Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

ФРАНЦУЗская революция.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

В. И. Ленин, рассматривал газеты с точки зрения их идеологических функций, таким образом, влияя на общественное мнение. Он отмечал, что газета – это не только коллективный агитатор, но и коллективный катализатор.  
Основателем же российского отраслевого социологического направления изучения общественного мнения считает Борис Андреевич Грушин. Он основал при газете «Комсомольская Правда»  «Институт общественного мнения»  (1960-67 гг.). Позднее в 1988-90 гг.  один из организаторов Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). На базе этого центра начались эмпирические исследования общественного мнения. 
 
Другой известный социолог-исследователь общественного мнения Д. П. Гавра рассматривал его как «одновременно совместная заинтересованно ценностная оценочная и вытекающая из нее практическая деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат»6. В целом, его определения является наиболее привлекательным с точки зрения социологического подхода для современных российских условий  
 
Несмотря на такое многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий. Однако, если обобщить всю анализируемую информацию, то такой разбор необходим для выявления признаков социального феномена, среди которых можно выделить совместную межличностная или опосредованная деятельность людей (групп общественности), так или иначе взаимодействующих друг с другом, вырабатывающих таким образом на основании фактов, мнений, суждений определенное оценочное суждение.  
 
Эти факторы очень хорошо описывают современное состояние общественного мнения. Так как Россия долгое время была в стадии перехода к демократическому обществу, а значит и в стадии появления исследований общественного мнения, все рассмотренные теории и концепции имеют свое значение. 
 
В начале 90-х годов 20 века стали активно появляться центры изучений общественного мнения, такие как ВЦИОМ, Фонд "Общественное мнение", Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, которые нередко выполняли социальные заказы политических лидеров. Появление выборности органов государственной и муниципальной власти только ускорило этот процесс развития проблематике общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация подходов к изучению общественного мнения

 

 

 

1.Концепция  Липпмана

Определение понятия  «общественное мнение», которое  предложил У. Липпман, в первой половине ХХ века считалось классическим: «Те  черты внешнего мира, которые имеют  отношение к поведению других людей – в той мере, в какой это поведение пересекается с нашим, зависит от нас и интересует нас, – мы грубо называем общественным мнением. Образы в сознании людей – образы самих себя, других людей, своих нужд, целей и взаимоотношений – являются их общественным мнением».

Важнейшей характерной  чертой позиции У. Липпмана являлось то, что он считал, что «средний человек» не способен компетентно судить о  все усложняющихся в мире процессах, т.к. ему не хватает на это знаний и времени, постоянно указывая также на то, что в сознании так называемых «средних американцев» играют стереотипы – схематизированные, упрощенные и стандартизированные образы или представления об объектах, явлениях и процессах социальной реальности, отличающиеся высокой устойчивостью и ярко выраженной эмоциональной окраской. Это постоянно действующий и по сути определяющий фактор массового сознания, а следовательно и общественного мнения.

Согласно У. Липпману, познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Критика опросного  метода, становится для У. Липпмана отправной точкой, для разделения общественного мнения с маленькой  буквы и Общественного Мнения с большой буквы:

общественное  мнение с маленькой буквы, а точнее, общественные мнения, это то знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно  им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В таких случаях люди используют распространенные среди других людей и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали и т. д., направляющих игру воображения и само видение событий.

Общественное  Мнение с большой буквы это  образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели.

2. Ноэль-Нойман

В науке получила известность теория Э. Ноэль-Нойман о так называемой «спирали молчания», согласно которой люди, видя, что доминирующие общественные установки, распространяемые СМИ или их ближайшим социальным окружением, противоречат их собственной позиции, «замолкают», стараются избегать высказывать свою точку зрения, боясь оказаться в меньшинстве. И чем сильнее им кажется распространенной господствующая точка зрения, тем сильнее они «замолкают». Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации на коммуникативном поле идей порождающих социальные страхи или вброса в него более сильных политических идей. Теория Э. Ноэль- Нойман получила широкую популярность, однако подвергалась также критике вследствие недостаточности доказательной эмпирической базы, а также потому, что воспринималась не как научная, а как политическая теория, призванная мобилизовать находившихся в меньшинстве избирателей христианских демократов ФРГ в условиях нахождения у власти социал-демократов и доминировании в СМИ ФРГ того времени левоцентристской идеологии.

3.Уледов

ОМ достаточно изучено и всесторонне разработано

Первым, кто в нашей стране дал определение понятию «общественное мнение» был А. К. Уледов. Рассматривая общественное мнение в качестве одной из форм общественного сознания, он считал, что — это есть «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы», а его субъектом является общество в целом.

Так, А.К. Уледов, рассматривая процесс формирования общественного  мне­ния, выделяет следующие его  этапы. Первый - возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания. Вто­рой - обмен информацией между людьми. «На этом этапе, - считает А.К.Уледов, - мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. С момента обмена мнениями, с момента дискуссий и обсуждений начинается, строго говоря, процесс становления собственно общественного мнения»

4. Грушин

Б. А. Грушин подчеркивал, что  общественное мнение как бы перекрывает  все существующие формы сознания или, говоря точнее, входит в каждую из них в качестве своеобразного способа их существования. При этом, «оно входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой». По мнению Б. А. Грушина, общественное мнение есть не что иное как «общественное сознание со сломанными внутри него перегородками». Разработав концепцию массового сознания, он определял общественное мнение как плюралистическое образование, характеризующееся массовостью и поэтому, это есть «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности». Что касается субъектов (носителей) общественного мнения, то критикуя подход А. К. Уледова, Б. А. Грушин считал, что ими, помимо общества в целом, могут быть различные общности людей, объединяющиеся в группы. В результате, если брать за основу подход Б. А. Грушина, то субъектом (носителем) общественного мнения может быть и большинство, и меньшинство, и такая позиция в большей мере отражает всю сложность такого феномена как общественное мнение. Изучая общественное мнение, Грушин Б. А. в своей книге «Мнения о мире и мир мнений» приходит к парадоксальному заключению: «Общественное мнение всегда, во всех случаях, так или иначе, отражает действительность. Невозможно говорить об определении общественного мнения вообще, о некоем его абстрактном определении, которое было бы одинаково верным применительно ко всем эпохам и обществам и ко всем случаям»

5. Гавр

Важно также назвать целый ряд работ, автором которых является исследователь из Санкт-Петербурга Д. П. Гавра, сравнивший общественное мнение с воздухом, который необходим для дыхания демократии: когда он есть, его не замечают, но его отсутствие может привести к гибели всего организма. Кроме того, Д. П. Гавра ввел понятие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения», под которыми, в частности, понимается «обобщенная характеристика меры реальной включенности общественного мнения в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами». При этом Д. П. Гавра, на основе разработанной им системы критериев выделяет следующие «режимы взаимодействия власти и общественного мнения»: 1. Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур. 2. Режим игнорирования общественного мнения. 3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению. 4. Режим сотрудничества (взаимореализации). 5. Режим давления общественного мнения на власть. 6. Режим диктатуры общественного мнения

 

 

 

 

 

  1. Общественное мнение как социальная система и социальный институт

 

Общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.  
 
Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью демократических гарантий) мнения.  
 
 
Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия». Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества. 
 
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, там нет и не может быть общественного мнения.

 

Общественное  мнение как социальный институт.

Следует заметить, что термин «общественное мнение»  используется в двух смыслах: 1)мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2) доминирующее мнение, среди  всех представителей общественности.

Общественное  мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее  существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе.

Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности.

Теперь нужно сказать о том, что в ходе развития общественного мнения происходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Сформированное общественное мнения имеет интегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истины.

Так же, в зависимости  от предпочтений субъекта общественное мнение может иметь позитивную или  негативную направленность, либо быть индеферентным. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

Что касается Сферы проявления общественного мнения – это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм .

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы разработки анкеты с целью зондирования общественного мнения

Краткая структура:

1. Название (соотв.  Теме социологического исследования).

2. Обращение  к респонденту (стимулирование  респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3 .Основная часть  (содержит последовательно сменяющие  друг друга вопросы, направленные  на получение необходимой информации).

Основные  требования к составлению анкеты:

1.  Количество вопросов не должно переутомить респондента.

3.    Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

4.  При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"