Государственная политика в сфере среднего общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность и особенности государственной политики в сфере среднего общего образования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственной политики в сфере среднего общего образования
2. Проанализировать инструменты реализации государственной политики в сфере общего образования
3. Сформулировать выводы по теме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты государственной политики в сфере среднего общего образования 5
1.1. Концептуальные основы образовательного закона 5
1.2. Государственная образовательная политика и право на образование 10
2. Инструменты реализации государственной политики в сфере общего образования 12
2.1. Образовательные программы: видология и порядок реализации 12
2.2. Инструменты общественного регулирования качества образования 14
2.3. Гражданско-правовые инструменты регулирования образовательных отношений 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по гму.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Что же касается нормативно-технических аспектов, то в рамках статьи 5 Закона соответствующие положения систематизированы и отражают современные направления государственной политики в сфере образовании. Положительным представляется следующее: в содержательном плане соответствующие положения законодательства расширены за счет увеличения круга субъектов, которым предоставляются образовательные гарантии: на территории Российской Федерации право на образование гарантируется любому человеку, а не только российским гражданам, как это предусматривалось ранее. Попутно стоит отметить декларацию правовых гарантий обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

 

 

2. Инструменты реализации государственной политики в сфере общего образования

2.1. Образовательные программы: видология и порядок реализации

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования законом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. В соответствии со статьей 12 Закона N 273-ФЗ к основным относятся основные общеобразовательные, основные профессиональные образовательные, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования к числу образовательных программ высшего образования законом отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки. В программах бакалавриата выделяются программы прикладного и академического бакалавриата. К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В рамках дополнительных выделены новые виды программ - общеразвивающие и предпрофессиональные программы5.

Новацией образовательного законодательства в этой части следует считать установление основ механизма разработки образовательных программ, в том числе их экспертизу уполномоченными органами власти. Установлены также особенности порядка разработки образовательных программ. Образовательные программы должны соответствовать установленным федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в подзаконных нормативных актах6 (ст. 12).

Закон закрепляет требования реализации образовательных программ (ст. 13). Так, реализация образовательных программ может осуществляться образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, с использованием дистанционных образовательных технологий7 и электронного обучения.

Новацией следует считать закрепление в качестве критериев оценивания степени освоения обучающимися образовательных программ зачетных единиц, общее количество которых по основной образовательной программе определяется ФГОС, а по дополнительным образовательным программам непосредственно образовательной организацией. Кроме того, в структуре образовательной программы в обязательном порядке должен быть предусмотрен практический компонент обучения, реализуемый как непосредственно образовательными организациями, так и по договору в других организациях, имеющих базу для прохождения практики. Порядок организации и проведения практики, предусмотренной образовательной программой, определяется Минобрнауки России. В настоящее время действует Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (утв. Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. N 1154)8, а также Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. N 673)9.

Учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не может быть изменен по инициативе органов управления образованием. По общему правилу, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается Минобрнауки России.

2.2. Инструменты общественного регулирования качества образования

Развитию механизмов участия общественных институтов и граждан в управлении образованием и деятельностью образовательных организаций в Законе N 273-ФЗ посвящен ряд норм, определяющих конкретные инструменты реализации государственного общественного характера управления образованием.

В первую очередь следует выделить нормы о педагогической экспертизе, впервые нашедшие свое отражение в статье 94 Закона N 273-ФЗ. Экспертиза преследует цель изучения выявления в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, затрагивающей права и ущемляющей положение субъектов образовательного процесса в части образовательной (воспитательной) составляющей. Педагогическая экспертиза может проводиться в отношении как уже принятых (действующих), так и готовящихся к принятию (проектов) нормативных актов. Педагогическая экспертиза организуется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и непосредственно проводится на общественных началах участниками образовательных отношений. По результатам проведения педагогической экспертизы эксперты составляют заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект или принявший нормативный правовой акт. Правительство РФ устанавливает порядок (механизм) проведения педагогической экспертизы.

Особое внимание в новом образовательном законодательстве уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием; им посвящена статья 95 Закона N 273-ФЗ.

В качестве инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт независимой оценки качества образования профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Целью независимой оценки качества образования является определение уровня обеспечения организации образовательного процесса, а также предоставление необходимой информации потребителям образовательных услуг, формирование образовательного рейтинга среди образовательных организаций как внутри страны, так и на международной арене.

В мировой практике общественно-профессиональная оценка программ профессионального образования строится вокруг оценки качества образования, предоставляемого данным образовательным учреждением. В этом контексте основное внимание уделяется вопросам качества результатов обучения на уровне образовательных программ, гарантиям качества образования, которые обеспечивает образовательное учреждение на институциональном уровне и на уровне образовательных программ. Именно качество образования становится основным критерием оценки: на основе результатов оценки качества образования формируются национальные и глобальные рейтинги образовательных программ, популярных в странах - участницах Болонского процесса (преимущественно в Западной Европе (Англия, Германия, Франция), а также в США и ряде развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР, Сингапур, Южнокорейская республика)). Итоговой составляющей деятельности по независимой оценке качества является повышение конкурентоспособности российских образовательных организаций на российском и международном рынке образовательных услуг.

Независимая оценка качества образования проводится открыто, гласно, с учетом привлечения интереса широкой общественности, ее результатом является объективные показатели работы образовательной организации. Соответственно, результаты такой оценки формируют общественное мнение об образовательной организации, от которого зависит ее конкурентоспособность.

Система независимой оценки качества образования создается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (организации, проводящие оценку качества). Критерии, показатели и параметры оценки определяются самостоятельно оценивающими организациями. Инициатором проведения оценки качества могут быть как сама образовательная организация, так и любое другое заинтересованное лицо.

Проведение оценки осуществляется в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором на условиях, определяемых оценивающей организацией. Итоги независимой оценки качества образования не влекут юридических последствий для образовательных организаций, связанных с отрицательными результатами оценочных мероприятий. В частности, такие результаты не влекут приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении образовательной организации.

Новацией образовательного законодательства является появление в его нормах института общественной аккредитации, закрепленного в статье 96 Закона N 273-ФЗ. Ранее действовавшее законодательство только упоминало об общественной аккредитации и праве образовательных организаций на ее получение, но дальнейшего развития соответствующие нормы в образовательном законодательстве не находили. Кроме того, в рамках статьи 96 Закона отдельно регулируются вопросы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Общественная аккредитация образовательной организации может быть получена в различных российских, иностранных и международных организациях. Подобного рода инструмент публичного участия в контроле образовательной деятельности образовательных организаций широко распространен в западных странах и получает постепенное развитие в отечественной практике. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Деятельность общественных аккредитационных структур строится на самостоятельности и автономии от аналогичной деятельности государственных аккредитационных органов. Поэтому организация, осуществляющая общественную аккредитацию, самостоятельно определяет порядок ее проведения и права, предоставляемые образовательной организации по итогам аккредитации.

Существенным фактором, способным повлиять на качество подготовки кадров и улучшение образовательного процесса, считается право объединений работодателей соответствующих отраслей осуществлять профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность10.

Профессионально-общественная аккредитация осуществляется путем оценки профессиональных качеств выпускников образовательных организаций. Таким образом, оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования. Следовательно, качество образования может быть объективно оценено не только посредством нормативно установленных показателей, ведущих зачастую к "сглаживанию" общего уровня подготовки, но и общественными структурами, определяющими использование результатов "продукта" образовательного процесса в профессиональной деятельности. Можно отметить интересный опыт иностранных государств: вузы ФРГ подвергаются аттестации общенациональными профессиональными ассоциациями; Совет Англии по финансированию высшего образования использует методики оперативного получения информации об усилиях и достижениях вузов в области обеспечения качества высшего профессионального образования. В США признание качества образования (соответствия учебным программам, необходимому уровню и сертификация квалифицированных специалистов) осуществляется посредством неправительственных добровольных институциональных или профессиональных ассоциаций через специализированную аккредитацию.

В российских условиях реализация механизмов общественного участия в оценке качества деятельности образовательных организаций в целях общественно-профессиональной аккредитации привела к созданию Координационного совета по содействию аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации специалистов, ряда Аккредитационных независимых центров по группам специальностей. Объектами общественно-профессиональной оценки образовательных программ являются:

1) качество образования, включая:

- оценку результатов обучения, в том числе оценку соответствия ожидаемых и фактических результатов обучения актуальным запросам рынка труда;

- оценку востребованности выпускников рынком труда;

- валидацию процедур и критериев оценивания учебных достижений студентов;

- удовлетворенности студентов качеством образования;

2) гарантии качества образования, формируемые:

- образовательными целями образовательной программы;

- структурой и содержанием образовательной программы;

- учебно-методическими материалами, используемыми для реализации образовательной программы;

- технологиями и методиками образовательной деятельности, применяемыми в рамках реализации образовательной программы;

- профессорско-преподавательским составом, задействованным в реализации образовательной программы;

- научно-исследовательской деятельностью и реализацией ее результатов в учебном процессе;

- образовательными и материально-техническими ресурсами образовательной программы;

- организацией и управлением процессом реализации образовательной программы;

- участием работодателей в реализации образовательной программы;

- участием студентов в определении содержания и организации учебного процесса;

- студенческими сервисами;

- оценкой качества подготовки абитуриентов.

По результатам профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги образовательных организаций, по конкретным специальностям (направлениям) подготовки, получающих объективный и достоверный характер.

Профессионально-общественным организациям и их объединениям представляется самостоятельность и автономия деятельности, что позволяет им самостоятельно устанавливать порядок проведения аккредитации и определять права аккредитованных ими образовательных организаций. Между тем, в отличие от общественной аккредитации, результаты профессионально-общественной аккредитации могут учитываться при проведении государственной аккредитации образовательной организации, осуществляемой аккредитационными контрольно-надзорными органами.

Организация профессионально-общественной аккредитации обеспечивается за счет средств соответствующих профессиональных объединений, поэтому не влечет какие-либо дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.

Информация о работе Государственная политика в сфере среднего общего образования