Государственная политика в религиозной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое госу-дарство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое отражение в ли-тературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного созна-ния. Наиболее концентрированным, систематезированным, а часто теорети-чески обоснованным выражением духовной жизни являются системы раз-личных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.
Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государ-ственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки ре-лигии отражаются в идеологии белорусской государственности.

Содержание

Введение
1. Взаимоотношения белорусского государства и религиозных организаций.
2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси.
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«ИДЕОЛОГИЯ»

на тему «Государственная политика в религиозной сфере»

 

 

 

 

 

                         группа 

      Студент

                                                                   № зачетной книжки                                                                   

                                                                   Преподаватель

                                                                  

 

 

 

Минск 2011

Содержание:

 

Введение

1. Взаимоотношения белорусского государства и религиозных организаций.

2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси.

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое отражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания. Наиболее концентрированным, систематезированным, а часто теоретически обоснованным выражением духовной жизни являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.

Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии белорусской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимоотношения белорусского государства и религиозных организаций.

 

    1. Религия в современной Беларуси.

 

В Республике Беларусь насчитывается 2863 религиозные общины, в их числе 1290 православных и 432 католические. Старообрядческих общин в республике – 34, Христиан веры Евангельской – 494, Евангельских христиан-баптистов – 270, Совет церквей ЕХБ – 29, Греко-католических – 13, Новоапостольских – 20, Иудейских – 29, Исламских – 27, Свидетелей Иоговы – 26, бахаи – 6, мормонов – 3, кришнаитов – 6, первых христиан – 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 27 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

Религиозными  организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами. Религиозные организации образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица.

Для современной религиозной  ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и обществе, свободно пропагандируют свое вероучение.

Современный религиозный  мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня  известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной культуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Некоторые служетели культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы.

Республика Беларусь несмотря на значительную институциональную религиозность является в большей степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

 

    1. Политика белорусского государства в области межконфессиональных отношений.

 

Под «конфессиональной политикой» понимается:

  • во-первых, комплекс стратегий и шагов государства по отношению к

различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

  • во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан

на исповедание любой  религии или неисповедание никакой;

  • в третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с

целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере  властными инструментами.

Сфера конфессиальной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Религиозная деятельность в  Республике Беларусь осуществляется в  соответствии с Конституцией и Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года с изменениями и дополнениями от 31 октября 2002 года. Ст. 16 Конституции содержит запрет на деятельность религиозных организаций, направленную против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряженную с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующую исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящую вред их здоровью и нравственности.

Согласно ст. 31 Конституции  Республики Беларусь признается право  каждого человека исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой. Данное положение также закреплено ст. 4, 5, 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, Республика Беларусь признает международные акты в данной области.

Закон «О свободе совести  и религиозных организациях»  устанавливает ряд обязательств государства, связанных с признанием существования и деятельности религиозных организаций. Он признает самостоятельность религиозных организаций и отводит им важную роль в жизни общества. Однако недостатком данного закона в первой редакции было то, что в нем не было предусмотрено действенного механизма борьбы с распространением на территории республики тоталитарных сект и деструктивных культов.

В 2001 году Президентом РБ была утверждена Концепция национальной безопасности, в которой в качестве основных факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной и гуманитарной сфере, указаны «распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни».

Республика Беларусь выстраивает  отношения с религиозными организациями на основе признания их равенства перед законом. При этом взаимодействие государства и религиозных организаций регулируется законом «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст. 16 Конституции). В Беларуси при Совете Министров действует Республиканский орган по делам религий, в функции которого входит проведение религиоведческой экспертизы при регистрации новой религиозной организации.

То, что Республиканский  орган государственного управления по делам религий находится в  системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и  оперативно решать вопросы практической реализации конфессиальной политики.

Среди функций этого органа можно назвать: координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работающих в области государственно-религиозных отношений.

Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется Президентом Республики Беларусь.

Этот орган осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, имеет следующие полномочия:

- готовит предложения  по урегулированию вопросов, связанных  с деятельностью религиозных организаций и требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

- обеспечивает Совет Министров  Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросу взаимоотношений государства и религиозных организаций;

- проверяет и контролирует  деятельность религиозных организаций  в части исполнения ими законодательства  Республики Беларусь о свободе  совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, дает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;

- принимает участие в  рассмотрении республиканскими  органами государственного управления вопросов, связанных с соблюдением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

- осуществляет контакты  и координационные связи с  государственными органами других государств, выполняющими аналогичные функции;

- получает от республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных  органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедании и религиозных организациях;

- ведет государственный  реестр религиозных организаций;

- оказывает по просьбе  религиозных организаций содействие  в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

- дает местным Советам  депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедании и религиозных организациях;

- назначает государственную  религиоведческую экспертизу в  случаях, установленных настоящим  законом;

- создает экспертный совет  для проведения государственной  религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций;

- обращается в суд с  заявлением о ликвидации религиозной  организации (для религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий);

- осуществляет государственную  регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

- по запросам республиканских органов государственного управления, местных, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц дает заключения по видам и формам религиозной деятельности.

В соответствии с законодательством  белорусское государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций. Вместе с тем религиозные организации всех конфессий участвуют в общественной жизни, обладают правом наравне с другими общественными организациями использовать средства массовой информации, а также создавать свои собственные для распространения своих учений, взглядов, религиозных и нравственных проповедей.

Государственные и местные  органы власти по мере возрождения  и создания новых религиозных общин и объединений содействуют им в приобретении необходимой материальной базы, а также в передаче в пользование свободных и высвобождающихся культовых помещений, осуществляют помощь в строительстве новых храмов, приобретении новых помещений и приспособлении их для религиозных потребностей.

Информация о работе Государственная политика в религиозной сфере