Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственной службе на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование, как и информационное обеспечение, важно для эффективного выполнения многих функций государства и государственного управления, в частности планирования;

планирование — определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.); разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;

организация — формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессу, определение структуры управляющей и управляет мой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления;

распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле — дача текущих указаний руководящими государственными служащими;

руководство — установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);

координация — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

контроль — установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры определенному стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления и государственной службы;

регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;

учет — фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственное службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение как для государственной службы в целом, так и для каждого государственного служащего в отдельности; фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы.

Одной из важнейших функций  государственной службы, которая  возникла с принятием Конституции  РФ, установившей многопартийную систему  в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует государственную политику, выработанную Парламентом и Правительством страны, обеспечивает стабильное государственное управление и уравновешивает действия различных политических сил.

Среди общих функций государственной службы выделяются:

— осуществление государственной кадровой политики на уровне федеральной государственной власти и субъектов РФ;

— комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;

— формирование реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра государственных служащих;

— организация государственной службы;

— установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;

— планирование и прогнозирование развития персонала государственных органов (государственной службы);

— установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к государственным служащим;

— анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти;

— контроль за деятельностью персонала государственной службы и многие другие.

Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой — могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство, специальный государственный надзор). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно. Так, специальная функция изучения общественного мнения дополняет такие функции, как информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, организация управления.

К специальным функциям государственной службы можно отнести:

— разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и трудовых затрат государственных органов;

— обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;

— выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;

—   проведение исследований в различных государственных органах;

— разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.

Таким образом, государственная  служба, практически реализующая  функции государственных органов и выполняющая их задачи, функционирует во всех областях. Поэтому анализ функций государственной службы позволяет оценить роль и назначение государственной службы в государственно-социальном механизме, определить ее эффективность, полезность и значимость, учитывая то, что государственная служба является основным каналом реализации правоотношений, возникающих в процессе осуществления компетенции государственных органов, выполнения задач и полномочий государственных служащих.

Государственный орган

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, т.е. всякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Каждый государственный  орган является частью государства и исполняет функции государства. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственный орган получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ или постановлением Правительства, главой администрации и т.д.

Структурные особенности и специальная компетенция  государственного органа.

 Компетенция — принадлежащие государственному органу круг ведения, пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей;

Профессиональная  деятельность — вид деятельности, являющейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образования. Государственная служба в этом смысле — одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соответствующих экзаменов;

Полномочия — принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции государственных органов;

Должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении о государственном органе, его структурном подразделении и в должностных инструкциях.

Принципы  Государственной службы

Федеральным законом  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие принципы государственной службы:

1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требования статьи 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой правовой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства — его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Однако на сегодняшний день не существует комплексного правового акта — закона, который бы детально устанавливал соподчиненность нормативных актов, определял порядок их применения, вступления в юридическую силу, действия и утраты юридической силы. Поэтому конституционный принцип верховенства закона применительно к государственной службе восполняет отмеченный пробел в законодательстве. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной службы, по сравнению с актами федеральными.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Статьей 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство нашего государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной власти, а следовательно, единства основ организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Согласно пункту «т» статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепленный в статье 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти.

Сущностью данного принципа обусловлено также то, что государственный  служащий не вправе быть депутатом  законодательного (представительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в статье 32 Конституции.

Сущность принципа заключается  в том, что при приеме на государственную  службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма. Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом полномочий каждого государственного органа, очерченного законодательством, учитывая, когда это необходимо, порядок так называемого двойного подчинения.

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты