Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, базируется на конституционных нормах, определяющих основные принципы государственной службы, и нормах Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», устанавливающих начала и ключевые процедуры функционирования государственной службы. Законодательство Российской Федерации регулирует федеральную государственную службу. Государственная служба субъектов Федерации регулируется законами и иными актами субъектов Федерации.

Единство государственной  службы в Российской Федерации обеспечивается прежде всего единой системой органов по вопросам государственной службы и характером их задач. Эти органы существуют при органах государственной власти всех уровней и направлений деятельности и подчиняются им непосредственно.

Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих  органов власти и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Для  полноценного решения всех задач  по управлению своей государственной  службой каждый субъект Федерации имеет свой орган по вопросам государственной службы. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы.

8. Принцип профессионализма и компетентности.

Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного  времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.

9.  Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия.  Статьей 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело. Этот принцип требует, чтобы каждый служащий не уклонялся от ответственности, не прятался за чью-либо спину, а в полной мере использовал предоставленные ему по должности права, проявлял самостоятельность и лично отвечал за принятые им решения и подготовленные им служебные документы, как и за те последствия, которые они могут вызывать.

11.  Принцип внепартийности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных объединений. Этот принцип вытекает из Конституции, статья 13 которой, признавая идеологическое и политическое многообразие, гласит, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Соблюдение принципа стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов.

 Квалификационные  разряды государственных служащих

Для организации государственной  службы кроме перечня государственных  должностей категорий «Б» и «В»  и их деления на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) важное значение имеют также квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является прежде всего то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны. Этим внешне выражается положение человека в обществе и государстве и мера его ответственности. Чем выше квалификационный разряд, тем более государственной личностью он ощущает себя, тем более ответственно должен относиться к работе.

Квалификационные разряды  подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые делятся государственные должности государственной службы. Этим выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категорий «Б» и «В», его — этого разряда — зависимость от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Федеральным законом  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

- действительный государственный советник Российской Федерации   1-го, 2-го и 3-го класса — лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности государственной службы;

- государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса — лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

- советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса — лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

- советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

- референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса — лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные должности государственной службы.

 Для отдельных видов  государственной службы в соответствии  с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги.

 Порядок проведения  квалификационных экзаменов, присвоения  квалификационных разрядов и  сохранения их при переводе  на иные должности, аттестации  государственных служащих устанавливается федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О Государственной гражданской службе  Российской Федерации». Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента от 01.02.2005 № 113.

 Согласно Указа, присвоение федеральному государственному служащему квалификационного разряда производится по замещаемой им государственной должности группы на основе квалификационных требований. При этом полученный чин или дипломатический ранг сохраняется за работником и при переводе (пере ходе) его в другой государственный орган или на другую государственную должность. До присвоения классного чина по новому месту работы он будет получать и предусмотренные за это выплаты в рублях.

 Положение определяет  также порядок присвоения квалификационных разрядов. Классный чин действительного государственного советника и государственного советника Российской Федерации присваивается Президентом по представлению руководителя федерального органа или его аппарата, а остальные ранги руководителем государственного органа.

 Квалификационный  разряд, как правило, можно получить, сдав государственный экзамен  или пройдя аттестацию. При этом  соискателю потребуется освежить  знания Конституции РФ, федеральных законов и других нормативных актов применительно к роду своей работы. Но руководители ведомств в качестве поощрения сотрудников могут это сделать без такой процедуры.

 Руководитель органа  в порядке поощрения без сдачи  федеральным государственным служащим квалификационного экзамена или его аттестации вправе ходатайствовать о присвоении ему за особые отличия очередного квалификационного разряда действительного государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса либо государственного советника Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса и внести соответствующее предложение в Совет по вопросам государственной службы при Президенте.

 Решение о присвоении  федеральному государственному  служащему квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего.

 Со дня присвоения  федеральному государственному  служащему квалификационного разряда  ему устанавливается надбавка к должностному окладу в установленных размерах.

 При прекращении  федеральной государственной службы  квалификационный разряд сохраняется.  Вопросы, связанные с порядком  присвоения и сохранения квалификационных  разрядов, рассматриваются соответствующим государственным органом в пределах его полномочий или в суде.

 Присвоение очередных  квалификационных разрядов производится  на основании результатов государственного  квалификационного экзамена или  аттестации. Служащий вправе и  сам выступить с инициативой о присвоении ему квалификационного разряда. Но в этом случае присвоение квалификационного разряда производится по результатам государственного квалификационного экзамена, проводимого аттестационной комиссией или государственной конкурсной комиссией, но без последующего перевода федерального государственного служащего на другую должность.

 Положением о проведении  аттестации федерального государственного  служащего, утвержденным Указом  Президента от 09.03.1996.№ 353, предусмотрено, что аттестационная комиссия проводит не реже 1 раза в 6 месяцев государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях:

- по инициативе федерального государственного служащего без последующего перевода его на другую государственную должность;

 - при переводе государственного служащего на государственную  должность иной группы и иной специализации;

 -  при назначении впервые на государственную должность.

 Рекомендации аттестационной  комиссии по результатам квалификационного  экзамена служат основанием для  принятия соответствующим руководителем  решения о присвоении в установленном  порядке государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Оформление необходимых документов для аттестационной комиссии и рассмотрение их на комиссии осуществляются по правилам, установленным для проведения аттестации.

 Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 в редакции от 01.07.2010 «0 прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок их присвоения определен Положением о классных чинах прокурорских работников, утвержденным Президентом.

 Для указанных работников  прокуратуры установлено 11 классных  чинов: действительный государственный  советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го класса, старший советник, советник и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го класса, младший юрист.

 Присвоение классного  чина производится в последовательном  порядке. В отдельных случаях за примерное исполнение служебного долга и достигнутые успехи в работе очередные классные  чины могут присваиваться до истечения существующего срока, без соблюдения очередности, а также выше положенного по занимаемой должности.

 Работники прокуратуры,  которым присвоены классные чины, — состоят в них пожизненно. Лишить классного чина можно лишь  при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий — поступок. В случае совершения грубых нарушений служебного  долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. — В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня  1992. № 3132-1 последняя редакция от 01.07.2010. «0 статусе судей в Российской Федерации» судьям в  зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности  судьи и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные  классы.

Положение о классных чинах работников органов юстиции  и  государственного нотариата было утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. № 1506-1.                                      

 

1.2.Социально-правовой статус государственного служащего.

  Права и обязанности государственных служащих

 Правовое положение  человека и гражданина в демократическом  обществе характеризуется совокупностью  прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией РФ и рядом других нормативных правовых актов.

 Права и обязанности  государственных служащих — это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты