 
Для цивилизованных государств к этим функциям относятся: 
Внутренние функции: 
- охрана конституционного строя, права и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка 
- экономическая - обеспечение поступательного хозяйственного развития общества 
- социальная - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан 
- финансового контроля, установления и сбора налогов 
- деидеологизации - создание условий для идеологического многообразия в стране 
Внешние функции: 
- обеспечение обороноспособности страны 
- борьба за мир, международную безопасность и экологическое выживание 
- развитие взаимовыгодного всестороннего сотрудничества со всеми государствами 
- урегулирование межгосударственных конфликтов на основе международных актов 
Формы правления 
Структура и полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют форму правления в государстве. 
Форма правления — порядок формирования и структура высших органов государственной власти, распределение компетенции между высшими органами государственной власти 
Существует две основные формы правле¬ния — монархия и республика. 
Монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного гла¬вы государства — монарха.  
Современная монар¬хия представлена в абсолютной и парламентс¬кой формах. 
— Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха ничем не ограни¬чена: он издает законы, назначает на государ¬ственные должности высших чиновников, со¬бирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо. 
— Парламентская монархия — форма правле¬ния, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав прави¬тельства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выбо¬рах. Ни парламент, ни правительство не под¬чинены монарху и не несут перед ним поли¬тической ответственности. 
Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в госу¬дарстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту, наряду с ними суще¬ствуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления. 
Республика по форме может быть: 
- парламентской (власть принадлежит пар¬ламенту), 
- президентской (власть принадлежит пре¬зиденту), 
- смешанной (власть принадлежит и парла¬менту, и президенту).  
 
 
Билет № 2 
1. Потребности человека.  
Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. 
Потребность - объективная нужда человека в чем-либо. 
Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.  
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности. 
Классификация потребностей: 
а) по субъектам (носителям потребностей): 
- индивидуальные 
- групповые 
- коллективные 
б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены): 
- физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма; 
- материальные - для создания необходимых условий существования; 
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества; 
- духовные - для саморазвития и самоутверждения. 
Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. 
Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. 
Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. 
Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п. 
в) по сферам деятельности: 
- труда 
- общения 
- рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.) 
Возможности удовлетворения человеческих потребностей: 
- ограничены имеющимися природными ресурсами 
- не должны противоречить нравственным нормам общества 
- должны быть разумными и реальными 
См. Пирамиду Маслоу 
 
2. Правовое государство, его основные признаки.  
Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.  
Правовое государство строится на принципах: 
- верховенства (господства) закона; 
- полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права; 
- равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности; 
- гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.; 
- недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных 
международными актами и Конституцией; 
- ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан; 
- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям; 
- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 
- отсутствие существенных противоречий между ветвями власти; - сильная судебная власть; 
- беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона; 
- соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;  
- достаточно высокая правовая культура населения. 
Функции правового государства: 
а) Внутренние: 
- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан 
- защита интересов общества на основе законности 
- выбор научно обоснованного пути развития общества 
- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований  
- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан 
- защита разнообразных форм собственности 
- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм 
- улучшение условий и охрана труда граждан 
- реализация политического и идеологического плюрализма 
- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть 
- охрана и приумножение духовных ценностей общества 
б) Внешние: 
- борьба за мир и мирное сосуществование 
- оборона страны от нападения извне 
- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества 
- охрана окружающей среды в мировом масштабе 
- соблюдение международных нормативно-правовых актов. соглашения и договоров 
Верховенство закона означает: 
- главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не 
использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону) 
- закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей, 
которые ставят перед собой люди 
- закон не делает различий между людьми - перед законом все равны 
- закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие) 
противоречат его «духу» и главным образом «букве». 
 
 
Билет № 3 
1. Способности человека. 
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).  
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.  
Эмпирические признаки способностей:  
1. Уровень продуктивной деятельности;  
2. Скорость научения;  
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);  
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);  
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.  
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня 
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.  
Виды способностей: 
- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;  
- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.  
Условия развития способностей:  
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;  
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);  
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:  
- простая деятельность - снижение интересов;  
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.  
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).  
Талант - это способность к достижению высшего порядка.  
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:  
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;  
- осознание способности;  
- включенность способности в характер.  
Показатели одаренности:  
- темп и легкость усвоения материала;  
- широта переноса;  
- время проявления;  
- соотношение результатов с условиями.  
Факторы, влияющие на развитие способностей:  
- исходная предпосылка - врожденные задатки;  
- время выявления;  
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;  
- всестороннее развитие интересов и способностей;  
- соперничество и сотрудничество. 
 
2. Право, его роль в жизни человека и общества.  
Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений. 
Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. 
Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом. 
Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена. 
Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы. 
Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина. 
Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. 
Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право. 
Система современного российского права складывается из следующих отраслей: 
o конституционное (государственное),  
o административное,  
o финансовое,  
o гражданское,  
o семейное,  
o трудовое,  
o право социального обеспечения,  
o экологическое,  
o уголовное,  
o уголовно-процессуальное,  
o гражданское процессуальное,  
o уголовно-исполнительное. 
Назначение и сущность права 
Нормативно-правовой акт 
 
 
 
Билет № 4 
1. Человек и культура. 
Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры. 
Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности). 
В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".  
Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-: 
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта); 
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель; 
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание. 
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.  
На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную? 
Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства. 
Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др. 
В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям. 
Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.  
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.  
По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности. 
С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры. 
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая. 
Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека. 
Формы культуры: 
а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей; 
б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия); 
в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и 
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения. 
Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления: 
- художественная культура, 
- политическая культура, 
- управленческая культура, 
- культура поведения (этикет), 
- педагогическая культура и т.п. 
 
2. Юридическая ответственность, ее виды.  
Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия. 
Эти последствия могут быть различны: 
o личные (смертная казнь, лишение свободы);  
o имущественные (штраф, конфискация имущества);  
o престижные (выговор, лишение наград);  
o организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);  
o их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав). 
Виды юридической ответственности: 
• Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновного дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины властью руководителя (работодателя), с которым правонарушитель состоит в трудовых правоотношениях. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение. 
• Административная ответственность выражается в применении компетентными государственными органами и судом мер административного взыскания к лицам, совершившим посягательства на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания - штраф, конфискация, исправительные работы, арест и др. 
• Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья. 
• Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Вред возмещается путем признания права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения. 
• Уголовную ответственность несут физические лица за деяния, характеризующиеся наиболее высокой степень общественной опасности и запрещенные Уголовным кодексом. Наказания отличают применение наиболее жестких мер к правонарушителям - штраф, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др. 
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 
1. Невменяемость (недееспособность). Не может быть субъектом права, а следовательно, нести юридическую ответственность физическое лицо, которое вследствие болезненного состояния психики не может осознавать характер своих действий либо руководить ими. 
2. Необходимая оборона. Она имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, интересов общества и государства от общественно опасного посягательства. Не является преступлением причинение при этом вреда посягающему лицу, если не было допущено превышение пределов необходимой обороны. 
3. Задержание преступника. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании, если иными средствами его задержать было невозможно и при этом не допущено превышения необходимых для этого мер. 
4. Крайняя необходимость. Не влечет уголовной ответственности причинение вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 
5. Физическое и психическое принуждение. Не является преступлением причинение вреда в результате физического или психического принуждения, если вследствие такового лицо не могло руководить своими действиями. 
6. Обоснованный риск. Не является преступлением причинение вреда при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели, если иначе таковая не могла быть достигнута и при этом не было заведомо угрозы для жизни многих лиц, экологической катастрофы или общественного бедствия. 
7. Исполнение приказа или распоряжения не влечет уголовной ответственности для лица, исполнившего обязательный для него приказ, если тот не был заведомо незаконным. Ответственности подлежит лицо, издавшее незаконный приказ. 
8. Малозначительность. Не является преступлением действие (бездействие ) формально содержащее признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. 
9. Самозащита гражданских прав. Предусмотрена уголовным законодательством в качестве оснований, исключающих уголовную ответственность. 
Преступление 
Уголовная ответственность несовершеннолетних 
 
Билет № 5 
1. Взаимосвязь природы и общества. 
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром. 
Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной). 
- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество. 
Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа». 
- Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера). 
- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени. 
- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени. 
- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику. 
Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда. 
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: 
- во-первых, воздействие природы на общество, 
- во-вторых, воздействие общества на природу. 
В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию. 
Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания. 
Основные формы взаимодействия общества и природы: 
- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека; 
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС; 
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. 
Правовая защита природы 
 
2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.  
Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др. 
Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.  
В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых. 
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок. 
Принципы российского конституционного права: 
- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления 
- высшая ценность - права и свободы человека 
- источник власти - многонациональный народ 
- разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти 
- конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории 
Конституция России: 
- определяет основы конституционного строя 
- определяет государственное устройство 
- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов 
- устанавливает избирательную систему 
- фиксирует права, свободы и обязанности граждан 
- устанавливает символы государства 
- определяет компетенцию высших гос. органов 
- определяет основы правосудия 
Недостатки Конституции России: 
- по Конституции, в России установлена так называемая французская, «смешанная» (президентско-парламентская) модель организации власти, которую считают не очень удачной, т.к. слабыми полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма 
- неурегулированность отношений между центром и регионами 
- чрезмерно сложная процедура принятия поправок 
- слишком широк перечень причин, по которым прав и свободы могут быть отменены «в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» 
- высказываются опасения о том, что у властей остается возможность наступления на права граждан, т.к. среди прав, которые могут быть «отменены в случае введения чрезвычайного положения», оказались такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, гарантии государственной защиты прав и свобод 
- самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента, т.к. ему придаются не только права исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти. 
К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества). 
По своему содержанию эти принципы могут быть разделены на:  
o принципы - основы организации государственной власти;  
o принципы организации и функционирования гражданского общества;  
o принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;  
o принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе. 
Конституционный строй РФ 
 
 
Билет № 6 
1. Особенности межличностных отношений. 
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами. 
Типы межличностных взаимодействий: 
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища) 
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок) 
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели) 
- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы) 
Формальные межличностные отношения: 
- переговоры о приеме на работу; 
- беседа директора с родителями ученика 
- отношения между должностными лицами в служебное время 
- назначение деловой встречи по телефону 
Неформальные межличностные отношения: 
- вечеринка друзей; 
- поездка с приятелями на пикник; 
- туристический поход; 
- знакомство с соседом 
- беседа с приятелем по телефону. 
Межличностные отношения можно оха¬рактеризовать как взаимодействие, взаимопо¬нимание и взаимовосприятие людей. 
Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се¬мья, коллектив, группа). 
Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж¬ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз¬никают конфликты. 
Конфликт — столкновение противополож¬ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.  
Консенсус — согла¬сие, взаимное соглашение по какому-либо воп¬росу. 
Причины межличностных конфликтов: 
- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п. 
- негативные чувства: зависть, корысть и т.п. 
- возрастные 
- из-за различных представлений по принципиальным вопросам 
- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни 
- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения 
- по «эффекту заражения» (от одного к другому) 
 
2. Правонарушение, виды правонарушений.  
Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям. 
Основные признаки правонарушения: 
1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается: 
• в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);  
• в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).  
2) это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение прежде всего посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (например, право собственности и др.) Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права. 
3) это виновное поведение субъектов права. Вина - психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению - в виде умысла либо неосторожности. 
4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций. 
5) правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения. 
 
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления. 
Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения. 
 
Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания. 
 
 
 
Билет № 7 
1. Общение. Культура общения. 
Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. 
Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек: 
- получает знания об окружающем мире 
- происходит передача опыта 
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество 
- усваивает правила и нормы поведения 
- учится оценивать поступки других людей 
- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.
 
ответил Мария (1 июня 2010 13:58)
Нужны ответы по общ  за 9 класс 20 билетов по 2 вопроса 
 
СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!  
 
блин дети мои......пожалуйста помагите,бррррр не могу не шарю ваще не фига по обществу,думала лехко будет,а там оказываеться вон сколько учить надо...9 класс по 2 вопроса...пишите пожалуйста если чего на MAIL или добавляйтесь в контакте и так ид------http://vkontakte.ru/id26650734 пожалуйста осталось 3 дня ( eto-girl@yandex.ru
 
ответил Оля (2 июня 2010 07:28)
кристина спасибки за ссылку помогла)  
 
ооооо спасибо!!!! 
Еа))  
всоо готовиться теперь буду... 
 
http://works.tarefer.ru/21/100517/index.html 
 
от еще нашла!
 
ответил леха (3 июня 2010 05:30)
народ а какой автор у зтих ответов на билеты? 
 
Большое спасибо! я вас люблю))))))))) 
 
Vot y meny vopros! 
 
Pochemy y nekotorih po 30 biletov, a y nekotorih po 20& Vot mne obidno, chto mne pridetsya uchit 30 biletov po 3 voprosa!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1 
 
блин у мня была целая книга где по обществу 30 билетов по 3 вопроса, профукал гдето, теперь не знаю что и делать, но мона и в книге посмотреть(главное кинулся я вовремя, завтра уже здаю) :-) 
 
 
Помагитн через 2 дня экзамин, а я ничего не знаю ПОЖАЛУЙСТА ПОМАГИТЕ!!!! 
 
нужны ответы по обществу за 9кл. 20 билетов по 2 вопроса!!!!! Как можно быстрее!!!!
 
ответил кэт (4 июня 2010 10:07)
а когда экзамен? 
 
1. Малая группа. Человек в группе. 
 
Человек не может жить в полном одиночестве. 
Социальная группа — объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы). 
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы). 
  
            Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек. 
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий. 
            Малые группы бывают: 
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом); 
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом); 
- естественными (складывающимися сами по себе). 
            Естественные группы делятся на: 
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; 
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций. 
  
            Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми. 
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы), нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов). 
  
Группы могут быть первичными и вторичными. 
Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. 
Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.  
 
2. Религия, атеизм и свобода совести. 
 
 
 
Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного. 
  
Типология религий: 
1) Исторические типы: 
            а) Архаичные (древние) религии: 
- тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой. 
- фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. В дальнейшем приписываемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями — «духами». 
- анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми. 
            б) Современные религии 
- теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам) 
- этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство) 
2) По количеству богов: 
- политеистические - вера в нескольких богов 
- монотеистические - вера в одного единственного бога. 
3) По степени распространения на планете: 
- мировые - буддизм, христианство, ислам 
- локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм. 
  
            Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. 
  
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий. 
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…” 
  
По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. 
 
Билет №9 
1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.  
 
Общество - в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения 
                              - в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.) 
Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. 
Под обществом обычно понимают: 
- определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.); 
- людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов); 
- население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество); 
- все человечество (человеческое общество). 
  
Функции общества: 
•                     производство жизненных благ; 
•                     систематизация производства; 
•                     воспроизводство и социализация человека; 
•                     распределение результатов труда; 
•                     обеспечение законности управленческой деятельности государства; 
•                     структурирование политической системы; 
•                     формирование идеологии; 
•                     историческая передача культуры и духовных ценностей 
  
Человеческое общество включает в себя ряд областей - сфер общественной жизни: 
            - экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации; 
            - социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп; 
- политическую — деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти; 
- духовную - мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей. 
  
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Различают отношения в сфере материального производства, в духовной жизни. 
  
Проявление сфер общества: 
а) Политико-правовая сфера:                                                 
- ратификация международного договора 
- введение поправок к закону   
            - проведение выборов в парламент 
б) Экономическая сфера: 
            - рост числа акционерных предприятий 
            - увеличение денежной массы в стране 
            - уменьшение производства товаров 
            - введение нового налога 
            - отношения собственности 
в) Социальная сфера:                                                             
            - демографические изменения в государстве   
  
Типы обществ: 
1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой 
            Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение. 
2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой 
            Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд. 
3) постиндустриальный - состязание между людьми 
            Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. 
4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного. 
 
2. Глобальные проблемы человечества. 
 Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй  половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации. 
  
            Основные глобальные проблемы: 
а) преодоление экологического кризиса и его последствий: 
            - истощение природных ресурсов 
            - загрязнение окружающей природной среды 
б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара) 
в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами 
г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны 
д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией 
е) предотвращение распространения СПИДа 
  
            Глобальные проблемы: 
- возникли во второй половине XX века 
- все глобальные проблемы взаимосвязаны 
- охватывают все стороны жизни людей 
- касаются всех без исключения стран мира 
- причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения 
  
            К числу социальных последствий НТР относится 
- рост требований к подготовке специалистов 
- увеличение доли работающих в сфере обслуживания 
 - увеличение продолжительности обучения в школе 
    - рост образования населения 
 
 
блин люди....а разве у вас билеты не поменялись?? 
у нас теперь 20 билетов по 1 вопросу)) 
и в каждом билете по 2 практических задания... 
 
короч...ребят кому нужны билеты добавляйтесь вконтакт или в асю)) 
АСЯ-494256211 
КОНТАКТ-http://vkontakte.ru/id15568936 
 
дайте ответы на сраные варианты нах мне ети билеты!!!плиз!! 
 
http://www.edunews.ru/cgi/gbook.cgi?2907 
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm 
http://www.edunews.ru/cgi/guestbook.cgi?13923
 
ответил Баир (5 июня 2010 02:15)
Дайте пожалуйста ответы по обществу. По зарез нужны. 
 
у меня есть все ответа на билеты по обществу 9 класс! кому надо добавляйте в http://vkontakte.ru/id59962483 или на мыло www.maksimovs@mail.ru 
вот ответ на 1 билет  
БИЛЕТ № 1 
1. Религия, ее роль в жизни современного общества. 
Религия — форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов. 
Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций: формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир; предлагает способ общения с высшими силами; способствует эмоционально-психологическому утешению. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, религия сохраняет за собой право оценки определенные видов деятельности в сфере культуры (религиозная живопись и проч.). Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные и мировые. 
К политеистическим национальным религиям относится индуизм; к политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм; К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве; к монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога и насчитывают в своих рядах верующих различных национальностей из разных стран мира. Основные исторически сформировавшиеся «ветви» христианства: католицизм, православие раскол христианской церкви в 1054 г. на православную и католическую. В XVI в. в период Реформации от католицизма отделился протестантизм. Внутри каждой ветви есть более мелкие ответвления. 
В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя заставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип светского государства предполагает прежде всего разделение сфер компетенции государственной власти и религиозных объединений, невмешательство их во внутренние дела друг друга. 
2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство? 
Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономики было решено в 1992 г. провести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либерализацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования). Приватизация привела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Государство использует следующие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами: 
• создание специальных центров переподготовки и повышения квалификации, финансируемых из средств государственного бюджета; 
• квотирование рабочих мест для инвалидов; 
• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.); 
• ежемесячные денежные выплаты ветеранам;  
• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения 
• выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д. 
3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор? 
Необходимо подобрать таких исполнителей, чьи личностные качества наиболее полно отвечали бы заявленной цели. Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности:  
• соблюдение принципов общения с лицами младшего возраста; 
• способности к передаче накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно рассказывать о сложных вещах, по существу отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуацию и т.д.); 
• выраженный интерес к информатике, увлеченность и т.д. 
 
 
у меня есть все ответа на билеты по обществу 9 класс! кому надо добавляйте в http://vkontakte.ru/id59962483 или на мыло www.a-maksimovs@mail.ru 
вот ответ на 1 билет  
БИЛЕТ № 1 
1. Религия, ее роль в жизни современного общества. 
Религия — форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов. 
Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций: формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир; предлагает способ общения с высшими силами; способствует эмоционально-психологическому утешению. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, религия сохраняет за собой право оценки определенные видов деятельности в сфере культуры (религиозная живопись и проч.). Традиционно религии принято подразделять на политеистические (исповедующие многобожие) и монотеистические (признающие одного Бога), на национальные и мировые. 
К политеистическим национальным религиям относится индуизм; к политеистическим мировым религиям можно отнести буддизм; К монотеистическим национальным религиям принадлежит иудаизм, провозглашающий веру в единого Бога — Яхве; к монотеистическим мировым религиям относятся христианство и ислам. Эти религии признают единого Бога и насчитывают в своих рядах верующих различных национальностей из разных стран мира. Основные исторически сформировавшиеся «ветви» христианства: католицизм, православие раскол христианской церкви в 1054 г. на православную и католическую. В XVI в. в период Реформации от католицизма отделился протестантизм. Внутри каждой ветви есть более мелкие ответвления. 
В соответствии с действующим в России законодательством никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и никого нельзя заставить отказаться от исповедания какой-либо религии, от участия в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип светского государства предполагает прежде всего разделение сфер компетенции государственной власти и религиозных объединений, невмешательство их во внутренние дела друг друга. 
2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство? 
Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономики было решено в 1992 г. провести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либерализацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования). Приватизация привела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Государство использует следующие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами: 
• создание специальных центров переподготовки и повышения квалификации, финансируемых из средств государственного бюджета; 
• квотирование рабочих мест для инвалидов; 
• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.); 
• ежемесячные денежные выплаты ветеранам;  
• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения 
• выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д. 
3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор? 
Необходимо подобрать таких исполнителей, чьи личностные качества наиболее полно отвечали бы заявленной цели. Необходимо учесть следующие общественно значимые качества личности:  
• соблюдение принципов общения с лицами младшего возраста; 
• способности к передаче накопленных знаний (умение логично и последовательно строить свое выступление, интересно рассказывать о сложных вещах, по существу отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать на нестандартную ситуацию и т.д.); 
• выраженный интерес к информатике, увлеченность и т.д.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"