Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

ФРАНЦУЗская революция.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Репрезентативная (предстаительная) выборка –отражает генеральную совокупность

Генерализация – перенемение  мнения выборки на всю генеральную  совокупность.

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения

 

Все социологические  исследования проводятся по заранее  разработанной программе. От тщательности ее обоснования и разработки зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Содержание программы  варьируется и зависит от типа и целей исследования.

Программа состоит  из двух разделов: методологического  и процедурного (методического).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Формулировка  проблемы, обоснование ее актуальности.

2.  Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.

3.      Формулирование и интерпретация основных понятий.

4.      Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.

5.      Формулировка рабочих гипотез.

процедурный РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.       Принципиальный (стратегический) план исследования.

2.       Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3.       Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.

4.       Содержательный анализ результатов исследования.

5.       Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность  организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

2.  Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3.      Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем

4.  Сдача материалов заказчику.

5.      Участие в реализации социальных технологий. 

 

Проблема исследования является исходным пунктом всякого  исследования. Она представляет собой: 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога  проблема предстает в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.

Гносеологический  аспект проблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой (например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения по поводу этого закона на положительное).

Предметная  сторона проблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направленных на ее разрешение.

Оба аспекта  проблемы тесно между собой взаимосвязаны.

Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие все общество, т. е. становятся социетальными. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована четко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По своей сущности проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1)       установить реальное наличие данной проблемы:

2)   выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д.

3)   вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассматриваться как информационная база для изучения оставшихся  сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4)     выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5)  проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем..

Формулировка  проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования.

Для социолога  цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения  проблемы. При ее формулировке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.

Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме. В число задач обязательно должны войти следующие:

•       теоретическая, в рамках которой обосновывается исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструментального аппарата;

•       аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области;

•       методическая, в которой должны быть обоснованы все требования к конкретному методическому аппарату;

•       конструктивная, в которой должны быть раскрыты возможности практического использования полученных содержательных материалов.

Далее следует определение объекта  и предмета исследования.

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.Предмет исследования — это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование и развитие понятия общественного мнения

 

До 19 века термин общественное мнение не употреблялся, хотя сам феномен наблюдался во многие исторические эпохи, так как он существовал долгое время как результат взаимодействия людей, только способы формирования значительно отличались. Общественное мнение (анг. вариант Public Opinion) в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Он одним из первых понял актуальность данного вопроса для всей общественно-политической жизни. До него все попытки понять смысл общественного мнения не имело под собой научного основания и носило чисто философский смысл. Например, проблема общественного мнения была поднята в работе «Государь» итальянского мыслителя Маккиавели и в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка.  
 
-Габриель Тард же понимал под общественным мнением групповое мышление, как элементарное социальное отношение. В своей работе «Общественное мнение и толпа» он пытается показать процесс формирования общественного мнения и влияния на него средств массовой информации. Общественное мнение, по его мнению, творит публика – это то, что мы сейчас понимаем под общественностью,- в то время как толпа не обладает необходимой духовной и нравственной близостью ее членов для его формирования. Однако, толпе можно навязать его, чем и должны заниматься политики. Тард также замечает, что пресса все более и более начинает влиять на значимость политических и социальных явлений, становясь, таким образом, лидерами общественного мнения.  
 
Дальнейшая разработка проблемы общественного мнения проводилась в основном в американских научных и политических кругах в русле политического, социологического, психологического и др. подходов. Наибольший вклад внесли работы У. Липпмана, Ч. Кули, Дж.К. Робертс и С. Оскэмп. 
 
Уолтер Липпман является одним из классических исследователей общественного мнения. Его работа «Public Opinion» («Общественное мнение») стала очень популярна не только в США, но и в России. Его основной вклад – это соединение философского, психологического, исторического и социологического подходов при анализе общественного мнения. Процесс формирования общественного мнения он рассматривал с тех позиций, что познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории:  
 
1) фикции, иллюзии;  
2) стереотипы, которые объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д.;  
3) элементы псевдосреды,  с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. К этим элементам можно отнести такие объекты общественного мнения, как факты, события, процессы.  
На этих составляющих и формируется общественное мнение. По его мнению, оно пропускается через других людей, тогда как индивидуальное мнение формируется, пропускаясь через индивида.  
 
Также Липпмен разделял понятие «общественные мнения» и «Общественное мнение» с большой буквы, основываясь на критическом осмыслении роли опросного метода исследования в выявлении общественного мнения. Он объяснял это тем, что каждый человек в отдельности может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра.   
 
Таким образом, он дает определение, что  общественные мнения — это то знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями (public affairs). А Общественное мнение с большой буквы (Общественное Мнение) — это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп (лидеры мнений), например, государственные деятели. 3 
Таким образом, работа Липпмана, являющаяся актуальной и в современный период, в большой степени раскрыла сущность природы -общественного мнения, подчеркнула его иллюзорность и подверженность стереотипам.  
 
Впоследствии, У. Липпман, вместе с другим американским ученым Г. Лассуэлом, который занимался изучением структуры и функций коммуникаций в обществе, издают книгу, посвященные влиянию средств массовой информации на формирование общественного мнения, отдавая им основное место в этом процессе. Это работа явилась симбиозом их научных воззрений. 
Другой представитель американской школы социологии и социальной психологии Ч. Кули Общественное мнение, по его мнению,- это «не просто агрегация отдельных индивидуальных суждений, это - организация, совместный продукт коммуникации и взаимного влияния»4. Также, по его мнению, у человека нет необходимости, участвуя в общественном мнении, вырабатывать какое-то свое обоснованное суждение по каждому вопросу, так как во многих вопросах он может быть не компетентен, и из-за недостатка информации будет основываться на мнении экспертов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Американские  исследователи Дж.К. Робертс и  С. Оскэмп считают, что общественным является мнение только по общественно значимым и государственным проблемам, таким, например, как внутренняя политика правительства, выборы и международные отношения. 
В американской традиции public relation общественное мнение рассматривается как совокупность мнений индивидов. Так, например, в начале 20-ого века известный специалист по связям с общественностью Э. Бернайс понимал под общественным мнением описывающую, едва уловимую и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений. 
В рамках французской школы социологии, проблемой общественного мнения активно занимался Пьер Бурдье. Он рассматривает общественное -мнение как состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью.

Структурно-функциональную теория понимает общественное мнение как стремление людей на бессознательном уровне прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль.5 
В российской научной истории понятие общественное мнение стали разрабатывать недавно.

выделение  общественного   мнения   как   относительно   самостоятельного

направления исследований в истории мировой  социологии  связано,  по  крайней

мере, с тремя обстоятельствами.

    1.Развитие  капиталистического производства  выдвинуло проблему  изучения

потребительского  спроса и эффективности рекламы  в  конкурентной  борьбе  за

потребителя.

    2.Развитие  демократических структур, политических  партий и политической

борьбы, что привело  к возникновению исследований  политических  преференций,

электорального  поведения населения и эффективности  политического  влияния  с

помощью пропаганды.

    3. Сильный  импульс опросам общественного  мнения  придало  возникновение

средств массовой информации, особенно телевиденья, что, вызвало  потребность

в изучении интересов  аудитории. Так же не  мало  важным  фактором,  является

рост  уровня образования и культуры  населения,  расширение  спектра его

интересов, в  частности, и политических

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"