Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

ФРАНЦУЗская революция.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

в 1995г. появилась  Российская ассоциация изучения общественного  мнения и маркетинга  (президент Ю. А. Левада).

 

 

  1. Влияние Интернета на формирование и распространение общественного мнения

 

 

Уже не одна важная общественно-политическая тема не остается без внимания интернет-общественности, обсуждение этой темы в Сети во многом формирует само отношение к ней большинства интернет сообщества. Поэтому большинство организационных структур, которые, так или иначе, отвечают за вопрос взаимодействия с общественностью, стали активно искать способы успешной коммуникации с пользователями Интернета.  
Сфера глобальной сети Интернет более независима и свободна по сравнению с традиционными средствами массовой коммуникации. Из этого исходят принципиально другие влияния на процесс формирования общественного мнения. 
Всего на начало 2010 года в России 37% населения постоянно пользуются услугами и сервисами глобальной среды. Этот показатель вырос за последние годы в результате роста значения информационных технологий. Количество пользователей - мужчин и женщин примерно одинаково. По возрастному признаку основу социального портрета аудитории составляют люди молодого возраста, в среднем возраст которых можно определить границами 18-25 и 26-45 лет. Естественно то, что второй возрастной интервал менее активно использует Интернет, а первый активно участвует в коммуникационном процессе интернет-сообщества, общаясь в социальных сетях, блогосферах и т. п. 
Быстро растущая аудитория интернета в России также хорошо образованна (высшее и неоконченное высшее образование) и характеризуется высокой покупательской способностью (среднеобеспеченные люди)12
Так как эта аудитория самая активная часть пользователей Сети, то можно сказать, что она наиболее часто включена в коммуникационную и информационную среду, которую формирует Интернет с его возможностями.  
Главной особенностью можно назвать  информационную насыщенность содержания коммуникации. Интернет создает принципиально новые условия для развития информационной среды, и в условиях, когда любой может высказать свою точку зрения множеству других пользователей, создается эффект информационного бума, доступ к которому имеет каждый человек. Отсюда вытекает вторая особенность интернет - коммуникации – доступность информации.  
Еще одна особенность интернет - коммуникации - это ее избирательность. Это особенность характеризуется тематикой информации сообщений и поисков. В зависимости от своих потребностей, целей, ценностных и досуговых ориентаций пользователь будет искать информацию и людей, таким образом, формируя целевую деятельность в Интернете.  Так складывается глобальная аудитория по интересам - люди общаются и обмениваются информацией. 
Также особенностями можно считать анонимность и отсутствие пространственно-временных ограничений в коммуникации. Эти принципы являются основополагающими в формировании новой коммуникационной среды, так как они дали простор для самореализации человека без каких-либо ограничений личных данных и места жительства. Таким образом, коммуникация значительно упростилась с социальной и психологической точки зрения.  
Отсюда вытекает следующая особенность – большая коммуникационная активность пользователей. Общение в Сети занимает особенное место, так -как составляет основу практически всех Интернет-сообществ, начиная обменов сообщений по электронной почте и заканчивая общением в социальных сетях с возможностью самопрезентации себя, создании имиджа с помощью сообщения информации о себе, не всегда правдивой.  
Интернет вместе с характерной ей коммуникацией создает новую, отличную от стандартных средств массовой информации, специфичную информационно-коммуникационную среду проявления общественных отношений, которая формирует совсем иные условия для формирования общественного мнения. В этой среде представлены практически все социальные слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение в той или иной форме большинство видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т. д.). Все же такая среда по масштабам создания информационного «взрыва» пока уступает средствам массовой информации и выступает, как кажется, больше как дополнительный фактор. Однако, если рассмотреть самые обсуждаемые проблемы последних лет, то можно сказать об увеличении значимости Интернета в процессе формирования общественного мнения. Проникновение материалов из Интернета в традиционные средства массовой информации стало обычным явлением, несмотря на то, что в глобальной Cети может быть опубликовано все, что угодно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение средств  массовой информации в среду Интернета  позволило говорить о быстрой  циркуляции информации в глобальной Сети. Таким образом, актуализация проблемы как важной происходит значительно  быстрее, а значит, быстрее происходит и реакция на нее. Такая особенность значительно уменьшает временные границы формирования общественного мнения и формирует условия кооперирования для его практической реализации.  
Однако, быстрота реакции пользователей на те или иные события имеет и другую сторону. Чтобы написать сообщение со своим по какой-либо теме или новости требуется очень мало времени, и это означает, что в большинстве случаев такой отклик будет предопределен самой первой реакцией, в большинстве случаев очень эмоциональной и необдуманной.14 Но даже если такой отклик и представляет собой нечто большее, чем просто первую эмоциональную реакцию, при массовой реакции безоговорочное следование такому проявлению общественного мнения может быть еще более серьезной угрозой для общественного порядка. Таким образом, в этом смысле можно увидеть негативное влияние Интернет-технологий на процесс формирования общественного мнения. 
Особое внимание в рамках нашей проблем стоит уделить блогам как способу выражения мыслей и мнений. Большинство важных событий в нашей стране в последнее время происходили при участии различных пользователей блогосферы. Таким образом, открытость и доступность правдивой информации в Интернете, которую редко можно встретить в традиционных СМИ, приводит к более объективному общественному мнению. 
С другой стороны, проблема предвзятости и субъективности информации в Интернете также имеет свое значение, поэтому нельзя с полной уверенностью говорить об объективности общественного мнения, данная особенность влияния Интернета взята, прежде всего, в идеальном варианте.  
Другой очень важной особенностью блогов и других подобных сообществ с точки зрения их влияния является то, что они имеют большие координирующие и объединяющие возможности. К настоящему моменту сетевое сообщество отличается значительным многообразием индивидов, -большой социальной и культурной дифференциацией и стратификацией, широким спектром взглядов на любые общественные проблемы. Таким образом, для объединения создаются определенные сообщества (группы) по социально-демографическим признакам, признаку взаимности интересов, волнующих проблем, мест обитания и т. п.  
Стоит также отдельно рассмотреть особенности формирования общественного мнения конкретных личностей и организаций с помощью -Интернета. Данный вопрос является одними из важных в теории и практики связей с общественностью в современных условиях. Так как Интернет – общедоступная система, то игнорирование этой среды может привести к формированию на основе общественного мнения негативного имиджа человека или организации. Так, например, отсутствие элементарной представленности в Интернете в виде сайта может негативно сказаться на представлениях общественности об организации как несовременной, консервативной. 
Сегодня в различных социальных сетях можно увидеть множество личных страничек, блогов и аккаунтов в Twitter’е представителей государственных органов и органов власти, шоу-бизнеса, спорта. Также очень активно пользуются этими сервисами и представители политической элиты нашей страны, в том числе Президент РФ, главы регионов и т.д. Эта специфика пришла к нам из стран Западной Европы и США и стала активно развиваться последние 1,5-2 года. 
Если рассматривать в совокупности проблему взаимодействия общественного мнения и Интернета, то вопрос действия манипулятивных механизмов всегда был актуальным. Основой для этого служит вера в объективность информации, представленной в Интернет. На основе этого производятся различные осознанные или неосознанные процессы, такие как подмена понятий и т. п. Однако Интернет, как кажется, испытывает меньшее влияние манипуляций, в отличие от традиционных средств массовой информации. Это объясняется тем, что, помимо мнения автора текста или любого другого сообщения, имеются комментарии других людей, также эту информацию можно проверить. 
В целом, если рассмотреть вопрос проблемы влияния Интернет-технологий на формирование общественного мнения, то можно выделить 3 основных уровня такого влияния: 
-Уровень формирования общественного мнения по социально значимой общественной проблеме региона или страны можно охарактеризовать как самый распространенный. Это выходит из общей социально значимой направленности Интернет-среды и системы новой коммуникации 
-Уровень формирования общественного мнения публичных персон и организаций. 
-Уровень формирования общественного мнения обычных людей в полно смысле нельзя назвать общественным, так как не имеет значимого масштаба. Он выступает в виде самопрезентации человека в различных сообществах и на этой основе формирование мнения о нем.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приведите примеры взаимодействия общественного мнения с другими социальными институтами (культурными, политическими, государственными)

 

В духовной и идеологической сфере общественное мнение оказывает воздействие прежде всего на процесс восприятия и воспроизведения духовных ценностей. Выполняя информационную функцию, общественное мнение имеет циклический характер. Для идеологов общественное мнение – источник информации и одновременно средство обратной связи с общественностью. 
 
В зависимости от интересов и ценностей социального субъекта общественного мнения благодаря оценочной функции происходит постоянный процесс смены того, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения интересов этого субъекта, обеспечения его выживания и развития. Обеспечение данного процесса осуществляется посредством функций воспитания и социализации. Следует также отметить, что суждения и оценки общественности – это та среда, в которой живет идеология.

Общественное  мнение в сфере культуры – элемент процесса воспроизводства и трансляции духовных ценностей, традиций, обрядов и т. п. 
Результатами действия общественного мнения в сфере культуры могут быть: 
   • изменение культурной политики государства; 
   • изменения в деятельности культурных институтов и СМИ; 
   • возникновение и исчезновение культурных и эстетических традиций, школ, стилей; 
   • приход и смена эстетических лидеров, деятелей культуры и искусства; 
   • изменение в сознании и поведении людей, связанном с явлениями культуры. 
 
Также велика роль общественного мнения в политической сфере. Это связано с реализацией как общих (политической социализации и включения в политику), так и процессуальных (выражение и интеграция интересов, принятие и выполнение политических решений) функций политики, и осуществлением процессов политического руководства. 
 
В политических процессах общественное мнение, являясь их полноправным участником, выполняет прежде всего свои социологические функции (адаптации, культуронаследования и социорегуляции). 
Очень важна связь общественного мнения с процессами обеспечения прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Выявление массовых общественных оценок – неотъемлемый компонент социального планирования. Изучение тех или иных субъективных характеристик (удовлетворенности жизнью, трудом, уровнем обеспеченности) позволяет осуществить социальное планирование на всех уровнях управленческой иерархии. 
Наиболее жесткими из них являются выборы депутатов, других народных представителей, референдумы и т. п. К числу мягких относится целый ^спектр каналов, которые приводят к мягким формам существования обособившегося общественного мнения в политической и управленческой сфере - от петиций, законопроектов, поправок, до результатов опросов, оттиражированых средствами массовой информации, разного рода так называемых общенациональных оценок, массовых одобрений и осуждений, оторванных прессой от их носителей и начавших жить самостоятельной жизнью в виде политических правил, опенок и, возможно, норм и стереотипов.

 
Работа системы социальной защиты и оценка эффективности их функционирования также невозможна без учета общественного мнения. 
 
Общественное мнение с точки зрения функции регулирования, консультирования и контроля снизу способствует уменьшению степени субъективности и произвольности в отправлении власти. Это необходимо для создания форм демократических решений, когда центральной становится направленность коммуникаций органов власти и общественности на взаимодействие в определении, планировании и осуществлении социальной политики.

 

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство характеризуется как демократическое, поскольку оно способствует реализации важнейшего права человека - права на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. с целью выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Покажите основные тенденции общественного мнения на примере отношения россиян к какому-либо значимому событию российской или зарубежной жизни

МОСКВА, 29 декабря 2012 г. 30 декабря исполняется 90 -летие образования СССР. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сожалеют ли россияне сегодня о распаде СССР, кого винят  и в чем видят причины  этого процесса, и как оценивают значение Советского Союза для народов, проживавших на его территории, сегодня.

О распаде Советского Союза  сегодня сожалеет каждый второй опрошенный (56%). Десять лет назад таких респондентов было больше (65%). Как правило, сожалеют люди старше 45 лет (70-83%), с низким уровнем образования (72%), не пользующиеся интернетом (75%), жители столиц (64%). Не жалеют о распаде СССР 33% опрошенных (десять лет назад - 27%). В основном это молодежь (54%), люди с высшим образованием (37%) и активные интернет-пользователи (43%).

Две трети россиян сегодня уверены, что СССР способствовал культурному и экономическому развитию народов, проживавших на его территории (67%, 72% - десять лет назад). Прежде всего так считают пожилые респонденты (84%), не пользующиеся интернетом (80%) и жители столиц (74%). В обратном убежден каждый пятый (20%), как правило, жители городов- миллионников (29%), молодежь (27%) и активные интернетчики (25%).

Если в 1998 г. распад Союза  неизбежным считала четверть опрошенных (25%), то сегодня - уже треть (35%). В основном так думает молодежь (46%), активные интернетчики (43%) и респонденты с высшим образованием (39%). Тем не менее половина опрошенных уверена, что распада СССР можно было избежать (55%). Прежде всего это мнение характерно для пожилых россиян (74%), не пользующихся интернетом (68%), людей с низким уровнем образования (62%), селян и жителей крупных городов (по 58%). Пик веры в то, что Союз можно было сохранить, пришелся на 2000 год (64%). С тех пор это мнение постепенно теряет сторонников.

Сразу после распада Советского Союза людям сложно было назвать его причины, и наиболее вероятной версией признавалась нежизнеспособность коммунистического государства в условиях перехода к демократии (27%) и неверная политика Центра (22%), а наименее весомым фактором считался курс, проводимый Горбачевым, Шеварднадзе и Яковлевым (18%). Спустя двадцать лет оценки изменились: как раз деятельность этих политиков признается ключевой причиной распада Союза (45%). Реже говорят сегодня о нежизнеспособности коммунистического государства, ошибках Центра в отношениях с республиками (по 13%). Пожилые респонденты чаще винят в распаде Союза Горбачева, Шеварнадзе и  Яковлева  (65 против 24% среди молодежи), молодежь чаще ссылается на стремление республик к независимости (24 против 7% среди пожилых) и нежизнеспособность Союза в условиях перехода к демократии (16 против 8%).

Инициативный  всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 1-2 декабря 2012 г. Опрошено 1600 человек  в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"