Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы подтверждается постоянно проводимым в РФ реформированием в структуре госслужбы.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, формируемые порядок прохождения госслужбы. Предметом исследования является правовое регулирование службы в таможне.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Понятие государственной службы 4
1.1. Сущность государственной службы 4
1.2. Принципы государственной службы 7
1.3. Виды государственной службы 10
Глава 2 Правовая основа государственной службы в таможенных органах РФ 12
2.1. Понятие и правовая характеристика государственной службы в таможенных органах 12
2.2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов 15
2.3 Правовые основы регулирования порядка поступления на службу в таможенные органы РФ 18
2.4. Основания и порядок прекращения службы в таможенных органах РФ 21
Глава 3 Международный опыт правового регулирования таможенной службы 25
3.1. Правовые основы регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 25
3.2. Особенности регулирования прохождения таможенной службы в зарубежных странах 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы совершенствования  правового механизма прохождения правоохранительной службы в таможне имеют важное практическое и теоретическое значение. Поскольку таможенные органы России являются органами госвласти и осуществляют не только фискальные функции, но и правоохранительные.

Таможенная служба - особая разновидность госслужбы Федерации, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие.

В последние годы законодатель немало внимания уделяет прохождению службы, в том числе и в системе таможни. Однако некоторые вопросы в этой сфере, в том числе по дисциплинарному производству в отношении сотрудников таможни, пока не решены.

В настоящее время российская таможня переживает стадию активного институционального развития, находящуюся под влиянием двух важных факторов. Первым фактором следует считать процесс предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках которого российскому таможенному законодательству и таможенному администрированию предстоит быть гармонизироваными в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного права. Указанные обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ, который создал необходимые предпосылки для формирования практически новой, которая соответствует мировым стандартам правовой базы таможенного права и организационно-правовых основ деятельности таможни РФ.

Вторым важным фактором, который вызывал кардинальные изменения в деятельности таможни явилось реформирование системы госуправления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одной из основных целей административной реформы являлось повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для реализации этой цели Российской Федерацией создана новая система и структура органов исполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти, введена их типология, разрабатываются и внедряются в практику административные регламенты, стандарты гос. услуг, основные начала и процедуры управления по результатам.

На настоящий  момент служба в таможне имеет под собой обширную законодательную основу. Указанный массив законодательных актов формировался постепенно, происходило совершенствование правовых. Примечательно и то, что опыт российского законотворчества в данной сфере во многом опирался на нормы зарубежного законодательстве, международно-правовых норм.

В настоящий  момент представляет достаточный интерес  рассмотрение особенностей правового  регулирования службы в таможне как особого вида госслужбы. Специфика норм о госслужбе в таможне обусловлена особым правовым статусомтаможни, спецификой выполняемых ими деятельности, требованиями к кадровому составу.

Актуальность  темы курсовой работы подтверждается постоянно проводимым в РФ реформированием в структуре госслужбы.

Объектом исследования в настоящей работе выступают  общественные отношения, формируемые  порядок прохождения госслужбы. Предметом исследования является правовое регулирование службы в таможне.

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие  государственной службы

1.1. Сущность государственной службы

Г.В. Атаманчук  в своей монографии «Сущность  государственной службы» всесторонне  анализирует проекты законов по вопросам госслужбы РФ, разработанные разными организациями РФ1.

В этих проектах при определении понятия госслужбы главный акцент делался на следующем:

- госслужба рассматривается в узком аспекте, т.е. госслужба распространяется на тех служащих, которые составляют «аппаратный корпус» гос. органов;

- оплачивается  профессиональная деятельность;

- содержится за счет гос. бюджета;

- осуществляются  должностные полномочия в соответствии  с Конституцией и другими актами законодательства;

- практическое  исполнение должностных полномочий по выполнению целей и функций государства и др.

В Законе, регулирующем основы госслужбы РФ от 31 июля 1995 года госслужба рассматривается как «профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению и исполнению полномочий гос. органов». Здесь гос. служба была основана на других началах: акцентировано внимание не на сущности госслужбы, эта служба не государству, государственным и общественным интересам, а конкретным государственным органам или должностным лицам.

Догматическое определение, предложенное федеральным  законодателем, предполагает функциональную характеристику госслужбы, но остается неразрешенным вопрос, на что направлена названная деятельность, иначе говоря, что выступает ее содержанием, а что предметом правового регулирования государственных служебных отношений.

В юридической  литературе особое внимание обращается на определение понятия «должность». Два вида элементов – «должность» и «рабочее место в аппарате» - образуют структуру органа государства», обусловливают механизм функционирования и являются средствами соединения личности и органа государства, в результате чего происходит реальное функционирование государственного механизма.

В юридической  литературе о понятии «должность» высказано несколько мнений. Должность понимается: как «постоянное государственное установление с точно определенным комплексом прав и обязанностей лица, занимающего эту должность, для непрерывного выполнения той или иной работы по осуществлению государственных функций»2; как «исходная организационно-структурная единица государственного органа, заключающая в себе часть его компетенций»3; как «установленный комплекс обязанностей и соответствующих прав, определяющих место и роль служащего (работника) в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении, должность заключает в себе часть компетенции данного органа»4; как «часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов), с соответствующей частью компетенции гос. органа (организации), представляемой лицу - госслужащему в целях ее практического осуществления»5; как «государственно-правовое установление», образуемое в целях реализации задач, стоящих перед государственным органом (организацией), и определяющее служебное место и социально-трудовую роль гражданина в этом органе, возложенные на него обязанности и предоставленные ему права, а также требования к его профессиональной подготовке6, и т.д.

Проведенные определения  в основном близки друг другу и  акцентируют внимание на следующем:

- должность  устанавливается государством;

- она имеет  обязанности и наделена правами,  вытекающими из места должности  в структуре государственного  органа;

- заключает  в себе часть компетенции органа, или обладает соответствующей  частью компетенции государственного  органа;

- представляет  часть его организационной структуры  и образуется в целях реализации  задач органа.

Отмеченные  черты в общем верно указывают на правовую сущность должности. Неубедительным представляется лишь та черта, по которой должность будто бы заключает в себе часть компетенции органа. Известно, что компетенция наделяется органом государства в целом как структурная единица гос. аппарата, что первая есть «юридическое выражение совокупности функций и полномочий органа в соответствующей сфере общественной жизни». В законодательстве определены организационно-правовые формы реализации компетенции органа государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы государственной службы

Регулирование любых общественных отношений имеет  определенную направленность, которая  закладывается при помощи основных начал.

Принципами  признаются основополагающие идеи, исходные положения формирования, развития и  функционирования права, помогающие раскрыть его сущность. Принципы гражданской службы можно определить как основополагающие, ключевые моменты, закрепленные в нормативном порядке, которые определяют всю систему гражданской службы, обусловливают ее дальнейшее развитие.

Существуют различные виды классификации принципов гражданской службы. Так, Ю.Н. Старилов выделяет отраслевые, характеризующие весь институт госслужбы, и конкретно-институциональные, применяемые к определенным правоотношениям в рамках прохождения гражданской службы7. Кроме того, им проводится разделение принципов на конституционные и организационные. Первая группа обусловлена положениями Конституции Российской Федерации и конкретизируется в законодательстве, а вторая группа - отражает механизм построения и функционирования госслужбы, гос. аппарата, обеспечение эффективной административной деятельности в гос. органах.

По мнению Баранник Т.В., к основным началам государственной гражданской службы, или специальным основным началам, можно отнести8:

1) принцип единствa системы госудaрственной службы;

2) принцип рaвного доступа граждан к госудaрственной службе;

3) принцип единствa правовых и организационных основ федеральной грaжданской службы и граждaнской службы города Москвы;

4) принцип профессионализма и компетентности грaжданских служaщих;

5) принцип стабильности грaжданской службы;

6) принцип открытости гражданской службы и ее доступности общественному контролю, принцип объективного информирования общества о деятельности госслужащих;

7) принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

9) принцип правовой и социальной защищенности гражданских служащих.

Зажицкий В.И. отмечал, что  в содержании принципов госслужбы получают наиболее четкое воплощение природа и сущность госслужбы как фундаментальной категории публичного управления9.  По его мнению, в целях дальнейшего совершенствования административно-правового регулирования государственно-служебных отношений, а также предупреждения и пресечения коррупции в ее системе представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов государственной службы, а также определение той роли, которую они играют в процессе организационного построения государственной службы. Необходимость этого подтверждает и то обстоятельство, что в принятых за последнее время законодательных актах, регламентирующих государственно-служебные отношения, важное значение придается принципам организации и построения государственной службы.

Манохин В.М. полагал, что  с принципами связывают определенные основы - постоянные, твердые, на которых  зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений10. П.П. Сергун под базовые начала госслужбы РФ понимает правовую категорию как основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом11. По мнению Ю.Н. Старилова, базовые начала государственной службы являются основополагающими идеями, установлениями, выражающими объективные закономерности и определяющими научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующими в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы12.

Г.И. Петров в качестве базовых начал государственной службы называет следующие: общедоступность государственной службы для граждан, отсутствие у служащих каких-либо ограничений, подконтрольность служащих народу, их сменяемость13. В.А. Власов говорит о том, что государственная служба строится на следующих принципах: отсутствия кастового чиновничества, подотчетности и сменяемости государственных служащих, равного права всех граждан на государственную службу при соответствии политическим и деловым требованиям, отсутствия правоограничений государственных служащих, кроме тех, которые неизбежно вытекают из выполнения служебных обязанностей, отсутствия каких бы то ни было привилегий для работников государственного аппарата14.

В.П. Мельников и В.С. Нечипоренко полагали, что принципы государственной службы целесообразно учитывать при ее организации и реформировании15.

 

1.3. Виды государственной службы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации наряду с государственной гражданской и военной службами. Понятие правоохранительной службы дается в ст. 7 указанного Закона, которая понимается как вид фед. государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правоохранительная служба предусмотрена в различных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих указанные в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» функции, которые иначе можно назвать правоохранительными функциями. В рассматриваемом Федеральном законе не указано, в каких именно органах, службах и учреждениях предусмотрена правоохранительная служба. Очевидно, на этот вопрос должен ответить отдельный федеральный закон о правоохранительной службе, который в настоящее время еще не принят. В юридической литературе обсуждается структура будущего закона о правоохранительной службе, в частности предпринимаются попытки выделить принципы правоохранительной службы. Определим перечень органов, служб и учреждений, в которых должна быть предусмотрена правоохранительная служба. К ним, очевидно, должны быть отнесены те органы, которые в юридической науке и в ряде законодательных актов получили название правоохранительных органов16.

Информация о работе Государственная служба