Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

«Государственная  служба: формы и методы социальной защиты»

 

 

 

 

 

Зав. Кафедрой ГМУ

 

д.э.н., профессор

_____________________Е.А. Лубашев

   
   

Научный руководитель

 
 

_____________________ Н.Н. Константинова

   
   

Студент

______________________М.Ф. Стойков


 

 

 

 

 

 

 

Череповец

2011

 

   
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………3                                                                                               

Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5             

1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5

1.2.Социально-правой статус государственного  служащего….……..……39

1.3.Государственна гражданская  служба в Российской Федерации:  анализ            основных проблем…………..………………………………………………..71

Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74

2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской               службы…………………………………………………..……………………74

2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79

2.3.Основные проблемы социальной  защищенности государственной гражданской  службы в РФ…………………………………………………....82

2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84

Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86

3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86

3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита  государственных гражданских служащих………………………………….88

3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99

Список литературы………………………………………………………..108

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Законодательно существование  чиновничества как особой группы населения и его правовое положение  впервые было оформлено при Петре I («Табель о рангах» 1722г. — сохранил значение основного документа, которым регламентировался порядок государственной службы Российского государства до 1917г.). Петр I является фактическим создателем государственной службы в России.

Необходимость существования  государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация (далее РФ) стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Все более углубляющиеся  преобразования и сопутствующие  им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Вполне оправдано одной  из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.

Необходимо отметить, что социальная защита государственных служащих отличается от социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок.

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Объектом исследования являются государственные служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности прежде всего, в исполнительных, а также законодательных и судебных органах государственной власти Российской Федерации. 

Предметом — социальная защита служащих органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Для исследования проблемы и написания дипломной работы использовались учебные пособия, работы ведущих отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовые акты.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Государственная гражданская служба: понятие и функции

Понять сущность и  выявить основные черты государственной  службы невозможно без предварительного определения видов общественно  полезной деятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах:

— производство товаров и материальных ценностей, предоставление услуг;

— создание нематериальных благ (духовных ценностей), написание книг, статей, постановка театральных спектаклей, съемки фильма и др.;

— социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.);

Государственная служба, функционирующая практически во всех сферах деятельности государства и общества, т.е. таких, как:

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией) ;

г) служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;

д) общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального интереса в различных сферах жизни общества на безвозмездной основе.

Одним из важнейших видом целенаправленной деятельности человека, а так же общества и государства является служба. Это понятие употребляется  по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная  служба — вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

В зависимости от того, какую должность занимают служащие или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие виды этой категории работников:

1) служащие государственных органов;

2) служащие государственных учреждений, предприятий,                                        организаций и объединений;

3) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);

4) служащие негосударственных организаций;

5) служащие общественных объединений;

6) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.

Под государственной  службой может пониматься любая  работа, выполняемая в государственных  органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих.

В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие.

Государственная  (или  точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государственных органов или органов местного самоуправления), которые входят в структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаем в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Государственную службу целесообразно исследовать c двух точек  зрения: как теоретическую конструкцию  и как практику законодательного (нормативно-правового) регулирования государственно-служебных правоотношений.

Государственная служба может быть теоретически представлена и рассмотрена в следующих  аспектах:

социальном, т.е. «государственная служба как социальная категория — это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях»;

политическом — как деятельность по реализации государственной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная служба — важнейший фактор стабильности в обществе, ибо от ее функционирования и эффективности зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

социологическом — это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов; в этом смысле важно выявление степени эффективности государственной службы, практики и проблем ее функционирования. Орган управления представляет собой совокупность служащих — людей, объединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной (разновидность социальной) организации;

правовом — юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов. Государственная служба является сложным социально-правовым институтом, изучение которого требует комплексного анализа его социальных и юридических основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-правовые отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений;

организационном — государственная служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного аппарата она представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и ответственность соответствующих работников; государственная служба — правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

нравственном — рассмотрение этических основ государственной службы.

Государственная гражданская служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Служащих частных организаций, предприятий, банков и прочих учреждений и организаций лишь социологически можно выделить в системе служебных отношений; такое выделение и соответствующая классификация служащих не будет иметь юридического основания.

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты