Государственная служба как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому обществу и государству в целом.
Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину, данные подходы должны соотноситься и дополнять друг друга, так как от недостаточного понимания сущности государственной службы со стороны одною подхода появляется неоднозначность понимания со стороны другою подхода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Понятие государственной гражданской службы…………………………….5
2 Виды государственной гражданской службы………………………………..6
3 Цели государственной службы как социального института……………….10
4 Принципы государственной гражданской службы…………………………12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованных источников………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная служба как социальный институт.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

           Введение…………………………………………………………………..3

1 Понятие государственной гражданской службы…………………………….5

2 Виды государственной гражданской службы………………………………..6

3 Цели государственной службы как социального института……………….10

4 Принципы государственной гражданской службы…………………………12

 Заключение……………………………………………………………………...15

 Список использованных источников………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Введение.

           Изучение социальных структур власти и управления – является одной из  приоритетных общественных ценностей. Среди таких структур особое значение имеет государственная служба, поскольку она непосредственно удовлетворяет особо значимые общественные потребности в управлении и власти.

            Такой социальный институт как государственная служба играет важную роль в обеспечения прав и свобод каждого гражданина в решении задач повышения уровня жизни населения, составляющих главное содержание политики государства. Если суммировать множество подходов к определению понятия социальный институт, то можно выделить следующие.

Социальный институт представляет собой:

• ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

• совокупность правил поведения, обычаев и традиций;

• формальную и неформальную организацию;

• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

• обособленный комплекс социальных действий.

        При указанном разнообразии в определении социального института отмечается различие и в понимании государственной службы как социального института. Под социальным институтом государственной службы понимается исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Их социальная практика нацелена, в конечном итоге, на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.

           Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводится, повторяется, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:

- институциональный - государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, цель которого – обслуживать интересы не отдельного «политическою» руководителя, а всего народа;

- деятельностный - государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер.

            Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому обществу и государству в целом.

            Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину, данные подходы должны соотноситься и дополнять друг друга, так как от недостаточного понимания сущности государственной службы со стороны одною подхода появляется неоднозначность понимания со стороны другою подхода.

 

 

 

  1. Понятие государственной гражданской службы.

              В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной службой понимается: «…профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».

           Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

          Особым видом службы является государственная гражданская служба, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д. Чёткого и общепринятого определения понятия «государственная гражданская служба» в научной литературе нет. Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. В концепции реформирования государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечит выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.

  1. Виды государственной гражданской службы.

             Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.

              Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

           Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.       Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.

  1. Цели государственной службы как социального института.

            Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом миссия государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении. Это не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода. Эта миссия определяется, прежде всего, тем, что государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции.

В государственной службе выделяют три группы функций:

- регулятивные (управленческие) функции;

- обеспечивающие функции;

- технологические функции.

Эти функции объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности определяющих её черт: социальной роли, формы связи и социального действия.

            Социальная роль государственной службы состоит в государственном управлении, в удовлетворении потребностей общества, интеграции всех частей социального института в достижении целей государственной службы. В государственной службе нередко проявляются как дисфункции отдельных частей, так и социального института в целом – об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.

            Существенный признак понятия государственная гражданская службы – профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

            Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная гражданская служба – это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Государственная гражданская служба – особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом, иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

          Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

            Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственного управления.

             При экономическом подходе основу составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию, максимальное приближение к запросам клиента, стимулирование самостоятельности предприимчивости, новаторство, приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации государственной службы при освоении данной модели становится постоянное обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.

              При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственное управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют исходя из требований граждан к управлению.

 

  1. Принципы государственной гражданской службы.

               Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе. Эти принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Единство этих принципов является важной идейно-теоретической основой, которая соединяет все виды государственной гражданской службы в целостную систему. В этих принципах закрепляются требования общества и других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Информация о работе Государственная служба как социальный институт