Государственная политика в сфере среднего общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность и особенности государственной политики в сфере среднего общего образования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственной политики в сфере среднего общего образования
2. Проанализировать инструменты реализации государственной политики в сфере общего образования
3. Сформулировать выводы по теме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственной политики в сфере среднего общего образования 5
1.1. Концептуальные основы образовательного закона 5
1.2. Государственная образовательная политика и право на образование 10
2. Инструменты реализации государственной политики в сфере общего образования 12
2.1. Образовательные программы: видология и порядок реализации 12
2.2. Инструменты общественного регулирования качества образования 14
2.3. Гражданско-правовые инструменты регулирования образовательных отношений 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по гму.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Гражданско-правовые инструменты регулирования образовательных отношений

Образовательное законодательство впервые восприняло в своих нормах динамику образовательных отношений, т.е. механизм их возникновения, изменения и прекращения. Кроме того, самостоятельную нормативную регламентацию получил договор об образовании как основной инструмент регулирования поведения субъектов образовательной деятельности в рамках образовательного процесса (ст. 54 Закона N 273-ФЗ).

Вопросам оснований возникновения образовательных отношений посвящена статья 53 Закона N 273-ФЗ. В их числе выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом на практике обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся). Первичным основанием для издания такого распорядительного документа служит соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора11.

Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон. Предусматриваются две разновидности договоров в образовании:

1) договор об образовании, заключаемый в случаях:

- приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

- приема на обучение по дополнительным образовательным программам;

- обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;

2) договор о целевом приеме и целевом обучении.

Законодатель пока определил договор в качестве основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования. Договор должен облекаться в письменную форму. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. На наш взгляд, необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Как указано выше, договорные отношения в образовательной деятельности урегулированы в самостоятельной статье. Ее появление является вполне оправданным шагом законодателя и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием. Сами образовательные отношения постепенно переходят из сферы публичных в область частных интересов, где степень вмешательства государства и применение сообразных этому правовых инструментов значительно снижается. На первый план выдвигается автономия воли участников образовательных отношений, фиксируемая в договоре как инструменте закрепления хозяйственных связей. Между тем образование - специфическая сфера экономики, на современном этапе требующая достижения необходимого баланса публичных и частных инструментов правового регулирования.

Статья 54 Закона N 273-ФЗ регламентирует форму, виды договора, варианты его заключения, основные (существенные) условия, а также условия его прекращения.

Договор об образовании заключается в простой письменной форме.

Комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

В литературе высказывалось предложение о законодательном закреплении необходимости заключения всеми обучающимися в вузе так называемых образовательных договоров. Договорные отношения могут носить различный характер, регулировать различные стороны образовательного процесса, что воспринято законодателем.

Содержательная нагрузка нормативных положений касается существенных условий договора, в том числе цены (стоимости образовательных услуг), порядка (условий) его прекращения по инициативе образовательной организации.

Согласно статье 57 Закона N 273-ФЗ изменение условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, если это повлекло изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации, является юридическим фактом, влекущим изменение образовательных отношений. Изменение образовательных отношений, ухудшающих положение обучающихся, не допускается. Как и в случае возникновения образовательных отношений, для их изменения необходимы активные действия сторон (инициатива обучающегося либо администрации) и использование инструментов, оформляющих такие изменения. Речь идет о соблюдении формальной стороны вопроса, т.е. изменение отношений осуществляется в том же порядке, что и их возникновение. В таком случае образовательная организация в лице руководителя издает распорядительный акт (приказ, распоряжение). Как известно, изменение отношений сторон - это сделка, которая должна соответствовать установленной форме (ст. ст. 158, 434 ГК РФ) и, главное, форме, в которой эти отношения были установлены. Исходя из того, что образовательный договор заключается в письменной форме, все изменения также подлежат письменному оформлению. Поэтому, если с обучающимся (его законным представителем) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании оформленных в письменной форме изменений (соглашения) в образовательный договор.

Моментом изменения прав и обязанностей сторон образовательных отношений является дата издания распорядительного акта или дата, непосредственно определенная в распорядительном акте образовательной организации12.

В качестве оснований прекращения образовательных отношений выступают указанные в статье 61 Закона N 273-ФЗ юридические факты - получение образования (завершение обучения) либо досрочное их прекращение по установленным обстоятельствам. Инициативой досрочного прекращения образовательных отношений обладают их стороны в случаях, обозначенных в статье. Кроме того, таким основанием могут выступать обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося (его законного представителя), в том числе в случае ликвидации образовательной организации. В последнем случае предполагается, что образовательная организация обязана полностью возместить оплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. Это предусматривалось ранее действующим законодательством, определяющим обязанность возместить убытки (абз. 2 п. 17 ст. 50 Закона N 3266-1).

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет для него каких-либо дополнительных материальных обязательств перед образовательной организации. Между тем, если речь идет о финансовой задолженности в рамках обучения с полным возмещением его стоимости, она должна быть погашена обучающимся (его законным представителем).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, а если образовательные отношения реализовывались в рамках договора об оказании платных образовательных услуг, он прекращается также на основании распорядительного акта (приказа об отчислении обучающегося).

Завершая обзор законодательных новелл, следует также обратить внимание на впервые закрепленные на законодательном уровне отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13 Закона N 273-ФЗ);

- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 15);

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. 16);

- обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 72, 83, 84, 86);

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 18, 19) и др.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Таким образом, вводимые Законом N 273-ФЗ новации позволят сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.

 

Заключение

Таким образом, образование является важнейшим условием жизнедеятельности общества. Именно поэтому при изменении его социально-экономического и политического строя происходят и изменения в сфере образования. Особенностью изменений нынешнего российского образования являются реформирование общей школы и модернизация высшего профессионального образования, принявшие затяжной характер. Все это происходит на фоне интенсификации интереса к вопросам образования в современном мире. Международная организация ЮНЕСКО считает сбор статистических данных об образовании в разных странах первоочередным направлением работы и проводит эту деятельность в течение нескольких десятилетий совместно с Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию и Всемирным банком.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

- Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

- образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

- государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

- общее образование является обязательным.

- гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

- ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

- граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

- вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

- государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
  2. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. / Б.Л.Вульфсон // Педагогика. 2012. - №10. - С. 3-14
  3. Галушкина М. Высшая образовательная политика / М. Галушкина // Эксперт. 2013. - № 32. - 4 - 10 сентября.
  4. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев.-М., 2013.
  5. Довузовское образование проблемы и перспективы : мат-лы III Всероссийской научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. - М., 2013.
  6. Животовская, И. Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты : сб. обзоров / И. Г. Животовская ; отв. ред. С. JI. Зарецкая. -М., 2013.
  7. Жуков, В. И. Российские реформы: социология, экономика, политика / В. И. Жуков. М., 2012.
  8. Жуков, В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М., 2012.
  9. Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. N 2. С. 5 - 19.
  10. Кузьминов, Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования. 2013. - №1. - С. 5-30.
  11. Кузьминов, Я. И. Проблемы отечественного образования /Я. И. Кузьминов // Конкурентоспособность и модернизация экономики : в 2 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М., 2012. - Кн. 1.
  12. Пищулин, Н. П. Образование и управление / Н. П. Пищулин, В. М. Ананишев. М., 2012.
  13. Пищулин, Н. П. Профессиональное педагогическое образование: стратегия подготовки учительства / Н. П. Пищулин // Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее. - М., 1998.
  14. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России / Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краскудская Л.П. и др. // Вопросы образования. - 2012. - № 1.
  15. Роик, В. Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / В. Д. Роик // Аналитический вестник Совета, Федерации. Серия «Основные проблемы социального развития России». - М.
  16. Роль муниципальных образований в реализации национальных проектов : социологическое исследование (проведено Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов при организационной поддержке Государственной Думы РФ). М., 2012. - 25 января. - С. 33-35.
  17. Российская Федерация сегодня. - М., 2012. - № 4.
  18. Российское общее образование: взгляд со стороны / А. Г. Каспржак, Митрофанов К.Г., Поливанова К.М. и др. // Вопросы образования. - 2004. - № 1;
  19. Совет Федерации РФ. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации РФ. 2012. - № 6 (294).
  20. Сюбарева И.Ф. Правовое регулирование финансово-экономического механизма сферы образования: соотношение публичного и частного // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 28 - 34.
  21. Татур, Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа / Ю. Г. Татур.-М., 2003.
  22. Шереги, Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. - М., 2012.
  23. Шрейдер, В. Ф. Проблемы муниципальных образований в реализации национальных проектов / В. Ф. Шрейдер. - Омск : Сибирь, 2012.

Информация о работе Государственная политика в сфере среднего общего образования