Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: определить содержание и технологию реализации информационно – методического сопровождения в муниципальной системе образования.
В соответствии с выделенными противоречиями, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и определить возможности его реализации в муниципальной системе образования.
2. Разработать и концептуально обосновать содержание информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.
3. Разработать систему организационно-ресурсного обеспечения информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (итог).docx

— 195.64 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. В основных правительственных документах, определяющих направление государственной инновационной политики в области образования: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (2009); «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» (2010); «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» (2011) в качестве необходимого условия модернизации и инновационного развития системы образования рассматривается формирование инновационной деятельности педагога.

Это делает актуальным исследование путей, средств, механизмов, закономерностей формирования инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Данная проблема рассматривается в контексте идеи непрерывного профессионального образования как процесса роста профессионального потенциала личности педагога, соответствующего потребностям самой личности и общества, организационно обеспеченного системой государственных и общественных институтов.

Провозглашение государством приоритета инновационного развития образовательных систем способствовало активной разработке проблемы инновационной деятельности в педагогической науке. Анализ научной литературы показывает, что учеными (Е.В. Бондаревская, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, A.B. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова) изучены различные аспекты инновационных процессов в образовании: теоретически осмыслена сущность инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социально-образовательной среде.

Актуальность постановки проблемы разработки эффективных механизмов информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования состоит в необходимости разрешения следующего комплекса противоречий между:

- признанием инноваций  как способа создания и использования  нового опыта, сопряженного с  изменениями в социально-образовательной  среде, и недостаточным уровнем готовности педагогов к введению инноваций в муниципальной системе образования;

- значением непрерывного  профессионального образования  как процесса роста профессионального  потенциала личности педагога  и недостаточной разработанностью  технологий методической работы, ориентированных на формирование  инновационной деятельности педагогических  работников в муниципальной системе  образования;

- теоретической обоснованностью  эффективности моделей методического  сопровождения и поддержки с  использованием современных информационных  и коммуникационных технологий  и недостаточной разработанностью  механизмов информационно-методического  сопровождения инновационной деятельности  педагогов, соответствующих стратегии  инновационного развития муниципальной  системы образования.

Данный комплекс противоречий порождает проблему исследования: каковы организационно-управленческие условия и механизмы построения и реализации информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования?

Поиск путей оптимального решения поставленной проблемы обусловил тему диссертационного исследования: «Развитие информационно-методического сопровождения как механизма управления системой образования в городском округе Первоуральск».

Объектом исследования курсовой работы является система управления образования начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Предметом исследования курсовой работы является деятельность муниципальной методической службы по сопровождению инновационных процессов в управлении образовательной системой городского округа Первоуральск.

Целью курсовой работы: определить содержание и технологию реализации информационно – методического сопровождения в муниципальной системе образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что информационно-методическое сопровождение обеспечит эффективность инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования, если:

- определены теоретические  основания проектирования информационно - методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования;

- выявлены условия и  разработан механизм реализации  информационно-методического сопровождения  инновационной деятельности педагогов  в муниципальной системе образования;

- созданы ресурсное обеспечение  и организационная структура  взаимодействия педагогов, направленные  на инициирование и продвижение  инноваций в муниципальной системе  образования;

- определен диагностический  инструментарий для оценки эффективности  информационно-методического сопровождения  инновационной деятельности педагогов  в муниципальной системе образования.

В соответствии с выделенными противоречиями, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический  анализ проблемы информационно-методического  сопровождения инновационной деятельности  педагогов и определить возможности  его реализации в муниципальной  системе образования.

2. Разработать и концептуально  обосновать содержание информационно-методического  сопровождения инновационной деятельности  педагогов в муниципальной системе  образования.

3. Разработать систему  организационно-ресурсного обеспечения  информационно-методического сопровождения  инновационной деятельности педагогов  в муниципальной системе образования.

Методологической основой исследования являются:

- системный подход (В. П. Беспалько, В.И. Загвя-зинский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, М.С. Каган, B.C.Лазарев);

- деятелъностный подход (Л.C. Выготский, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, B.C. Лазарев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- проектный подход (И.Ю. Алек-сашина, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, A.M. Моисеев,

A.M. Новиков, О.Г. Прикот, В.И. Слободчиков, Т.А. Каплунович, И.Д. Чечель).

Теоретическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические идеи:

- концепций непрерывного  образования (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, A.A. Касьян, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.В. Николи-на, A.M. Новиков);

- представлений о структуре  инновационной деятельности и  сущности инновационных процессов  в образовании (B.C. Лазарев, C.B. Наумов, Т.Г. Новикова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков);

- концепций и моделей  управления инновационными процессами  в образовании (Т.А. Каплунович, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, O.E. Лебедев, C.B. Наумов, М.М. Поташник, Г.Н. Прозументова, O.A. Сафонова, В.И. Слободчиков, П.И. Третьяков);

- подходов и принципов  организации методической работы  в системе образования (Н.Ю. Алексашина, Т.Г. Браже, Н.В. Бордовская, Е.В.Василевская, З.И. Васильева, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, A.B. Даринский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, В.П. Ларина, В.И. Максимова, A.B. Мудрик);

- концептуальных подходов, раскрывающих особенности информационно-методического  сопровождения как ведущего направления  методической деятельности на  всех уровнях системы образования  в условиях глобальной информатизации  общества и образования (Г.В. Абрамян, В.И. Богословский, В.А. Извозчиков, И.Г. Галямина, В.А. Козырев, A.A. Кузнецов, В. В. Лаптев, Е.А. Марон, Е.С. Полат, В.Г. Разумовский, И.В. Роберт).

Понятийно-терминологический аппарат исследования. Основными понятиями исследования являются: «инновационная деятельность педагога», «информационно-методическое сопровождение», «системное управление образованием», «сетевая организация методической работы».

 

Инновационная деятельность педагога - это система взаимосвязанных видов работ, обеспечивающих решение задач инновационного развития образовательных систем разного уровня за счет введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса (B.C. Лазарев).

 

Информационно-методическое сопровождение - это технология управления инновационной деятельностью педагогов, включающая процесс постановки, диагностики, решения профессиональных задач и проблем, информирование о путях их решения, оказание помощи, предполагающей взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего (рабочее определение).

 

Системное управление образованием - целенаправленная деятельность субъектов управления разных уровней, обеспечивающая интеграцию всех систем жизнеобеспечения основного образовательного процесса, при которой управленческие решения принимаются на основе учета как непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, так и возможных социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них (C.B. Наумов).

 

Сетевая организация методической работы - это децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придаёт данной форме со-организации педагогов гибкость и динамичность (Е.В. Василевская).

Информационной базой исследования явились: данные из программы социально- экономического развития муниципального образования «городской округ Первоуральск».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Характеристика социально – экономического развития городского округа Первоуральск

Городской округ Первоуральск расположен в Юго-Западной части Свердловской области, в 46 км западнее города Екатеринбурга. Общая площадь городского округа Первоуральск составляет - 205375 га.   На территории городского округа Первоуральск площадь лесов составляет - 159096 га, площадь сельхозугодий - 28650 га в т.ч. пашни - 11722 га. Общая площадь поверхностных вод - 1732 га, в т.ч. река Чусовая – 120 га. В состав территории городского округа входят город Первоуральск, 9 деревень, 16 поселков, 4 села.

 

    1. Экономическое развитие городского округа

Первоуральск является одним из крупнейших промышленных центров Свердловской области. Производственную структуру муниципального образования составляют более трех десятков крупных предприятий.

На долю предприятий обрабатывающих производств приходится 94,3 % объемов выпускаемой  продукции  промышленными предприятиями.

Основные предприятия округа, влияющие на стабильность развития округа - это предприятия металлургического комплекса: ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО Первоуральский динасовый завод», ОАО «Первоуральское рудоуправление», ОАО «Уралтрубпром».

ОАО «Первоуральский новотрубный завод» формально не являясь градообразующим предприятием, фактически определяет социальную и экономическую стабильность в округе.

На ОАО «Первоуральский новотрубный завод» трудится 9,6 тысяч человек (или 11,8 процентов от экономически активного населения городского округа Первоуральск), на долю предприятия приходится   50,4 процента  от  общего объема товаров, работ и услуг, произведенных на территории городского округа и 13,6 процентов доходов бюджета муниципального образования.

ОАО «Первоуральский новотрубный завод» является ведущим предприятием России и Европы по выпуску стальных труб.

На ОАО «Первоуральский динасовый завод» занято 2,5 тысяч человек (или 3,1 процента от экономически активного населения городского округа Первоуральск), на долю предприятия приходится 5 процентов общего объема товаров, работ и услуг, произведенных на территории городского округа и 3,2 процента доходов бюджета муниципального образования городского округа Первоуральск.

На территории городского округа ведут хозяйственную деятельность предприятия добывающего производства: ОАО «Первоуральское Рудоуправление»,  ОАО «Билимбаевский рудник»,  ООО Компания «Никитино» и другие (выпускают 1,1 процента всей промышленной продукции города).

Основной представитель химической отрасли – ЗАО «Русский хром 1915» (производит  сульфаты натрия,  хромовые соединения и другие виды продукции).

 На долю предприятий  энергетического комплекса, производства  и распределения газа и воды  приходится 4,6 процентов объемов  оборотов промышленных предприятий.

Информация о работе Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск