Безнадзорность несовершеннолетних в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

Социальные потрясения в России, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)
  1. Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема

Социальные потрясения в  России, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, его  рассматривают как на государственном  уровне, так и на частном.

ФЗ "Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее  определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц". (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – М., 1999.)

Под детской безнадзорностью  понимается "отсутствие или недостаточность  контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям" .

(Российская педагогическая  энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность детская». – М.: Проспект, 2003. С. 16.)

Э.Р. Баянов определяет: безнадзорность как отсутствие или недостаточный  контроль над поведением и занятиями  детей и подростков со стороны родителей (законных представителей) или лиц замещающих (Баянов, Э. Р. Психокоррекционная работа с беспризорниками // Материалы городской августовской конференции. – Уфа, - 2004. – С. 15. )

Безнадзорность детей  – общественное явление, заключающееся  в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или  лиц, их заменяющих в отчуждении детей  от семьи, детского коллектива, и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей  общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. В. А. Мижериков.- Ростов н/Д., 1998.)

Основные факторы, провоцирующие  безнадзорность детей:

  1. Семейные (кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи и т.п.);
  2. Социально – экономические;
  3. Социально-психологические (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.);
  4. школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.);
  5. Психические (увеличение числа детей с аномалией психического развития);
  6. Психологические (личностные характеристики ребенка).

  Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество. Безнадзорный ребенок, как правило, живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные сами себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время провождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.( Алиханов, З. И. Социально-педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Махачкала, 2008.)

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н.Н. Верцинская  относит таких детей к категории "избыточно-комфортного типа". Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще всего отрицательное. ( Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. С. 15.)

Причины, способствующие росту  безнадзорности:

  1. Рост числа асоциальных семей;
  2. Безработные родители;
  3. Беженцы и вынужденные переселенцы;
  4. Нестабильные браки (разводы);
  5. Низкий уровень благосостояния семьи;
  6. Негативный опыт отношений с родителями;
  7. Неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  8. Наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

(Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. – М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.)

Причины детской безнадзорности:

  1. Социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
  2. Социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
  3. Психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка  в категорию безнадзорных, суть заключается  в том, что он попадает в трудную  жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Проблемы детской и  подростковой безнадзорности,экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.( Варывдин, В. А., Клемантович, И. П. Управление системой социальной защитой детства: учеб. пос. – М., 2004.)

 

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих  в ходе идущих в стране социально-экономических  преобразований.

В научной литературе эти  проблемы классифицируются следующим  образом:

  1. Проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;
  2. Проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
  3. Проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.

(Штейнберг, Е. Б. Педагог  и подростки: трудности и радости  совместного бытия.- М., 2002.)

Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной  социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени  проблемы ребенка не рассматриваются  государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных  проблем играет ведомственная разобщенность.

(Мартынова М. С. Социальная  работа с детьми группы риска. - М., 2004.)

Сегодня можно говорить о  том, что система социального  воспитания несовершеннолетних в новых  социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как «педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».( Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. – М., 2002.)

Организационно система  социально-педагогического сопровождения  является ведомственной и подчиняется  муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные  и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы  социально-педагогической поддержки  безнадзорного ребенка, которая  означает работу различных типов  и видов учреждений по специальным  программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной  для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики  проблем детства, в том числе  и безнадзорности, что обеспечит  ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка  условий.

(Мартынова М. С. Социальная  работа с детьми группы риска. - М., 2004.)

Организационно система  социально-педагогического сопровождения  является ведомственной и подчиняется  муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные  и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы  социально-педагогической поддержки  безнадзорного ребенка, которая  означает работу различных типов  и видов учреждений по специальным  программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной  для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики  проблем детства, в том числе  и безнадзорности, что обеспечит  ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка  условий.( Гиль, С., Мартынова, М. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология // Социальная педагогика. – 2007. - №3. – С. 73-78.)

Исследования, позволяют  определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения :

  1. Нестабильный брак или родители в разводе;
  2. Деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
  3. Низкий уровень благосостояния;
  4. Наличие в семье безработных;
  5. Наличие в семье членов с асоциальным поведением;
  6. Частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.

(Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. - Екатеринбург, 1997. С. 177.)

Исследования показывают негативные тенденции роста числа  таких семей. Вместе с тем попытка  переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней  на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что  семья может и должна взять  на себя главную ответственность  за воспитание своих детей. Но это  станет возможным при наличии  государственной социальной политики, которая бы способствовала включению  семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом  со своими детьми, понимают и любят  их, совместно ищут выход из сложных  жизненных ситуаций - ребенок никогда  не станет безнадзорным.( Левчук, С. Организация сетевого взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика.- 2008. - №1. – С. 51-56.Ф)

Школа как социальная среда  может провоцировать различное  поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы  в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.

Среди причин, по которым  дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:

  1. Неподготовленность школы к работе с "проблемными" детьми;
  2. Формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
  3. Проблемы со здоровьем;
  4. Физическое и моральное насилие учителей;
  5. Плохое поведение;
  6. Неуспеваемость;
  7. Отсутствие интереса к учебе и др.

Информация о работе Безнадзорность несовершеннолетних в России